rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
100

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

169

Европа: радикальные левые против своего империализма

372

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура 2022 Июнь За Хармсом снова пришли

За Хармсом снова пришли

За Хармсом снова пришли

 

После многолетней борьбы в Петербурге все-таки закрасили портрет Даниила Хармса на Маяковского, 11.

Размышляя об этой истории, я вспоминаю некоторые детали биографии писателя. В 1931 году за Хармсом и его коллегами-литераторами «пришли» в первый раз, обвинив в участии в антисоветской нелегальной группировке литераторов. При обыске, ночью, из квартиры писателя изъяли книги, рукописи и переписку. Хармсу дали три года в концлагере, он отсидел полгода в тюрьме, а позже наказание заменили на высылку из Ленинграда в Курск.

Второй раз Хармса арестовали 23 августа 1941 года, в самом начале войны. Писателя и поэта вновь обвинили в антисоветской деятельности, только теперь, в военное время, за такое преступление грозил расстрел.

Психологическая справка, которой писатель обзавелся еще до начала войны, позволила смягчить наказание до тюремного заключения, но уже зимой 1942 года писатель умер в тюремной больнице. В 1960 году прокуратура Ленинграда реабилитировала Хармса и признала его невиновным.

С 2016 года, когда потрет писателя только появился на фасаде здания в котором он жил, городские власти пытались избавиться от изображения, и упорствовали в этом, несмотря на петиции и публичные акции в поддержку граффити. Мне, если честно, непонятна эта настойчивость чиновников. Я бы даже назвал ее саморазрушительной, потому что, оставь они граффити в покое, это принесло бы им хоть немного «очков кармы».

Да и способов оставить граффити в покое немало — например, можно было обратиться к опыту комиссий в Торонто, которые вписывают граффити в дизайн-код города, или опыту Вены, где выделяют стрит-арт художникам места под творчество. А чтобы вписать уже существующий, полюбившийся стрит-арт, можно было бы создать специальный совет из активистов и художников, которые смогут оценить художественную ценность изображения. Мы недавно подробно рассказывали об этом на нашем YouTube-канале.

В этом же контексте мне не ясно, чем голографическое изображение того же Хармса, которым заменили портрет, принципиально лучше минималистичного граффити, но не вижу смысла искать в этом логику. Мы потеряли еще один культурный объект в нашей культурной столице.

 

Репрессиям подвергаются все, даже мертвые.

 

А пока что за Даниилом Хармсом пришли в третий раз.

Июн 9, 2022Сергей Росс
9-6-2022 КультураГраффити, Портрет, Санкт-Петербург, Стрит-арт, Ханиил Хармс274
Фото аватара
Сергей Росс

Юрист, правозащитник, блогер.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Ленин и классическая культураЗлободневный сюжет: отчуждение и антикапитализм в сериале «Разделение»
  См. также  
 
Письмо из Мурино
 
Мы это сделали!
 
Санкт-Петербург: вместо пляжа – «человечники» и экологическая катастрофа
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру