Профсоюзные организации и рабочая борьба в Китае
В авторитарном Китае нет независимых профсоюзов[1]. В отличие от демократических стран, профсоюзы на рабочих местах в Китае подвергаются манипуляциям со стороны работодателей, а профсоюзы более высокого уровня являются частью государственной корпоративной структуры. Профсоюзы — это государственный аппарат, который помогает подавлять коллективную организацию работников[2]. Дисфункциональные профсоюзы создали пространство для роста трудовых неправительственных организаций (НПО), которые играют решающую роль в поддержке сопротивления трудящихся. НПО в основном нацелены на внутренних рабочих-мигрантов, которые все чаще устраивают спорные акции. С 1990-х годов НПО предоставляют работникам различные услуги.
Начиная с 2010 года, во время правления Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябо (Ху-Вэнь), в Китае начали появляться МНПО – ориентированные на движение НПО. Они участвуют в коллективных действиях работников, направленных на решение коллективных задач работников перед работодателями или государством путем установления общих целей и солидарности между ними. Сопротивление рабочих без поддержки МНПО долгое время характеризовалось правовой мобилизацией через посреднические, арбитражные и судебные системы на индивидуальном уровне или несогласованными, неорганизованными и спонтанными групповыми действиями на коллективном уровне. МНПО смогли продвигать один тип “модульных коллективных действий” среди работников, который “легко переносился из одной среды или обстоятельств в другую”, применяя три тактики: выборы представителей работников, коллективные переговоры с работодателями и акции протеста.
Модульное коллективное действие, управляемое МНПО
Во-первых, МНПО содействовали работникам в коллективном сопротивлении, избирая внепрофсоюзных представителей. Эта тактика помогает установить лидерство, мобилизующие сети и связующие структуры среди работников, все из которых имеют решающее значение для мобилизации движения. Этот тип выборов способствовал формированию культуры демократии и автономии среди рабочих, в отличие от недемократической среды китайских профсоюзов. Представители работников отвечают за переговоры с компанией, за общение с государственными чиновниками, за надзор за фондами солидарности, за внутреннюю коммуникацию и мобилизацию, а также за рекламу в социальных сетях, среди прочих задач. Избранные представители рабочих действовали как “предприниматели движения” (Маккарти и Залд 1973) – кадры, лидеры или организаторы, которые руководили кампаниями рабочих. Мобилизация сетей и структур помогла превратить еще не преданных делу работников в сторонников, которые идентифицировали себя с целями кампании, или в избирателей, готовых предложить ресурсы для кампании. Вмешательство МНПО превратило работников из отдельных, неорганизованных образований в более организованные и согласованные объединения с видимым руководством.
Вторая тактика модульных коллективных действий, основанных на МНПО, – это коллективные переговоры. Основой этой тактики являются общие идеи среди работников относительно распределения вины, мобилизации действий и определения решений. С помощью «Мингос» рабочие охарактеризовали виновность своих работодателей, сосредоточились на укреплении коллективной власти работников и выступали за коллективные переговоры как решение трудовых споров. Кроме того, МНПО предоставляли работникам обучение и консультации по ведению коллективных переговоров. Например, они организовали для людей, знакомых с ведением коллективных переговоров, беседы с работниками в коллективных спорах, консультировали работников по вопросам разделения труда на встречах по переговорам и организовывали имитацию коллективных переговоров для представителей работников и анализировали встречи по переговорам с ними.
В-третьих, коллективные переговоры часто сопровождались протестами работников, чтобы заставить работодателей пойти на компромисс. МНПО мотивировали рабочих на протест, предоставляя им человеческие, материальные, культурные и моральные ресурсы. Например, они обеспечивали работников человеческими ресурсами, направляя своих сотрудников на оказание помощи работникам. Они также предлагали культурные ресурсы, обучая работников трудовому законодательству, навыкам организации и мобилизации и ведению коллективных переговоров, а также направляя работников на обдумывание своих рычагов воздействия на работодателей и оценку потенциальных проблем в их кампаниях. Трудящиеся-мигранты представляют собой обездоленную группу, которой не хватает различных видов ресурсов. Они с большей вероятностью будут инициировать спорные действия, когда они получают внешние ресурсы от MLNGO, которые “убеждают их в том, что они могут положить конец несправедливости и найти возможности …использовать эти ресурсы’ (Тарроу 2011: 160).
Из-за их вклада в трудовое движение в Китае МНПО стали мишенью правительства с тех пор, как Си Цзиньпин стал президентом в 2013 году. Режим Си Цзиньпина применил несколько стратегий для усиления контроля над гражданским обществом, включая НПО. Первый – это финансовое истощение. В 2017 году правительство приняло Закон об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций, который предусматривает, что общественные организации могут получать финансовую поддержку только от зарубежных НПО, зарегистрированных в Китае (и, следовательно, управляемых как полицией, так и надзорным подразделением правительства). МНПО раньше получали финансирование из-за рубежа, но сейчас они испытывают трудности с получением финансовых ресурсов, поскольку многие из их иностранных доноров не зарегистрированы в стране. Вторая стратегия контроля, используемая правительством Си, – это инкорпорация welfarist, впервые реализованная в эпоху Ху-Вэня. Правительство заключает субподряды на оказание услуг пожилым людям, инвалидам, молодежи и многим другим некоммерческим организациям. Он также заключает субподряды на социальные и образовательные услуги, ориентированные на работников, с профсоюзными организациями, которые считаются политически управляемыми. С 2014 года правительство Гуанчжоу заключило субподряд на государственные услуги в рамках программы венчурной филантропии (gongyi touchuang), потратив 1,24 миллиарда юаней на более чем 800 проектов к 2020 году. Посредством инкорпорации welfarist администрация Си Цзиньпина стремилась ограничить деятельность профсоюзных организаций, чтобы они действовали аполитично, а не как организаторы труда.
В-третьих, правительство Си Цзиньпина продолжает использовать официальные профсоюзы для вмешательства и пресечения независимой трудовой активности. В 2018 году усилия работников Jasic по созданию профсоюза на рабочем месте были жестоко подавлены профсоюзами более высокого уровня. Контролируемая партией Всекитайская конфедерация профсоюзов включила автономные коллективные переговоры работников в свои структуры для контроля за переговорами на рабочем месте. Он также пытался кооптировать активистов лейбористской партии. Например, один предыдущий лидер забастовки, после того как его несколько раз арестовывали, был принят на работу официальным профсоюзом. Хотя он продолжал помогать работникам вести индивидуальные переговоры с работодателями, он начал продвигать идею о том, что официальные профсоюзы будут поддерживать работников до тех пор, пока их действия носят индивидуальный характер и законны. Таким образом, он отговаривал рабочих от коллективной организации. В-четвертых, правительство Си использовало консолидированные репрессии для борьбы с несговорчивыми НПО и активистами лейбористской партии. В 2018 году правительство арестовало лидеров рабочих, которые пытались объединить Ясича в профсоюз, и более 50 его сторонников. В 2019 году были арестованы четыре активиста МНПО и бывший редактор Форума коллективных переговоров. В конце 2019 и в начале 2020 года активист лейбористской партии и два волонтера, ведущие веб-сайт в защиту прав работников санитарии в Гуанчжоу, были задержаны на 15 дней. В сентябре 2021 года активистка лейбористской партии, которая поддерживала работников с профессиональными заболеваниями, вместе с активисткой-феминисткой были арестованы по обвинению в “подстрекательстве к подрыву государственной власти”.
Наконец, международные трудовые группы (и другие типы международных организаций) часто рассматриваются как “иностранные враждебные силы”, пытающиеся проникнуть в Китай и вызвать беспорядки. Режим Си принял меры по прекращению связей между международными НПО и местными НПО, чтобы ослабить поддержку последних. Упомянутый ранее Закон об управлении деятельностью иностранных неправительственных организаций не только влияет на доходы НПО, но и сокращает связи и сотрудничество между международными профсоюзами, трудовыми группами и НПО в Китае, оставляя последние в изоляции. Другим примером является документ Шанхайской Федерации профсоюзов “Ключевые моменты работы по налаживанию связей с обществом”, выпущенный Шанхайской федерацией профсоюзов в 2018 году. В документе подчеркивается, что пресечение “вражеского проникновения” и “управление иностранными НПО” являются основными направлениями работы Федерации. Режим Си Цзиньпина также вынудил правительство Гонконга принять Закон о национальной безопасности в июне 2020 года. Этот закон направлен против сговора с иностранными силами, среди трех других вопросов национальной безопасности, и предусматривает уголовную ответственность за действия, которые выступают за независимость Гонконга или призывают другие страны к действиям, которые считаются вредными для города. Все более репрессивная политическая и правовая обстановка в Гонконге вынудила по меньшей мере 29 профсоюзов самораспуститься (Агентство Рейтер, 2021), некоторые из которых поддерживали работу МНПО в Китае.
В результате ужесточения политической обстановки и подавления МНПО количество коллективных трудовых действий, по-видимому, сократилось в Китае (см. график ниже), сократившись с 2670 случаев в 2016 году до 800 случаев в 2020 году и 972 случаев в 2021 году. В недавний репрессивный период рабочие в широко освещаемых случаях были менее организованы, по сравнению с забастовкой рабочих обувной фабрики Юэ Юэнь и забастовкой работников канализации Гуанчжоу в 2014 году, обе из которых были поддержаны МНПО. Они не использовали стратегию избрания представителей работников и коллективных переговоров с работодателем.
Количество коллективных действий работников за 2014-2021 годы, China Labor Bulletin.
Тем не менее, сопротивление рабочей силы в Китае стало свидетелем некоторых новых событий. Даже без поддержки МНПО “белые воротнички” и работники сферы обслуживания в последнее время проявляют больше инициатив, чтобы выразить свои жалобы (в то время как ранее работники обрабатывающей промышленности были центром трудовых конфликтов). Например, в Пекине работник службы доставки создал несколько групп «ВиЧат» для обсуждения вопросов безопасности труда и поощрения взаимопомощи среди работников службы доставки. Работник службы доставки в Тайчжоу поджег себя в знак протеста против суровых условий труда водителей-доставщиков. Группа работников службы доставки еды в Вэйнане протестовала, публично сжигая свою униформу. Была запущена онлайн-кампания “Жизнь работников имеет значение” для сбора информации о рабочем времени в таких отраслях, как технологии и финансы. Его целью был протест против практики 996, означающей, что работники работают с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю, распространенной в этих отраслях. Все это показывает, что борьба рабочих никогда не зависит только от внешних организаций. До тех пор, пока существует эксплуатация, работники будут продолжать организовывать внепрофсоюзные, автономные акции по защите своих прав.
[1] Эта статья частично опирается на Хуэй, Э.С. (2021) Ориентированные на движение трудовые организации в авторитарном режиме: пример Китая. Человеческие Отношения.
[2] Подробнее о проправительственном и про-работодатель характере профсоюзов Китая см. в разделе “Куда движется реформа профсоюзов и трудовое законодательство в Китае?” и “Насколько прямыми являются “прямые выборы” профсоюзных чиновников в Китае?” в колонке Global Labour.
Кайе Лян – выпускница трудовой программы GLU, изучающая проблемы труда в Китае.
Элейн Сио-иенг Хуэй входит в правление GLC и является профессором труда и трудовых отношений, исследуя сопротивление труда и роль государства и трудового законодательства в трудовых отношениях.
Перевод: Никерова Алина, Сафронова Екатерина
Ссылки
Маккарти Дж. и Залд М. (1973) Тенденция общественных движений в Америке: профессионализация и мобилизация ресурсов. Морристаун, Нью-Джерси: Издательство General Learning Press.
Тарроу С. (2011) Власть в движении: социальные движения и спорная политика. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Reuters (2021) Профсоюз Гонконга распускается из-за усиления воздействия закона о безопасности. Агентство Рейтер, 3 октября.
Источник:https://globallabourcolumn.org/2022/03/29/movement-oriented-labour-organizations-in-china/