rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
95

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

149

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

234

Европа: радикальные левые против своего империализма

428

XX век прошёл

Главная Культура 2020 Август Автопортрет «вненаходимости»

Автопортрет «вненаходимости»

 

Автопортрет «вненаходимости»

 

Посвященная эпохе застоя выставка «Ненавсегда» встречает посетителей тремя портретами Брежнева, образующими своего рода треугольник: с больших ярких похожих друг на друга полотен Леонид Ильич смотрит на только что вошедшего гостя слева, справа и прямо. Точнее говоря, смотрит он не на зрителя, а куда-то в сторону, создавая ощущение отсутствия при физическом и визуальном присутствии – эффект, который описывал антрополог Алексей Юрчак в книге «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение», называя его «состоянием вненаходимости». Название выставки, кажется, отсылает гостей к той же монографии, но с более четким и недвусмысленным манифестом: оно всё-таки закончилось, и мы, гости выставки, сейчас, уже безо всякого внутреннего ощущения нерушимости и вечности системы, со стороны можем это твердо заключить.

Эффект вненаходимости будет преследовать посетителей на протяжении всего знакомства с экспонатами и заставит вернуться в реальность лишь в самом конце: начавшись с большой политики, представленной в лице первого секретаря ЦК КПСС, экспозиция начнёт постепенно сужаться, завершившись, с пространственной точки зрения, совсем малым, «Вшкафусидящим Примаковым», и песней «Перемен», спетой Цоем в «Ассе». Дальше от Брежнева – больше картин, фотографий, плакатов и инсталляций, уводящих от «застойной» действительности и в то же время насмехающихся над ней. Кураторы выставки объединяют официальное и неофициальное искусство в одном помещении, как бы сообщая посетителям, что обе категории равноценно являются частями эпохи застоя.

Каждый из разделов выставки, а их целых восемь, иронизирует по-своему. То через демонстрацию бессилия мировой политической элиты перед глобальными катастрофами, сквозящуо из картины «Стол переговоров. Проблема 1» Сергея Овсепяна (1985) в первом зале – том, который открывается тремя портретами Брежнева; весь этот зал называется «Ритуал и власть». То с помощью остроумной скульптуры «Голосующая рука» Леонида Сокова (1978) из второго зала под названием «Соц-арт», подчеркивающей бессмысленность выборов в Советском Союзе. Когда два первых раздела остаются позади, особо важные социо-политические вопросы, пусть даже в саркастической форме, перестают интересовать окончательно, а надвигающиеся на гостя выставки эскапистские настроения достигают своего апогея – в зале «Религиозный мистицизм» на передний план выходят проблемы более метафизического толка, нежели те, что высмеивались в предыдущих разделах. Тут и загадочная серия картин «Апокалипсис» Виталия Линицкого (1965-1977), и «Троичность» Максима Архангельского (1972), и кадры из фильма «Первороссияне» (1967) знаменитого театрального режиссера Евгения Шифферса. Атмосфера таинственности поддерживается кураторами выставки с помощью слабого освещения и неожиданно высоких стен, на которых экспонаты, как ни странно, выглядят особенно огромными. Однако та самая ироничность ощущается и здесь: только в «Религиозном мистицизме» она свидетельствует не об усталости и разочаровании в официальной идеологии как в предыдущих двух разделах, а, скорее, о поиске новых ответов на «вечные вопросы». Обличение бессилия старых религиозных догм в представленных работах в то же время подразумевает обнаружение новых.

Из «Религиозного мистицизма» посетитель, двигаясь дальше, попадает в «Деревню». При таком неочевидном переходе актуализируется вопрос о смысле расположения разделов именно в такой последовательности. Ассоциативно, может быть, и понятно: русская деревня всегда таила в себе что-то таинственное, об этом мы все знаем хотя бы из «Светланы» Жуковского. Но «Деревня» выставки далеко не об этом. Она – скорее, о прозаической действительности: на алых стенах располагаются мрачные и депрессивные картины об умирании советской деревни таких художников как Плавинский, Макаревич, Андронов, Коржев. Старые, покосившиеся дома, бедность, пьянство и грустные лица местных жителей – так восприняли художники неофициального искусства деревню эпохи «застоя», пытаясь спрятаться от нарастающей в стране семимильными шагами урбанизации. Кажется, эта попытка не увенчалась успехом.

За тьмой – свет. Из холодного, но все же уютного зала с приглушенным светом и низкими потолками открывается дверь в детство. Так называется следующий раздел выставки. Гостя слету встречает иконостас из афиш популярных советских фильмов о самом беззаботном времени жизни: «Когда я стану великаном», «Сто дней после детства», «Не болит голова у дятла» — и некоторых других, расположенных на стене с детскими обоями. Та самая увядающая в прошлом разделе деревня здесь кардинально преображается: картины Александра Петрова «Друзья» (1974) и «Вечер» ((1974) написаны в ярких, летних тонах, а присутствующие на них дети смеются или игриво вглядываются вдаль, стоя на фоне все тех же разваливающихся серых деревянных домиков. Масштабные политические мероприятия превращаются в праздник («До свидания, Миша!» Сергея Лучишкина, 1982), а важное декартовское изречение «я мыслю, следовательно, существую» игриво распадается на «ты мыслишь, я существую». Детство – идеальное пространство, куда можно сбежать от того, что не нравится и чего не хочешь видеть в действительности. Причём сбежать не куда-то (в физическом и в ментальном смысле), а сбежать, оставшись. Детство позволяет посмотреть на тот же самый мир другим взглядом, с другой стороны, разрисовать мрачное и депрессивное ярким цветом – трюизм, который будет актуален всегда. Неудивительно, что одним из пространств вненаходимости для человека эпохи «застоя» стало именно детство.

В «Сообществах» посетитель взрослеет вместе с авторами представленных картин. Из «вненаходимости» здесь приходится вернуться в тот Советский Союз, который мы знаем из рассказов наших мам и пап или со страниц напечатанных воспоминаний деятелей культуры того времени. «Сообщества» — о том, как молодость пытается преодолеть систему, создавая искусство вопреки ей; о том, как эта система, пытаясь задушить не вписывающееся в официальную идеологию искусство, даёт ему новое дыхание. Так возникают новые явления и направления в советской культуре: знаменитые выставки в квартирах и мастерских, апт-арт, перформансы на открытом воздухе – так сообщества искали новые пути донесения своих идей публике. Один из таких новых путей – ретроспективизм. Огромный зал алых тонов увешан большими картинами, имитирующими сюжеты и стилистику произведений эпохи Возрождения, переносящими зрителя из Новой Третьяковки как минимум в Эрмитаж. Однако это не слепое подражание, а, напротив, опять рождение нового: художники и скульпторы сочетают в «Истории и остановленном времени» привычную повседневность и высокую классику. Тому пример «Воскресный день» Дмитрия Жилинского (1973), «Проводы зимы» (1973) и «Московский вечер» (1978) Татьяны Назаренко и, конечно, композиция «Отражение» Николая Белянова (1982).

Застывшая социальная и политическая реальность, когда поток повседневности поставлен в режиме неизменной воспроизводимости, заставляет заглядывать глубже внутрь себя (если вовне все кажется понятным). Один из наиболее основательных способов самопознания – автопортрет. В эпоху «застоя» их появляется множество, и все – в необычных, почти мистических формах. Художники визуализируют в себя в различных образах: Борис Тальберг ведёт тет-а-тет со своим обнаженным отражением, а Александр Юликов пытается нащупать свое «я» за счёт экспериментов с собственной внешностью в серии фотографий «Острижение» (1976). Николай Белянов в популярном триптихе «Киоск» (1979) пробует себя сразу в нескольких ролях: продавца, покупателя и знаменитости, фото которой и продают в киоске. В разговоре о неуловимости собственного «я» точку (или многоточие?) ставит Игорь Макаревич в «Изменениях» (1978): начавшаяся с четкой фотографии автора, претерпев не одну трансформацию, фотоинсталляция заканчивается смазанным изображением его лица.

Чтобы посетитель окончательно не потерялся в застойной «вненаходимости», кураторы выставки пытаются слегка вернуть его к реальности благодаря крупным фотографиям активно строящихся в 60-70-ые новых районов. Снимки сопровождают зрителя в процессе подъёма на второй этаж, в дополнительную часть раздела «Исчезновения», где авторы выставки предлагают заглянуть в дома к художникам неофициального искусства. Тут и Кабаков, и Черкашин, и Волохов, и ещё много кто. И все, кажется, через изображение своего жилища или мастерской пытаются изобразить и понять, в первую очередь, самих себя.

Выставка «Ненавсегда» заканчивается кадрами из фильма Сергея Соловьёва «Асса», сопровождающейся песней «Перемен» группы «Кино». Тем самым кураторы выставки, кажется, пытаются сказать: вненаходимость – это хорошо, её пространства (во всех смыслах) бесконечны, но, какой бы приятной она ни была, в конечном счёте всё равно спотыкается о реальность, спустя 18 лет (21 год?) наконец-то требующей перемен.

Мария Безверхая

Авг 17, 2020Рабкор.ру
17-8-2020 КультураАрт, вненаходимости, выставка, живопись, искусство, Ненавсегда, СССР, Третьяковская галерея551
Рабкор.ру

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Шоу «Король тигров»: разоблачение жадности и коррупции«Нас нельзя изгнать из университета, потому что университет – это мы»
  См. также  
 
Борис Кагарлицкий об СССР, левых партиях и новом левом блоке
 
Эволюция взглядов В.И. Ленина на крестьянство и построение социализма в крестьянской стране
 
Сто лет после Ленина: тихая годовщина
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру