Испанская политизированная общественность внимательно следила за ходом прямых выборов Генерального секретаря Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП), состоявшихся 21 мая. Голосование закончилось победой Педро Санчеса, что было «на ура» воспринято левосоциал-демократическими кругами во всей Европе.
Тем, кто следит за эволюцией испанской социал-демократии, не может не броситься в глаза одно противоречие: с одной стороны, как верно отмечает историк Педро Гонсалес де Молина, «социалисты дали урок демократии другим левым, проведя прямые выборы руководителя на фоне не только борьбы конкретных людей, но и каждодневных встреч с активистами, поездок кандидатов по стране, их выступлений в масс-медиа и телевизионных дебатов».
С другой, имеет место громадный вес партийной бюрократии, «элиты», которую в Испании несколько насмешливо называют «социалистическими баронами». Именно эта «партноменклатура» и добилась на стыке сентября и октября прошлого года отстранения Педро Санчеса с поста Генерального секретаря, после того как Федеральный комитет партии выразил ему вотум недоверия.
Случаи с лидерством в британской Лейбористской партии Джереми Корбина и выдвижением от французских социалистов кандидатом в президенты Бенуа Амона очень наглядно демонстрируют, как социал-либеральные круги и правосоциал-демократическая партбюрократия «привечают» левосоциалистических политиков, оказавшихся вдруг наверху. Ситуация в испанской соцпартии выглядит на данном фоне ещё более рельефно.
Педро Санчес, 44-летний профессор экономики, обычный депутат Генеральных кортесов, никогда не принадлежавший к кругу «социалистических баронов», был неожиданно для многих наблюдателей избран Генеральным секретарём партии в 2014 г.
И сразу же в своём настрое на демократизацию партии и обновление её тактики столкнулся с противодействием со стороны её правых сил.
Когда прошлой осенью он во многом под влиянием левого крыла партии пришёл к выводу, что необходимо пойти на союз с радикальной левой коалицией «Объединённый Подемос» и принять поддержку баскских и каталонских националистов, это сильно не понравилось пресловутым «баронам» (секретарям организаций ИСРП в автономных сообществах и главам исполнительной власти этих сообществ), устроившим при поддержке бывшего лидера ИСРП Фелиппе Гонсалеса внутрипартийный переворот.
Но приход «к власти» в партии временного руководства во главе с лидером астурийских социалистов Хавьером Фернандесом оказался лишь временной интермедией. Партийные активисты и целые местные организации взбунтовались и потребовали новых досрочных выборов генсека – перед намеченным на июнь очередным съездом ИСРП. В ситуации, когда, по опросам общественного мнения, рейтинг партии на общеиспанском уровне опустился на третье место (уступая не только правящей Народной партии, НП, но и «Объединённому Подемос») «верхи» были вынуждены пойти на новые прямые выборы.
Естественно, при этом использовался «административный ресурс». Ведь не менее 12 партийных федераций в автономных сообществах находятся под руководством открытых противников П. Санчеса. Против него работали ведущие, в том числе левоцентристские газеты и журналы. В парламентской фракции, равно как в Федеральном комитете большинство принадлежит оппонентам Санчеса. И всё-таки Педро Санчес решился вновь бросить перчатку партноменклатуре.
Интересно, что на этот раз все тенденции испанского социализма были представлены в конкуренции за пост Генерального секретаря. П. Санчес получил поддержку левого течения партии («Социалистическая левая»), активисты которого во всех сообществах составили костяк его предвыборного штаба. Его поддержали также входящие в партию профсоюзные активисты, в особенности из Всеобщего союза трудящихся – профсоюза, исторически связанного с ИСРП. Партийный центр представил Пачи Лопес. Этот политик 12 лет возглавлял организацию ИСРП в Стране Басков, с 2009-2012 гг. руководил автономным сообществом в этом регионе, а в первой половине 2016 г. работал в качестве председателя Конгресса депутатов испанского парламента. Правые в ИСРП сделали ставку на «баронессу» – президента Андалусии Сусану Диас. Это на неё прежде всего работал «админресурс», ведь именно в андалусском сообществе у социалистов самые сильные и хорошо организованные партийные ячейки.
Но в итоге на прямых выборах победил именно П. Санчес. За него 21 мая отдали голоса 50,2% партийцев, за С. Диас – 39,9%, а за П. Лопеса – 9,9%.
Эксперты справедливо отмечают, что на сей раз речь шла не только о персоналиях. Как справедливо считает представитель «Подемос», профессор политологии Хайме Пастор, «в центре выборов была различная стратегия альянсов, защищаемая тремя кандидатами». Да, сегодня ИСРП заметно ослабла по сравнению с временами даже десятилетней давности, когда партию поддерживали свыше 40% избирателей. На последних парламентских выборах летом 2016 г. за список социалистов отдали голоса 22,7% избирателей. ИСРП с 85 мандатами в 350-местном Конгрессе депутатов сохранила статус второй партии королевства, но в любом случае, чтобы надеяться руководить страной, социалистам нужны партнёры.
Если Диас и её команда, судя по всему, были настроены и дальше продолжать курс на поддержку правительства меньшинства консерватора Мариано Рахоя (а «духовный гуру» Диас Ф. Гонсалес открыто говорит о том, что и Испании возможна комбинация «большой коалиции» с участием Народной партии, НП и ИСРП), а П. Лопес, хоть и предлагал социалистам больше ориентироваться на собственные силы, но не скрывал возможности союза на федеральном уровне с социал-либералами из «Сьюдаданос», П. Санчес при поддержке левых в ИСРП взяли иной курс.
Уже когда прошлой осенью П. Санчес был отрешён от своей должности, в многочисленных статьях, интервью и выступлениях он призвал к борьбе за образование в Испании «прогрессивного и левого большинства».
Как следствие, левые в ИСРП выступают за более тесное сотрудничество с другими силами левого фланга, в первую очередь с «Подемос» и его региональными союзниками и с возглавляемыми коммунистами «Объединёнными левыми». На сегодня в парламенте нет левого большинства, но если на фоне коррупционного скандала, остриё которого направлено против лидеров НП М. Рахоя и министра обороны Марии Долорес де Коспидаль, удастся отправить Совет министров в отставку и таким образом спровоцировать досрочные парламентские выборы, перспектива формирования прогрессивного большинства в южноевропейском королевстве представляется вполне реалистичной. И если временное руководство ИСРП и слышать о подобном сценарии не желало, новоизбранный генсеком П. Санчес вполне мог бы стать на этот путь.
В середине июня пройдёт XXXIX съезд ИСРП. Безусловно, правосоциалистическая часть партии не сложит после голосования 21 мая оружия. Для социалистических «баронов» и преданных им местных секретарей парторганизаций разного уровня не так уж важен сам П. Санчес как таковой. Как и в случае с Б. Амоном во Франции и Д. Корбином в Британии, им более не по нутру ситуация, когда они оказались, так сказать, «вне игры» и принимать важнейшие партийные решения могут и без них.
ИСРП, являющаяся одной из старейших социал-демократических партий в мире (она действует с 1979 г.!) оказалась в весьма непростом положении. Партия, по сути дела, разделена. Но она всё ещё сохраняет свою специфику и демократическое внутреннее устройство. Как говорил мне в начале этого года один из сотрудников её аппарата Даниэль Ятес Деус, «перед любым Генеральным секретарем, кто б им ни был избран, будет стоять одинаково противоречивая и сложнейшая задача – вернуть под знамёна ИСРП избирателей, убежавших от партии кто к «Подемос», кто к «Сьюдаданос». При этом ИСРП потеряла монопольные позиции внутри испанского левого движения, о гегемонии соцпартии в нём говорить уже точно не приходится.
Испанские социалисты сделали явный и ясный выбор в пользу более чёткой социалистической политики. Одновременно они вновь показали, что левая социал-демократия в Европе не только жива, но и ещё вполне может бороться в больших партиях за лидерство. А вот конвертируется ли этот успех в политический прорыв, можно будет со всей определённостью сказать лишь через некоторое время.