Победа над кризисом, объявленная прошлым летом, так и не состоялась. Сообщения о переходе экономики к росту, которыми утешали публику России и большинства стран Европы в течение последнего времени, уже никого не радуют, поскольку рост получается какой-то карликовый, а главное не сопровождается заметными улучшениями в реальной жизни. Зато всё более заметной становится чудовищная цена, которой правительства покупают эту видимость хозяйственного подъема. К концу весны 2010 года общая сумма средств, затраченных ведущими государствами мира (от Соединенных Штатов до России и от Германии до Китая) составила 14 триллионов долларов. И эта сумма продолжает расти. В совокупности правительства «большой двадцатки» тратят в месяц от 300 до 500 миллиардов долларов. Это равноценно тому, как если бы все золото-валютные запасы нашей страны сжигались бы в течение одного месяца. Единственное, чего удается достичь с помощью таких грандиозных трат, это сохранение стабильности на минимальном уровне. Иными словами, правительственным чиновникам нужно, как знаменитой Алисе в «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, очень быстро бежать, чтобы остаться на месте.
Массовые банкротства корпораций и банков удалось предотвратить, но лишь ценой катастрофического роста государственных расходов. Спасение утопающих корпораций отнюдь не стало делом самих утопающих. Напротив, оно происходит за счет налогоплательщиков. Для того чтобы продолжать дорогостоящие «спасательные операции», приходится экономить на самом необходимом – на образовании, здравоохранении, социальных службах. Попросту говоря – на людях.
Этих средств всё равно не хватает.
Даже решительные меры бюджетной экономии не спасают более слабые в финансовом отношении страны от бюджетной катастрофы, которая уже нависла над Грецией, Испанией и Португалией.Но и традиционно успешные страны, такие как Британия, Соединенные Штаты и Япония не чувствуют себя хорошо – рост внешнего и внутреннего долга продолжается стремительными темпами, и к изумлению либеральных экономистов снижение государственных социальных расходов не ведет к появлению более сбалансированного бюджета – вслед за каждым сокращением расходов падают и доходы.
На этом фоне Россия пока выглядит неожиданно благополучно, главным образом за счет сравнительно высоких цен на нефть и другие виды сырья, которые она экспортирует. Единственным очевидным исключением является газовая отрасль, где продолжают одновременно снижаться и цены и спрос. Но как ни парадоксально, именно положение дел в этой отрасли отражает реальное состояние спроса и перспективы на ближайшее время. Газ, поставляемый и закупаемый в значительной мере централизованно, на государственном уровне, не может быть эффективно использован для товарных спекуляций – в отличие от нефти. Потому цены здесь в большей мере отражают спрос. Напротив, цены на нефть завышены благодаря тому, что миллиарды долларов государственной помощи бизнесу, не доходя до реального сектора, уходят на спекуляцию. Спрос на нефтепродукты неуклонно падает, но это никак не отражается на ценах. До поры.
В определенный момент спекулятивный пузырь лопается, цены рушатся. Как это может произойти, мы уже наблюдали осенью 2008 года и не надо быть пророками, чтобы предсказать неминуемое повторение того же сценария – пусть и с некоторыми малозначительными вариациями. Однако даже сейчас, когда цены на нефть остаются выше заветного уровня в 70 долларов за баррель, российские власти испытывают острую нехватку средств.
Отечественные начальники идут в фарватере ведущих держав Запада, сокращая расходы на социальные нужды. Именно эту цель преследует Федеральный закон №83, грозящий постепенной ликвидацией бесплатного образования и здравоохранения. Впрочем, будет ли она постепенной?
Многословный и путаный ФЗ-83 состоит из разнообразных поправок к уже существующим законам, а потому не всегда можно с полной уверенностью предсказать, как он будет работать.
Тем не менее намерения анонимных авторов этого документа вполне ясны. Законопроект освобождает государство от большей части обязательств перед гражданами в области социальной сферы. Отныне вместо обязательства финансировать развитие данных сфер как таковых, вводится принцип «подушевого финансирования». Получение денег школами и больницами ставится в зависимость от числа учеников и пациентов. Когда в больнице мало врачей на большое число пациентов это, согласно нашим законодателям, хорошо. А если наоборот, то плохо. Закон делает экономически невозможным существование школ и больниц в деревнях и, возможно, даже небольших городах. Он обязывает врачей и учителей уделять меньше внимания ученикам и пациентам, резко понижая качество своей работы. Планируется массовое закрытие высших учебных заведений. Согласно новым правилам, школы, больницы, музеи и университеты, не получающие от государства достаточной поддержки, могут просто обанкротиться. Обязательства заменить закрывающиеся учреждения на новые государство на себя не берёт.
Не будет преувеличением сказать, что авторы ФЗ-83 вынесли смертный приговор общедоступному образованию и здравоохранению в России. И трудно отделаться от мысли, что сделали они это не по недомыслию или безграмотности, а совершенно сознательно. Иначе зачем было проталкивать документ исподтишка, под видом «технических» поправок к старым законодательным актам? Даже сами законодатели и чиновники в глубине души понимают, что совершили что-то очень нехорошее. Они, как преступники, скрывают свои имена. А руководство думских фракций и комитетов старательно избегает разговоров на эту тему.
Наступление на бесплатное и общедоступное образование и здравоохранение является следствием вполне определённого идеологического подхода, оно является очередным воплощением неолиберальной модели, которой по-прежнему продолжают руководствоваться и правительство России и «непримиримая демократическая оппозиция». Образование и здоровье должны стать частью сферы услуг, получая незначительные государственные субсидии, но помощь правительства не должна отменять сугубо рыночного подхода. Здоровье и знания будут доступны тем, у кого есть деньги. А если денег нет или их не хватает, значит, не надо претендовать на лишние знания. И здоровье лучше поддерживать домашними методами.
К несчастью для авторов ФЗ-83, большая часть российского общества придерживается диаметрально противоположной точки зрения.
Люди по-прежнему убеждены, что у них есть право на образование и здравоохранение. Именно право, а не возможность «приобретать услуги», если повезёт, по льготной цене. И голос большинства, требующего сохранить своё право на знания, культуру и здоровье, звучит всё более громко. Скрыть нависшую над обществом угрозу не удалось. Массовое недовольство уже дало первые плоды. Сегодня те самые люди, что проталкивали ускоренное принятие закона, сами предлагают отложить его вступление в силу. Откладывать начали ещё до того, как проголосовали за окончательный вариант текста.
Закон №83 однозначно и грубо противоречит Конституции Российской Федерации. Но вряд ли это остановит его введение в жизнь, если только этого не добьются сами граждане. Спасая банкиров и корпорации правящие круги сегодня готовы пожертвовать и Конституцией и социальными правами населения и даже здравым смыслом. Но вряд ли они смогут таким образом остановить кризис.
А рискуют они очень многим. Ведь если игра не удастся, то придется иметь дело сразу и с новой волной объективно неизбежного экономического кризиса и с разрушительными последствиями собственной деятельности.