Ушедший 2017-й год без сомнения удивил мир и особенно враждебное окружение КНДР серией успешных испытаний баллистических ракет. На сегодняшний день, за время правления Ким Чен Ына КНДР провела тринадцать испытательных запусков баллистических ракет малой дальности, шесть успешных запуска баллистических ракет средней дальности, три запуска баллистической ракеты подводных лодок из подводного положения и три успешных запуска межконтинентальной баллистической ракеты.
Надо понимать, по каким причинам испытания проводились. Во-первых, США каждый год проводят учения у берегов Корейского полуострова, в том числе задействуя стратегическое наступательное вооружение, а в последнее время даже с участием стратегических бомбардировщиков на территории самого полуострова. Такой поворот событий не может не беспокоить руководителей КНДР. Так как основное вооружение Корейской Народной Армии не обновляется столь же регулярно, как западные образцы вооружения (а на палубы авианосцев уже садятся новейшие F-35), то совершенно очевидно, что в первую очередь ядерные силы сдерживания являются единственным гарантом суверенитета. Но стоит заметить, что принимаются меры и по модернизации основного вооружения, где достигаются неплохие результаты для нашего времени. Только успех этого предприятия во времени и массовости. Во-вторых, постоянное проведение учений является достойным мирным ответом на внешнеполитические акции США близ полуострова. Подобная демонстрация ракетного вооружения должна вразумить и призвать к диалогу США, которые часто недооценивают КНДР.
Корейские специалисты в ускоренном темпе выполнили работу сразу по двум направлениям: в создании жидкостных и твердотопливных баллистических ракет. За два прошедших года северокорейские специалисты сумели добиться больших успехов в развитии жидкостных баллистических ракет (БР) класса «Хвасон». Меньше чем за год они создали полноценное семейство ракет, – от баллистических ракет средней дальности (БРСД) и промежуточной «Хвасон-10» и «Хвасон-12» до межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Хвасон-14,15». Более впечатляет развитие твердотопливной баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Пукгыксон-1» на базе которох была создана твердотопливная БРСД «Пукгыксон-2» (что станет ясно ниже). Несмотря на то, что в хронологическом порядке сначала было проведено успешное испытание БРСД «Пукгыксон-2» (дальность до 2000км), повествование по теме будет начато с БРСД – «Хвасон-12», так как это будет грамотнее в порядке технического развития. Автор решил не касаться ракет малой дальности, основой которым послужил экземпляр советского SCUD из Египта, ибо данная ветвь технологического развития заканчивается на узкой модернизации этого года, предусматривающей оснащение управляемыми аэродинамическими поверхностями в головной части для повышения точности.
14 мая КНДР успешно запустила одноступенчатую (!) БРСД «Хвасон-12» (Марс-12), которую впервые показали на параде 15 апреля 2017 года. Опубликованные тут же траекторные данные свидетельствовали о том, что это действительно новая ракета: апогей — 2111.5 км, дальность от точки запуска — 787 км. Это значило, что при оптимальной траектории полета БРСД способна достичь цели на удалении в 3700 км как в испытаниях от 14-ого сентября, но не 4500-4800, как заявлялось раннее, ибо расчетные данные не учитывали большие изменения в учете силы сопротивления воздуха.
Для сравнения: впервые успешно испытанная в 2016 году БРСД «Хвасон-10», запущенная по максимальной навесной траектории, достигла апогея в 1400 километров и дальности в 400 километров. Здесь стоит обратить внимание на такое понятие как «апогей» – высшую точку траектории, потому как изначально северокорейская сторона производила пуски своих БРСД и МБР под высоким углом для избежания провокационной оценки своих действий, а также из-за неимения должной спутниковой или морской группировки для контроля за полетом ракеты за горизонтом возможных наблюдений с территории КНДР.
На первое время непонимание данных траекторных характеристик привело журналистов разных мировых СМИ к насмешкам и полному искажению действительности в духе «ракета КНДР пролетела на 200 км дальше».
Украинский след
Предвестником к созданию «Хвасон-12» стало испытание нового жидкостного ракетного двигателя, которое было проведено 18 марта года, после чего маршал Ким Чен Ын заявил об успехе в конкурентной борьбе с мировыми ракетами-носителями. Хоть это и было в контексте мирного освоения космоса, но он ясно сказал, что успех испытания двигателя – великое событие исторического значения, означающее рождение ракетной промышленности. Именно на испытании этого двигателя маршал на собственных плечах покатал инженера (позже эта фотография разошлась по сети). Изначально было понятно, что испытание новой сверхмощной двигательной установки послужило прежде всего не мирному освоению космоса, как это заявлялось в официальном заявлении, а развитию ракет серии «Хвасон». Это прежде всего связанно с тем, что хотя данная двигательная установка многофункциональна, но по компоновке была исполнена на подобие советской РД-0205, которая в свою очередь сделана очень компактно для использования в МБР в отличии от менее компактной РД-0212, предназначенной для выведения спутников, рулевые двигатели которой вынесены вверх.
Надо отметить, что двигательная установка РД-0205, на которую так похожа северокорейская установка, используется в второй ступени двухступенчатой МБР УР-200. То есть на новых Хвасонах стоит более продвинутый аналог той двигательной установки, что стоит на второй ступени советской МБР УР-200. Этого добились за счет установки более мощного маршевого двигателя. Камеры рулевых жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД) максимально разнесены по диаметру ступени и подвешены на шарнирах, чтобы иметь большую степень свободы при отклонении. Для управления полетом ступени камеры могут отклоняться с помощью электроприводов на углы до 45 градусов.
А вот маршевый двигатель очень похож на «разрезанное» южмашовское изделие 255 (18М65), известный как РД-250, что в паре размещается на советской Р-36.
Северокорейский двигатель является ухудшенным аналогом 255-ого изделия, которое представляет собой двухкамерную двигательную установку с установленным по центру турбонасосным агрегатом (ТНА). Судя по кадрам, северокорейские товарищи отделили вторую камеру, оставив на месте турбонасос, что очень сильно отразилось на его работе, о чем свидетельствуют кадры испытания ракет. Факел пламени оборванный, неравномерный и имеет нехарактерный для слаженной работы желтый цвет. Все это является признаками того, что компоненты топлива впрыскиваются в не оптимальном соотношении, и возможно с недостаточным давлением. Надо отметить, что в данном случае причиной может быть не оптимальный расход в одну камеру сгорания при расчете на две без изменений конфигурации трубопровода. Как в обычном автомобильном карбюраторе: при неправильной работе которого из выхлопной трубы может закапать бензин. По сути данная установка, если ее правильно доработать, способна на нечто большее чем сейчас, но это уже будет другой двигатель. Дело все в том, что двигатель создается под определенные задачи. А северокорейские инженеры пытаются подогнать уже существующее изделие, его аналог под задачу. Тут либо им надо менять структуру полета экзотическими новаторскими методами, либо создавать новый двигатель или вернуться к уже существующей двухкамерной установке на «Хвасон-13» (он же KN-08, дальность 1500-12000км, в зависимости от типа топлива, нагрузки). Пока что качество фотографий торцевой части «Хвасон-13», выложенные в сеть в качестве кадров из документальных фильмов, довольно низкое. Возможно именно на «Хвасон-13» размещено не «пиленное» 255-ое изделие, с управлением которым предположительно не справились инженеры.
Распиливание уже спроектированного изделия не может привести ни к чему хорошему. Помимо перечисленных выше проблем возникает и другая уже опасная, а именно частотная разбалансировка двигателя. Дело все в том, что в двухкамерной двигательной установке частоты исходящих импульсов работы камер компенсируют друг друга (частотная разбалансировка может привести к явлению резонанса, а значит и к разрушению машины). Едва ли мы доподлинно узнаем, как именно данное изделие попало в КНДР, но не исключено, что его воссоздали по имеющимся рассекреченным данным, хотя это очень тяжело за неимением технологической части. Это порой также тяжело анализировать как то, была ли списана работа на экзамене или нет. В данном случае видны ошибки при списывании.
Масштабные «салюты» по случаю дня независимости США
4 июля в День независимости США в КНДР было проведено успешное испытание первой МБР МБР «Хвасон-14». Головная часть ракеты поднялась на высоту в 2800 км и пролетела 933 км от точки старта, такие характеристики траектории совершенно точно выводят эту баллистическую ракету в класс межконтинентальных, ибо будучи запущенной по оптимальной траектории она пролетит не меньше 6000 км, когда дальность МБР составляет от 5500 км. Позже, 28 июля она поднялась ввысь почти на 3725 км и пролетела 998 км. “Хвасон-14” чем-то напоминает советскую МБР 15А15. В первой ступени задействована двигательная установка с «Хвасон-12». Вторая ступень скорее всего тоже жидкостная, так как тяговые требования ко второй и третьей ступени, особенно к третьей, если она есть, совершенно разные. И на последней необходима возможность точного управления тягой двигателя, что очень тяжело обеспечить твердотопливным двигателем, работу которого нельзя остановить. По сути необходимо иметь сложную систему газодинамического управления, как на российских МБР «Тополь-М» и «Ярс». Поэтому, когда советские инженеры переходили с жидкостных МБР на твердотопливные, то шли от первой ступени, а не от последней. В качестве примера можно привести 60-ую машину Южмаша, первые две ступени которой были переведены на твердое топливо, а третья оставалась жидкостной. Не лишним будет упомянуть и 61-ую машину железнодорожного базирования, третья ступень которой была жидкостной.
Как и на предыдущем испытании – испытании “Хвасон-12” использовалось новое конструктивное решение грунтового подвижного ракетного комплекса, позволяющее устанавливать стартовый стол с баллистической ракетой, отделяя его от самого тягача. Данное решение было сделано для предотвращения воздействия факела двигателя на тягач во время испытаний, ведь для данного класса ракет северокорейские товарищи еще не добились осуществления холодного старта, как это делалось с твердотопливной БРСД “Бугкыксон-2”. Некоторую бортовую защиту можно было наблюдать на комплексе “Хвасон-10”, но видимо она оказалась бесполезной против оплавления колес тягача. Тут необходимо вернуться к «Хвасон-12» а именно ко второму испытанию 14 сентября, которое было проведено уже в формате учений, когда расчеты части “Хвасон” были подняты по тревоге для последующих маневров и развертывания на пусковой позиции. Действительно, на фотографиях отчетливо видно, что пуск производился без отделения стартового стола от колесного тягача, чего не было в последних испытаниях и что свидетельствует о характере отработки быстрого реагирования.
Здесь необходимо прояснить один момент. Маршал Ким Чен Ын также хорошо понимает работу зарубежных СМИ и аналитиков, что могло его подтолкнуть к принятию решения о необходимости продемонстрировать мобильность жидкостных ракет семейства “Хвасон”. Ибо ранее мы наблюдали довольно нудный процесс установки стартового стола, что выглядело довольно неубедительно. Как и предполагалось автором раннее, КНДР не стала сразу создавать твердотопливную МБР. И в конце ноября прошлого года северокорейские товарищи провели очередное испытании новой МБР “Хвасон-15”, способной достичь любой точки континентальной части США. Головная часть поднялась на высоту 4475км и пролетела 950км за 53 минуты от точки запуска и точно попала в указанную цель в акватории Корейского восточного моря, что автоматически заносит ее в список межконтинентальных.
Как и ожидалось, корейским товарищам пришлось вернуться к двухкамерной двигательной установке, ибо из “распиленного” 255-ого изделия ничего хорошего не вышло. Также само название отчасти намекало о родстве с “Хвасон-13”, что машина имеет нечетный номер, когда “Хвасон-12” и “Хвасон-14” чётный, что как бы и указывает на серии проектов. По фотографиям видно, что МБР “Хвасон-15” очень похожа на модернизированную “Хвасон-13” (KN-08 Mod 2), которая была продемонстрирована на 70-летие Трудовой партии Кореи. Ну а что-то заимствовано у четной серии, что имеет более выраженную “юбку” для двигательной установки (ДУ) первой ступени. Было бы странным если бы в новой МБР не использовались технологии и наработки с предыдущей серии проектов. “Хвасон-15” это жидкостная двухступенчатая МБР, на что указывают все признаки, включая короба для проводки, что прокладывается снаружи для оптимизации всей конструкции, ведь корпус ракеты является набором баков окислителя и горючего.
На фотографиях видно, что первая и вторая ступени имеют равные сечения, а это значит, что была увеличена энергетика второй ступени. Также довольно заметно, что сечение новой МБР побольше чем у “Хвасон-14”, что прежде всего связано с установкой двухкамерной ДУ (новой, двухкамерной ДУ с управляемым вектором тяги, о чем свидетельствует не только отчет ЦТАК, но и фотографии), чего не было на “Хвасон-13”. Если судить по цвету факела и отсутствию бурого дыма горящего окислителя, что почти всегда присутствует при запуске ДУ на высококипящих компонентах топлива, то это говорит о том, что северокорейские специалисты добились больших успехов с турбонасосным агрегатом. Также особое внимание обращает новый отечественный 9-осный тягач, который вошел в состав подвижного грунтового ракетного комплекса (ПГРК). Маршал Ким Чен Ын косвенно признал факт того, что предыдущие 8-осные тягачи были плодом зарубежных технологий (тягачи WS51200), ибо только сейчас был достигнут большой рывок в данном направлении машиностроения, что, надо сказать, очень похвально, ибо данная отрасль требует комплексной интеграции всего машиностроения. Поэтому изначально предполагалось, что КНДР произведет свой “Маус” или спаренную гусеничную машину по типу экспериментальной советской под МБР, что стало недооценкой мощностей автором.
Но на подвижных грунтовых ракетных комплексах КНДР по-прежнему не замечаются системы наземной навигации (СНН), что в настоящее время используются в ПГРК типа “Тополь-М”. По сути это устройство отделяет все существующие «телеги» с ракетами от реально мобильных ПГРК, способных нанести удар по цели с любого места, а не с подготовленной геолокации. Оперативное рассредоточение на значительной территории и совершение маневров является важным критерием в создании ПГРК. Чтобы было понятно, СНН ПГРК предназначена для автоматического определения текущих координат движущегося объекта, определения прямоугольных координат заданной точки, определения положение (угла) ПГРК на плоскости, словом, просчитывает все параметры пуска и наведения. Так что останавливаться, пожалуй, еще рано, с технологической точки зрения все только начинается. С точки зрения политики надо смотреть ситуацию после Олимпийских игр в Пхёнчхане. Запуски июля 2017-го не могут не удивлять, потому как демонстрируют характер технологического рывка, который ожидался не раньше конца 2018 года. И все же жидкостные МБР не отвечают современным требованиям мобильности, поскольку требуют заправки и аккуратной транспортировки. Можно с уверенностью сказать, что северокорейские МБР это временный сдерживающий фактор на пути к созданию твердотопливных МБР, активность продвижения которого зависит от дипломатии с южным соседом.
Твердотопливные амбиции и перспективы
Корейские специалисты ведут ускоренную работу сразу в двух направлениях: в создании жидкостных баллистических ракет и твердотопливных. В след за успешным испытанием БРПЛ «Пукгыксон-1» (Полярная звезда-1) КНДР анонсирует создание целого класса твердотопливных ракет. 11 февраля и 21 мая КНДР провела успешные испытания твердотопливной баллистической ракеты средней дальности (БРСД) «Пукгыксон-2», что определило ее в серийное производство. Успешные испытания твердотопливной БРСД «Пукгысон-2» с «холодным» запуском из транспортно-пускового контейнера является большим заделом под твердотопливную МБР. Многие эксперты и любители обратили внимание на необычные пропорции данной ракеты, она имеет довольно большой диаметр, ее ступень с некоторым развитием может быть использована в создании первой ступени МБР.
Для создания твердотопливных двигателей ракет средней и большой дальности, требуется освоение сложных технологий, которыми в полной мере обладает крайне ограниченный список стран. Как, например, технологии изготовления смесевых твёрдых видов топлива и крупногабаритных зарядов из них, технологии изготовления корпусов двигателей и деталей соплового блока из композиционных материалов. Самые развитые страны мира потратили десятилетия на освоение этих технологий. И самое удивительное, что северокорейское твердое топливо почти не уступает американскому — речь идет не только о химическом составе топлива, куда добавляются различные присадки, но и технологии формовки шашки больших размеров. В данной теме корейцам предстоит решить задачу создания такого ракетного двигателя твердого топлива, который позволит максимально укоротить активный участок полета. В таком случае ракету будет тяжелее сбить, а доставка ядерного оружия будет занимать меньший интервал времени.
Также надо отметить должный прогресс и в гусеничных ПГРК, которые были созданы за год до создания 9-осных колесных тягачей. Созданному для БРСД «Пукгыксон-2» гусеничному 8-катковому шасси предшествовала обыденная чучхейская нравоучительная история. На апрельском параде 2012 года по случаю 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена были впервые продемонстрированы колёсные грунтовые ракетные комплексы с макетами предполагаемых МБР на базе закупленных у Китая тягачей WS51200. Тому в подтверждение кадры из хроники руководства отрасли, где был представлен красный, еще не перекрашенный экспортный вариант тягача. Совершенно очевидным было то, что Китай прикроет эти поставки с обнаружением военного применения тягачей, что и произошло. Но северокорейские специалисты, обладая развитой танковой промышленностью создали гусеничный ракетный комплекс с БРСД «Пукгыксон-2». С возможность создания твердотопливных МБР с довольно большой полезной нагрузкой следует возможность создания радикально новых проблем для ПРО противника. Речь идет о создании разделяющихся головных частей рассеивающего типа. Первая МБР такого типа скорее всего будет гибридной, где будут применены отработанные технологии сразу в двух направлениях.
Заключение
Сегодня КНДР добилась успеха в становлении стратегических ракетных сил, к чему стремилась на протяжении полувека. Одновременно с этим удалось достичь ядерного статуса. 6-ого февраля 2016 года КНДР успешно провела первое испытание термоядерного заряда. А уже 3-его сентября этого года провела успешное испытание миниатюризированного термоядерного заряда с регулируемой мощностью взрыва, который также можно использовать в качестве ЭМИ удара. Создание термоядерного заряда сопровождалось испытаниями ядерных зарядов — 12-го февраля 2013 года и 9-го сентября 2016 года. Итого за время правления Ким Чен Ына на 2017 г. было проведено четыре из шести ядерных испытаний за всю историю существования Северной Кореи. С созданием БРСД «Хвасон-12» КНДР получила возможность нанести ядерный удар по базе первостепенной для США важности в Тихом океане на острове Гуам, а создание МБР «Хвасон-15» позволило наносить удар по любой точке континентальной части США. При этом развитие твердотопливных баллистических ракет является хорошим заделом для последующего перехода к МБР нового поколения через гибридизизацию, о чем говорилось раннее.
* * *
На самом деле, запуск 29 ноября продемонстрировал сдержанность и приглашение к диалогу. Обратим внимание на заявление Ким Чен Ына о том, что с запуском «Хвасон-15» КНДР закончила программу создания ядерных сил. Северяне впервые объявили о том, что программа завершена, и, с точки зрения дальнейшего развития ракетно-ядерной программы, из этого выводятся два следствия.
1. С северокорейской точки зрения, они получили то, о чем мечтали. Теперь у них есть межконтинентальная ракета с ядерной боеголовкой, способная поражать цели на континентальной части США. В каком количестве существует эта ракета и насколько она точна, не столь важно, но сторонники военного решения проблемы будут вынуждены учитывать этот момент при разработке своих стратегических планов. Это же значит, что с технической точки зрения КНДР больше не имеет необходимости проводить ракетные пуски и ядерные испытания только для того, чтобы довести до ума свою ракетно-ядерную мощь. Все последующие испытания или пуски будут обусловлены политически, а не технологически, и это тоже можно рассматривать как завуалированное приглашение к переговорам.
2. Ответ мог быть и жестче, однако, продемонстрировав новую баллистическую ракету, Северная Корея все-таки не перешла «красную линию», которая, по мнению К. Асмолова, связана либо с запуском МБР на дальность, либо с проведением ядерного взрыва в атмосфере. Отказались ли от более жестких вариантов северяне по просьбе или под давлением внешних сил (России и Китая) или это часть их собственной стратегии, тоже не так уж важно: Пхеньян не потерял лицо и показал, что, несмотря на американскую политику, по-прежнему готов защищаться, но не нападать.
Поэтому интерпретировать северокорейское поведение как «провокации, игнорирующие международное сообщество» неверно, поскольку, говоря о северокорейском «молчании», необходимо учитывать, насколько в аналогичном режиме пребывала другая сторона. Конечно, двухмесячная пауза в развитии северокорейской ракетно-ядерной программы настроила многих экспертов и дипломатов на ощущение того, что кризис спадает, и грустно, что терпение Севера кончилось как раз в тот момент, когда всем показалось, что можно переходить к переговорам. Но это еще раз показывает нам, что для урегулирования кризиса воздействовать надо не только (и не столько) на Пхеньян, но и на Вашингтон*.
Автор: Виталий Лебедев
См. также: К северокорейскому запуску МБР 29 ноября 2017 г.