rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
91

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

162

Европа: радикальные левые против своего империализма

365

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Рубрики Авторские колонки 2020 Май Дело Ленина на суде истории

Дело Ленина на суде истории

 

Дело Ленина на суде истории

 

Сегодня отличный повод вспомнить его имя, облить его остатками парфюмерного елея ну и, конечно же, очередной раз осудить. Сегодня, в день его 150-летнего юбилея наверняка будет – и то, и другое.

Про елей все ясно. И про фанерный профиль с шеей бодибилдера, волевым клином вздернутой бороды и лысым черепом брутального байкера. Профиль, как иероглиф, как вечная провокация каллиграфов – довести до совершенства то, что живым не может быть по определению. Но история и каллиграфия – вещи чуждые друг другу, а потому осуждение – интереснее.

Прошло более 100 лет, как свершилось его дело. Оно получилось. Этот успех особенно очевиден после провала этого дела, случившегося тридцать лет назад. Хранители агиографической ленинианы стойко защищают склеп с его телом, вдохновляя его противников нехитрой истиной о том, что дело это – прошлое. Но это лишь доказывает, что хранители елея и эксклюзивные владельцы дегтя действуют сообща, играют в поддавки, выдают желаемое за действительное, пытаясь приписать этому делу безопасный срок давности.

Но у этого дела нет срока давности. В первую очередь потому, что оно получилось. Иначе его бы не судили. Иначе в честь него бы создавали респектабельные европейские Фонды, как их создают в честь его соратников, у которых не получилось. Той же несчастной Розе Люксембург, замученной, расстрелянной и сброшенной в один из берлинских каналов, сегодня выпала честь нести имя одного из федеральных германских фондов. Ее именем раздают гранты, проводят конференции и круглые столы. Мимишно и атмосферно. Примерно, как Че Гевара на майках. Проигравшие революционеры, особенно посмертно, обладают вечной контрамаркой на любое представление о минувшем, в котором для них допускается роль самых дорогих и волнующих декораций. Революционерам победившим отказано в подобном примирении. Они остаются беспризорными демонами, одно воспоминание о которых, кажется, несет угрозу беззаботному миру со всеми удобствами. Прочь со сцены! Изыди! Не являйся! Не напоминай о близком конце всего того, что оказывается всякий раз бренным и, как выясняется, несправедливым.

Что же, теперь, столетие спустя, уже ясно, что у суда над Лениным нескорая перспектива. Дело это рассыпается. Особенно под напором все новых и новых улик, которые нам дает актуальная современность. Легкое поветрие некой пандемии привело в трепет и ужас изощренную и самодовольную цивилизацию. Так же, как когда-то полторы тысячи лет назад весть о гуннах оказывалась страшнее гуннов. Легкое дуновение беды и в считанные дни включается иная калькуляция на весах выживания и спасения.

Обернемся в прошлое. Судьи убеждены, что в озверевшей и распавшейся на части после Мировой войны и Февральской Революции России, можно было сделать некий шаг в будущее, опираясь на «вынужденный садизм» Колчака, мстительную ностальгию Деникина, романтический террор Махно, адреналиновый экстремизм Савинкова и азартную поножовщину двунадесети стран, возникших на останках империи. Да, насилие было универсальным орудием эпохи. Но победили в этой битве не те, кто прибегал к большему насилию. Победили не патологоанатомы. Победили те, кто последовательно совершал невозможное – социальный переворот. Те, для кого такой социальный переворот – включал в себя с неизбежностью и жестокую хирургию, инструменты которой были предоставлены всей прошлой историей тысячелетнего рабства и отсталости, и главное – стратегию преобразований для самых сирых, убогих, неимущих, бесправных, лишенных будущего. И то, что победило, впервые в человеческой истории многократно оказалось выше и современнее не только предыдущей сословной России, но всех тех последующих вождей, которые пытались управлять этим новым миром при помощи террора, запугивания и обмана. Общество не равное своим вождям. Общество, способное не только вынести подлый меч «большого террора», но и принести себя в жертву в поединке с фашизмом, дать образцы неизвестных прежде способов организации здравоохранения, науки и массового просвещения. Привычная ирония, возникавшая прежде, при упоминании этих достижений – уже не уместна. Напротив, кажется загадочным и мистическим то, что люди, не употреблявшие слов «инвестиции» и «бюджетный дефицит», создавали системы здравоохранения и научного знания в условиях гражданской войны, голода и эпидемий.

Получилось. Получилось почти всемирно. Особенно если вспомнить про ту часть мира, о преобразовании которой никто из апостолов раннего коммунизма не рассуждал. Освобождение Востока – от Ферганы до Китая и Юго-Восточной Азии, и социальное, и национальное – случилось. Того самого Востока, для которого именно социалистическая Россия становится цивилизационным Западом, несущим знания и технологии. Не по Марксу получилось? – Да, не по Марксу! Не в том месте, без того желанного чистого и бесспорного гуманистического эффекта? – Что же, значит, мы еще плохо представляем себе природу социальных революций и все еще не умеем предугадывать, как в глобальном мире отзываются слова пророков. Впрочем, и слова Нагорной проповеди обрели сонмы своих поборников и приверженцев далеко за пределами провинциальной Иудеи, на широких просторах Римской империи. Пример не из прошлого, а на будущее.

Дело Ленина говорит вот еще о чем. Вопреки политологическим предрассудкам, революции не «делаются». Назревший порыв, возникший точно неуправляемая стихия в недрах человеческого отчаяния – страшная сила. Попавший в удачно расставленные паруса – он становится тем, что потом называют революцией, способной привести в солнечный Зурбаган мимолетной и скоротечной социальной справедливости. Неудача – гибельный шторм, кораблекрушение и очередные темные века средневековья.

Об этом, пожалуй, нужно помнить и знать. Особенно сегодня, когда на горизонте собирается очередной грозовой фронт. Время подгоняет. Инстинкт социолога подсказывает – срочно осваивать наставления о революционном мореходстве. Интуиция политика уточняет, что неплохо было бы вновь перечитать дело Ленина. Как минимум, чтобы не повторяться. Но чутье историка хладнокровно парирует – дело это может быть переоценено не в пыли архивных разоблачений, но лишь новым делом, с высоты гребня нового девятого вала социального переворота. Равное познается равным. Иначе не бывает.

 

Оригинал публикации: https://www.facebook.com/mark.tkachuk.54/posts/236017574330108

 

Май 2, 2020Марк Ткачук
2-5-2020 Авторские колонки150, история, коммунизм, левые, Ленин, Маркс, революция676
Фото аватара
Марк Ткачук

Эксдепутат Парламента Республики Молдова, один из лидеров Партии "Гражданский Конгресс", доктор истории

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

В пещере горного короляУзники Первомая
  См. также  
 
О возвышенном ортодоксе и об опущенных леваках, о клоунаде последних дней и о решительной позиции новгородских метамарксистов
 
«Евролевые» собрались в Будапеште
 
Причины поражения Камалы Харрис: разочарование слева
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру