Авторитаризм на службе олигархии
Как известно, абсолютное большинство левых и левоцентристских партий Европы осудили в феврале признание Москвой «народных республик» на Донбассе и начало того, что в РФ называется «специальной военной операцией».
Вряд ли какие события вызывали в западноевропейском общественном мнении в последние годы такой интерес (правда, с весьма определённо негативным знаком) к России, как то, что началось в прошлом месяце. Различные политические силы и направления поспешили не только выразить своё отношение к развернувшимся в Восточной Европе военным действиям, но и уточнить своё отношение к современной России, её общественно-политическому устройству как таковому. Задача данного материала заключается в том, чтобы показать, как оценивают актуальное «политическое лицо» нашей страны радикальные левые силы в современной Европе.
В частности, крайне левые направления и все прошлые годы жёстко критиковавшие российский тип капитализма, и на сей раз заявили о правильности своего прежнего подхода. С их точки зрения, в России ещё в конце ХХ в. сформировался классовый режим, противостоящий интересам рабочих и трудящихся. Так, на сайте старейшей французской троцкистской структуры «Рабочая борьба» отмечается: «В лицо великим империалистическим державам Путин взывает к патриотизму русского населения, но он не защищает его интересы. Он является представителем ничтожного слоя привилегированных, который состоялся, полностью захватив этатизированную экономику во время исчезновения Советского Союза».
С точки зрения Объединённого секретариата IV Интернационала и французской Новой антикапиталистической партии военная операция на территории Украины была осуществлена «олигархическим, автократическим и империалистическим режимом, целью которого является реконструкция русской империи». Любопытно, что весьма схожие оценки наблюдаются не только среди традиционных троцкистских партий, но и, так скажем, у новых крайне левых, как например, норвежской Красной партии.
Если жёстко «антироссийские» (или антипутинские) обличения и заявления крайне левых в Европе не были неожиданны и, наоборот, скорее ожидаемы в силу постоянства их позиции, весьма любопытна критическая оценка современного российского режима со стороны традиционных компартий, которые всё же последние годы предпочитали на эту тему специально не высказываться, поскольку видели в пусть даже консервативной России некий противовес НАТО и американскому империализму.
В частности, в заявлении неосталинистской Коммунистической партии Греции (КПГ) отмечается, что апелляция современной России к антифашизму является лишь предлогом: «Мы не должны забывать, что и сама капиталистическая Россия, которая сегодня идёт в авангарде антифашизма, поддерживает дружественные отношения с крайне правыми образованиями во многих странах, а русское руководство глубоко превозносит идеологов русского фашизма». В изданиях КПГ и ориентированных на неё партий со всей ясностью говорится, что современная Россия превратилась в империалистическую державу, власть которой одновременно исходит из антикоммунистической стратегии и реализует внутреннюю политику, противоречащую интересам трудящихся масс.
Однозначно осудив действия РФ против Украины, ещё одна «марксистско-ленинская» партия, Партия труда Бельгии. В одной из своих резолюций она отметила: «Путин является капиталистом, антикоммунистом, поджигателем войны и великорусским националистом». Даже очень лояльно относившаяся до сего времени к внешней политике Москвы Португальская компартия после 24 февраля была вынуждена признать, что путинский режим в России автократичен и далёк от уважения прав и интересов рабочего класса.
Отметим, что большая часть компартий в «Старом Свете», как и другие сегменты европейского антикапиталистического движения, публично выразили солидарность с антивоенным движением в России и осудили российские власти за репрессии в адрес участников антивоенных мероприятий. В частности, директор газеты «Юманите» и член руководства Французской компартии Патрик Ле Йарик в передовой статье в «Юманите» отмечал: «Повторим это ещё раз и всё время: интернациональное, народное, политическое, дипломатическое движение должно значительно усилиться везде и одновременно; чтобы изолировать хозяина Кремля, выразить несогласие с механизмами капиталистической системы, поддержать население, трудящихся. Русских интеллектуалов и творцов».
Входящие в Партию европейских левых (ПЕЛ) компартии из Франции, Испании и Италии, равно как и немецкая партия «Левые», играющая в ПЕЛ важнейшую роль, акцентируют своё внимание как на необходимости того, чтобы антироссийские санкции не ударили по простым россиянам и трудящимся, так и на важности интернациональной солидарности с участниками антивоенного движения в современной России.
Европейские левосоциалистические партии и политики также весьма жёстко оценивают актуальную социально-политическую эволюцию российского государства. Лидер финского Левого союза Ли Андерссен указывает, что объективно «Путин, действующий в одностороннем порядке, также воюет против собственных граждан». Выступая за жёсткие санкции против РФ, североевропейские левые социалисты при этом подчёркивают, что данные санкции должны носить подчёркнуто «классовый» характер и своим остриём быть направлены на олигархический слой и бюрократическую российскую касту. В недавнем заявлении депутатов Риксдага Швеции от Левой партии специально оговаривается: «Российские олигархи не смогут продолжать роскошную жизнь на яхтах на Французской ривьере и в закрытых клубах Лондона. Активы должны быть заморожены».
Как отмечает депутат каталонского парламента от партии «Радикальные левые Каталонии» Луис Сальвадо, «многие в европейских левых кругах слишком долго предпочитали не замечать угрозы и вызовы со стороны российского империализма… Но этот империализм не есть лишь порождение путинской волюнтаристической политики. Он ковался многие годы, если не десятилетия, и выродился в тип общества, где нет реальной представительной демократии, социальные права граждан не уважаются, а внешняя политика, как теперь все увидели, носит агрессивный и милитаристский оттенок…»
С точки зрения ещё одной радикально-социалистической партии, португальского Левого блока, политика В. Путина в отношении Украины несёт однозначно империалистический характер. Но это соответствует и «внутреннему организму» российского империализма, лишённого демократических институтов и тесным образом связанным с классовыми интересами русской высшей бюрократии и олигархии.
Вплоть до начала 2022 г. представители левопопулистского тренда в Европе вообще пытались обходить вопрос об отношении к внутриполитическим порядкам в России. Прежде всего, думается, потому, что, будучи твёрдыми антиатлантистами, такие партии, как «Непокорённая Франция» (НФ) или испанский «Подемос» видели в Москве «натурального партнёра» в выстраивании «Европы будущего». Однако, «сюрприз 24 февраля», как назвал его один французский левый публицист, что называется, изменил данное.
Например, самый популярный на сегодня левый политик Франции, основатель НФ Жан-Люк Меланшон был вынужден в коммюнике признать и то, что российская внешняя политика становится опасной для дела мира, и то, что «Путин представляет собой политика автократического типа». Его коллега по НФ и «Непокорённой Франции» депутат Национального Собрания Эрик Кокрель считает, что российский политический режим «абсолютно «по праву» пользуется такой любовью в европейских крайне правых, если не фашистских кругах, поскольку он соответствует власти сильного авторитета, ничем не сдерживаемой и никем не контролируемой».
Не менее жёстко сейчас оценивают внутриполитические порядки в РФ руководители и других левопопулистских партий, например, ирландской «Шинн Фейн» (ШФ) или нидерландской соцпартии. С точки зрения лидера ШФ Мэри Макдоналд, российские действия в Украине «абсолютно соответствуют интересам олигархических элит», поскольку современный российский режим теснейшим образом переплетён с ними. Председатель голландской соцпартии Лилиан Марийниссон, в свою очередь, считает, что В. Путин и его сподвижники выражают интересы высшей группы бюрократии, политической и экономической элиты, но ни в коем случае ни миллионов русских трудящихся.
Вряд ли автор данного материала ошибётся, если скажет, что имеющее место сегодня в европейском левом движении единодушие (замечу тут, что точка зрения левоцентристов и «зелёных» зачастую ещё более жестка и резка) в отношении характеристики российской внутренней и внешней политики — очень интересный с научной точки зрения феномен, ведь подобная картина наблюдалась последний раз разве что в годы Первой русской революции, ну и в целом в начале ХХ столетия, до 1917 г.
К слову, как и тогда, современные европейские левые выражают солидарность с участниками оппозиционного демократического и антивоенного движения в России, твёрдо заявляя, что санкции ЕС не должны привести к жертвам для простых россиян. В этом же подход левых сил поддерживают европейские профсоюзы и неправительственные социальные организации.
Конечно, тот «интерес», который ныне проявляют европейские радикальные левые к нашей стране, он весьма специфичен; честное слово, лучше б его и не было… Но многие из нас понимают, что необходимо задуматься о глубокой перестройке отечественного левого движения, «самопровозглашённый авангард» которого, я имею в виду как КПРФ, так и СР, оказался в кильватере курса власти. И уже через призму данной стратегической цели точка зрения наших зарубежных товарищей представляется немаловажной.