В повседневной жизни каждый грамотный и неграмотный человек привык к такому простому и, казалось бы, важному слову, как «конкуренция». Её экономическая суть состоит в соперничестве компаний за бóльшую часть рынка путём улучшения качества товаров и услуг и снижения цен на них. И это очень хорошо для участников рынка, поскольку теория гласит, что потребитель имеет изобилие товаров и услуг по низким ценам, а компании ведут честную игру за каждого потребителя, попутно снижая затраты, оптимизируя производство, а также увеличивая объёмы выпускаемой продукции и, соответственно, прибыль. При таком раскладе не остаётся сомнений, что понятие конкуренции исключительно положительное. Но так ли это на самом деле?
Кроме положительной экономической составляющей, активно продвигаемой всеми СМИ как абсолютное благо, конкуренция имеет множество других обличий, известных лишь в определённых кругах. Существенная, ключевая часть конкуренции, её суть и синоним — это соперничество или же, в более широком смысле, честная игра компаний. Но давайте посмотрим вокруг и проследим, насколько честна борьба, которая ведется за нас. Насколько вообще может быть честной борьба? Правильно, если есть судья, в нашем случае, это государство. Есть ещё только пара-тройка условий: судья должен быть честным и неподкупным, игра должна вестись по справедливым правилам, игра ведётся за вознаграждение.
С древнейших времен лучшее вознаграждение это деньги и власть и, как ни странно, они же — главный ресурс, развращающий моральный облик отдельного человека. Хотя ничего странного нет, так как защита ресурсов требует применения силы, иначе конкурентная гонка будет проиграна. Чувствуете первую ложку дёгтя?Вот вам вторая: государство, в модели которого понятие конкуренции играет одну из ключевых ролей, в первую очередь заботится о своей собственной конкурентоспособности среди остальных участников рынка, таким образом выступая заинтересованной стороной, а не судьёй. Это происходит оттого, что понятие конкуренции имеет, в том числе, физиологическую, животно-эволюционную подоплёку. Исходя из соображений об отдельных людях, составляющих всякое общество, идея конкуренции незаметно переходит в право сильного, что совсем иным образом отражается на отношениях частных лиц, работе компаний и роли государства.
Государство никогда не будет честным судьёй по той простой причине, что состоит оно из отдельных личностей, которым не чужда социальная конкуренция. Пользуясь положением посредника, государство собирает сливки со всех участников рынка посредством издания правил игры — законов. Законы всегда на стороне государства, поэтому оно всегда в выигрыше. Нет, оно, конечно, заботится о финансово незащищенных слоях населения, простых рабочих пчёлах, но не более, чем о своём благополучии и не более, чем того требуют условия выживания этих пчёл. С компаний государство также стрижёт по максимуму, ослабляя давление только на приближённые. Посредники (спекулянты) всегда считались паразитами экономики, но по причине того, что посредник пишет правила игры, он должен считаться самым важным элементом рынка. Подозрительнейшее противоречие, не находите? Последний гвоздь в гроб честного государства-судьи забивает простой средний чиновник, не желающий проиграть конкурентную гонку соседям — рабочему и предпринимателю. Поэтому он выжмет максимум из своих полномочий для извлечения личной выгоды.
Каждый человек борется с другими людьми и компаниями за деньги, потому что с их помощью можно купить всё, включая власть и выиграть, таким образом конкурентную борьбу. Начиная со школьной скамьи, дети видят, что конкуренция — это хорошо, хорошая конкурентоспособность — это имидж успешного человека. Только далеко не все семьи успешны в этом мире и таковых большинство. Кого-то родители каждый день забирают со школы на крутой тачке, кто-то идет домой пешком к родителям, которые никогда не смогут купить такую машину. А кто-то вообще не знает, что такое муниципальная школа для всех, так как учится в привилегированной и его возит личный водитель. И это то расслоённое общество, к которому мы все так привыкли. В таких условиях с детства зарождается желание обладать недоступными благами, подкрепляемое бесконечной и вездесущей рекламой. И оказывается, что реклама не только двигатель торговли, но и двигатель вожделения.
Компании посредством рекламы возбуждают в потребителях конкуренцию между собой, играя на потребности человека быть не хуже других, иметь то, что имеют самые успешные. Такая стратегия является элементарным манипулированием инстинктом самосохранения индивида ради одной цели — бóльшей прибыли. То есть, в конце концов, компаниями движет банальная жажда наживы, что, конечно же, не противоречит идее конкуренции между компаниями, а наоборот, усиливает её. Психологическим аспектом конкуренции, нависшим дамокловым мечом над обществом, стало тотальное лицемерие, безразличие и стремление во что бы то ни стало захапать кусочек побольше, да пожирнее. И это прямое следствие конкуренции. Вспомните советское общество, существовавшее в основном без конкуренции, где сострадание и помощь ближнему не были пустыми словами.
Инструменты, которые используются предприятиями для борьбы за потребителя, известны и некоторые из них были перечислены выше. Но давайте по порядку. Снижение расходов и издержек зачастую преподносится как более экономичное расходование сырья в условиях ограниченности природных ресурсов. На заре индустриализации это был чрезвычайно благоприятный фактор, но в сегодняшних условиях всё кардинально поменялось. В стремлении снизить расходы на закупку сырья производители в какой-то момент поняли, что если дальше снижать его содержание в конечном продукте, то пострадает качество товара. И тут (эврика!) кому-то в голову пришла потрясающая идея. Зачем делать качественный товар, который прослужит много лет, ведь когда он будет у каждого, завод придётся закрыть. Нужно просто делать менее качественный товар с ограниченным сроком службы, по истечении которого покупатель вновь придёт в магазин. Так родилась идея о запланированном устаревании, при осуществлении которой заводы будут работать бесконечно. И приносить прибыль.
Постойте, а как же ограниченность природных ресурсов? А никак, вторичная переработка тоже зачастую оставляет желать лучшего, ведь главное для производителя это прибыль, а организация экологически чистого производства — дополнительные расходы. В результате мы имеем скоропостижно истощающиеся ресурсы, горы мусора, плохие товары и безумные денежные суммы на счетах компаний.
Следующий инструмент в конкуренции за потребителя — это оптимизация производства. Чаще всего под этим подразумевается автоматизация производственных процессов, приводящая к переходу от индустриального общества к информационному. Но, судя по всему, никто не стремится в это самое информационное общество по причине того, что вместо автоматизации компании предпочитают переводить производство в страны с низкой нормой оплаты труда или привлекают мигрантов из беднейших стран на условиях низкой заработной платы.
По поводу автоматизации ведутся дискуссии о неизбежном её последствии в виде безработицы. При этом как-то легко забывается, что человек может работать не стандартный рабочий день в 8 часов, а 6, 4 или даже 2 часа в день. При этом заработная плата упадет несущественно, от неё отнимутся лишь затраты на обеспечение автоматики энергией и текущий ремонт, к тому же товара будет выпускаться столько же или даже больше. Но есть и скрытая причина, противодействующая автоматизации: у человека останется больше свободного времени, которое он потратит бесконтрольно. Схема из 8 часов на сон, 8 часов на работу, 8 часов на дорогу на работу и обратно, поход в магазин и просмотр рекламы по телевизору, устраивает всех. И государство в первую очередь, так как это идеальное средство контроля. Не занятый, свободный человек опасен для власть имущих. Эта идея прекрасно описана в известном романе Оруэлла, поэтому не буду повторяться.
Теперь немного об услугах. Многие из них уже сейчас, без особых затрат и разработок, могут быть автоматизированы. Такие профессии, как кассир, горничная, водитель, официант и (о, боже!) чиновник неизбежно канут в небытие, при условии заинтересованности человечества в развитии. В предлагаемой нам экономической модели здесь опять возникает угрюмая физиономия безработицы. Хотя всё решается довольно просто: работники сектора услуг переквалифицируются в ремонтников или операторов автоматов, их замещающих. Сломался робот — приди, наладь, отрегулируй, если всё работает — отдыхай. Ситуация с зарплатой решается так же, как и в производственном секторе.
Итак, конкуренция, сыграв свою роль в эволюционном становлении человечества, принимает совсем иную форму в условиях глобализации. Компании-гиганты пожирают мелких конкурентов ограниченно и постепенно или вообще не внедряя их новые технологии (простейшим примером тому служит затянувшееся внедрение в широкие массы электромобилей, которому препятствует нефтяное лобби). Нам предлагается бесконечное множество разнообразных товаров: тысячи видов и подвидов колбас и сыров, моющих и гигиенических средств, одежды и обуви, телефонов и компьютеров, телевизоров и автомобилей, и так далее и так далее. При этом качество абсолютного большинства из них оставляет желать лучшего. Так называемые новые, революционные технологии в новом товаре на поверку оказываются косметической пылью на старом. Посредством рекламы потребитель жаждет получить новое (а как иначе, оно ведь более конкурентоспособно?) и выбрасывает старое — хлам, который недавно был ценнейшим сырьём.
Какой у тебя айфон, 4-й или 5-й? Четвёртый? Ну ты и лох! А в чём принципиальное отличие 4-го айфона от 5-го? В сканере отпечатков пальцев? Так это опять же, скорее, для контроля над владельцем устройства (имея в виду откровения Сноудена). А чем хуже самсунг? Ах да, статус, престиж, понты, наконец. Может быть, новый айфон проецирует голограммы или телепортирует, наконец? В чём же революция? В том и только в том, что купертиновские яблочники получат очередную порцию сверхприбыли, а мусорная гора станет ещё больше.
Так хороша конкуренция или плоха, полезна или вредна? Экономическая её суть, неотрывно связанная с эволюцией общества, свободным рынком, деньгами, новыми технологиями, полностью переродилась в социальную деградацию и противоборство. Люди, в массе своей, озлоблены и дерутся за каждый клочок жизненного пространства и личной выгоды. Страны с рыночной экономикой достигли того предела, когда целью и результатом конкуренции стало исключительно получение прибыли. Рациональное освоение природных ресурсов задвинуто на задний план, по сути его вообще нет. Действительно качественные новые технологии заменены огромным количеством второсортного товара. Планета истощается и превращается в мусорку, богатые богатеют, бедные, только в лучшем случае, не беднеют ещё сильнее. Похоже, что конкуренция как положительный фактор развития почти полностью исчерпала себя, достигла своего дна. Вероятно, она, как и вся рыночная экономика, требует замены новой парадигмой развития. Но об этом в следующих статьях.
Роман Маслов