rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
100

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

167

Европа: радикальные левые против своего империализма

370

XX век прошёл

270

Трагедия Гаити

Главная Культура Кино 2014 Июль Через тернии к мозгу

Через тернии к мозгу

Превосходство (Transcendence) Великобритания, Китай, США, 2014. Реж. Уолли Пфистер

Превосходство (Transcendence) Великобритания, Китай, США, 2014. Реж. Уолли Пфистер

Доктор Уилл Кастер (Джонни Депп) работает над созданием искусственного интеллекта, да не простого, а сверхмощного, чтобы сразу объединить все достижения человечества, преодолеть биологию и решить проблемы текущей цивилизации. Ему помогают деловитая жена Эвелин (Ребекка Холл) и давний друг Макс Вотерс (Пол Беттани), тоже ученые. Работа особо не спорится, но шуму вокруг предостаточно. Чтобы выжать гранты из инвесторов они нехотя посещают конференции и устраивают пронзительные выступления на фоне жидкокристаллического экрана.

Однако научный прогресс беспокоит экотеррористов, которые считают, что «это неправильно» и не стесняются в средствах, чтобы остановить ученых мечтателей. В отличие от своих более конструктивных противников эти товарищи глобальных планов не строят, а просто хотят взять все, да и… сломать. Верховодит ими молчаливая блондинка с черными бровями Бри (Кейт Мара), а сами борцы за все естественное сплошь драчуны и хакеры.

Однажды после выступления им удается подобраться поближе и смертельно ранить Джонни Деппа (давайте называть вещи своими именами), но Эвелин с помощью Макса совершает невозможное — они оцифровывают и «загружают» мозг умирающего на компьютер.

Этот неплавный переход от IT-сознания к цифровому бессмертию в фильме несколько смазан, зато довольно мило драматичен. Электронный Джонни Депп быстро осваивается в безграничном пространстве и начинает действовать…

Стоит сказать, что смотреть эту вычислительную сказку легко и приятно: первоклассные актеры отлично играют свои, в целом, человеческие роли, а конфликт между сверхразумом и напуганными американцами зрелищно представлен в виде боевых действий из компьютерной игры. Детали опускаются, чтобы не докучать публике научными поисками и сэкономить на постановке: сложные повороты и сюжетные коллизии требуют усилий сценариста и зрителя, заставляют ломать голову, что очень усложняет процессы потребления и восторга, необходимые для продаж. Научная тематика в этом случае не преграда, а острая приправа, основа фильма — идея могущества технологий в тандеме с такой опасной штукой, как человек, но на место цифровой мощи можно легко подставить магию, старинные артефакты, инопланетные гаджеты, покемонов — что угодно, что заставит популярного нынче героя «встревоженное человечество» охать и трепетать.

Здесь вы не найдете попыток осмыслить, каково это — быть нигде, не иметь органов чувств и тела, но как-то смотреть на мир с другой стороны монитора, любить жену, зачем-то хотеть, куда-то двигаться…

Искусственный разум — это ведь не просто сверхмощная машина. Главная задача — сделать ее человеком, потому что интеллект невозможен без личности, того, кто будет решать сам и делать выбор. Готовый же человек с электронным сознанием — просто новый супермен со сверхспособностями и, можно предположить, скоро таких персонажей будет множество. Но вот зачем понадобилось их объединять в одном фильме? Темы глобальные, проблемы нерешенные, ответов на вопросы здесь нет.

Сверхчеловеческий Уилл Кастер не летает и пока не может похвастаться рельефным телом или обтягивающим костюмом, и еще не очень понятно, друг он или враг, но совершенно очевидно, что этот новый герой умеренно романтичен, дарит цветы и борется за все хорошее — симптомы налицо. Конечно, он не понят и отвергнут обществом, которое в любой силе подозревает свои потаенные амбиции — войну и жажду власти. Так мы сами выдаем себя в наших страхах…

Словом, недосказанного (недоделанного?) тут больше, чем хотелось бы. Что создает впечатление стопки конспектов из лекций по разным предметам: в разговоре блеснуть поможет, а экзамены с таким уровнем подготовки не сдать. Положение, как обычно, спасают эмоции, чувства которые по очереди испытывают друг к другу участники действия. Тут все очень сложно, актерам есть, где развернуться, а каким образом нанороботы отращивают новые органы поврежденным людям — дело десятое… Под конец именно мелодрама одерживает верх над дилетантской фантастикой, в чем даже можно найти философский подтекст: как бы ни менялся мир вокруг, играть в людей у нас получается лучше.

По-своему этот фильм показывает жадность кинокомпаний: незачем стремиться к лучшему, если сойдет и так, иначе в полную силу придется выкладываться снова и снова. Есть интригующая завязка, достойные актеры, интересный антураж — достаточно. Все-таки посмотрев не один десяток подобных историй, ждешь чего-то нового, надеешься удивиться или хотя бы забыть на время, что существуют проверенные, надежные схемы, вечные сюжеты — гарантированный успех. Особенно, если речь идет о таком фантастическом, невероятном, трансцендентальном будущем.

А «Ромео и Джульетта» хороши и в скафандре.

Июл 20, 2014Матвей Меркулов
20-7-2014 Киноsci-fi, технологии199
Фото аватара
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Хрупкие звуки оттепелиТанцуй со мной
  См. также  
 
О минусах сциентизма
 
Блокчейн, Анархо-Капитализм и Цифровая демократия
 
Новый цифровой курс: высокотехнологичная антиутопия в эпоху коронавируса
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру