Летом этого года состоялась премьера третьей части достаточно нашумевшего в 2013 году фильма «Судная ночь» (англ. The Purge) режиссера Джеймса Демонако (который является одновременно и автором сценария) – «Судная ночь 3» (англ. The Purge: Election Year). Вторая часть трилогии – была выпущена в 2014 году. Все три кинокартины сняты совместными усилиями США и Франции и принадлежат разработчикам трёх компаний: Blumhouse Productions Platinum Dunes и Universal Pictures. Сюжет фильма продуман достаточно интересным способом и хотелось бы порассуждать побольше над тем, каким образом создатели дошли до подобных кондиций.
Начнем с самого главного правила фильма – гласящего, что правил нет. Одну ночь в году с гражданских снимается какая-либо ответственность за жизни окружающих их людей и отменяется запрет на убийство. Безусловно, в каждом правиле есть оговорки, особенно когда дело касается власти. У правительства в эту ночь (да и в любую другую, если уж на то пошло) имеется иммунитет, который делает их недосягаемой целью. Антиутопическая направленность сюжета дает зрителю возможность представить будущее без каких-либо фантастических деталей, летающих машин и эликсира бессмертия. Все происходит гораздо проще – новое правительство, новые законы, новая жизнь.
Представим на минуту жизнь этих людей. Каждый год в один и тот же день каждый из них получает право взять в руки оружие (ну или же остаться с голыми руками, кто на что горазд), выйти на улицы города и убивать. Убивать обычных прохожих или же конкретных людей, которые, по чьему-то мнению, заслуживают «наказания». По мнению правительства, подобные нововведения позволяют уменьшить уровень преступности в стране с надеждой на то, что люди будут дожидаться того самого дня, чтобы выместить всю свою злость сразу.
В действительности по сюжету фильма к 2022 году всё так и происходит – безработица падает до отметки в 1% и уровень преступности практически на нуле. Как такое возможно, не совсем понятно. Может ли законодательство, позволяющее людям отбирать жизни других, улучшить состояние страны и ее населения?
Возможно, мы привыкли к тому, что в нашей жизни существуют строгие законы, не позволяющие вымещать свою злость в виде насилия. В трилогии фильмов зритель может наблюдать, как рамки ограничения насилия в обществе спадают. В этот момент обстановка на экране начинает напоминать мир дикой природы. Те люди, которые не смогли позволить себе защититься в своих домах либо по каким-то другим причинам оказались на улице, вынуждены бороться за существование, ведь в эту ночь под раздачу попадают даже те, кто ни в чем не виноват.
Здесь можно наблюдать, как за считанные часы люди превращаются в зверей. Полное разложение моральных ценностей в погоне за местью и вымещением злобы. С каждой новой жертвой город лишается еще одного гражданского и приобретает еще одного убийцу. Если смотреть с точки зрения нравственности, то из населения страны сделали лицемеров, которые целый год ходят по улицам, улыбаются, машут соседям в знак приветствия рукой. А когда наступает тот самый один единственный день, все маски срываются и люди берут в руки оружие и идут убивать. Чаще всего их жертвами становятся именно те, кому они больше всего улыбались в течение года.
Совсем в ином свете предстает перед нами элитная прослойка общества. Люди, обладающие внушительными капиталами, предпочитают особый вид извращений – они не утруждают себя выходом из дома и охотой на кого бы то ни было. Для них существуют специальные службы, которые находят больных или же старых людей, семьи которых нуждаются в деньгах. Этим несчастным людям предлагается стать «жертвой» для определенной богатой семьи, которая перечислит на счет их родственников огромную сумму денег за убийство. В одной из частей трилогии это показывается на примере отца одной из главных героинь.
Поражает и то, каким многообразием способов убийств наполнен сюжет. Сколько видов оружия использовалось, и ни одно убийство не похоже на другое. Для этого требуется богатая фантазия. От одного фильма к другому насилие становится все изощреннее.
И даже те, кто старался оставаться в стороне от участия в этой своего рода «жатве», в итоге оказывались в центре событий, так как сюжет дает понять, что безопасность – иллюзия и в эту ночь все под прицелом. На самом деле всё это действо и есть самая настоящая жатва. Во время каждой ночи умирают те, кому не хватило сил или средств сохранить себе жизнь. Здесь можно сделать отсылку к окружающей нас реальности: те, кому не хватает упорства, силы и средств к существованию, обречены на провал. В недалеком, по мнению создателей, будущем правительство берет в свои руки отбор сильнейших и ускоряет процесс «очищения». Но по-прежнему остается вопрос: положительно это повлияло на судьбу населения страны или наоборот.
Пришло самое время обратиться к вопросу морали. Люди, непосредственно участвующие в «судной ночи», взваливают на себя груз убийства. В фильме есть несколько моментов, которые могут показать всю парадоксальность человеческого поведения. Представьте, до окончания судной ночи у вас остаются считанные минуты, вы находитесь в ситуации, когда, как говорится «либо ты, либо тебя», и тут судная ночь внезапно заканчивается. И вы и ваш противник остаётесь на той точке, когда вы понимаете, что больше ничего сделать нельзя и вам придется жить дальше с тем, что вы хотели друг друга убить. Дальше ходить по улицам и улыбаться друг другу. И не иметь возможности обсудить то, что произошло. Всё это лицемерие, с которым люди просто вынуждены жить, разрушает их моральные ценности. Здесь напрашивается еще один немаловажный вопрос: все ли способны на убийство? Ведь есть и те, кто элементарно не способен найти в себе силы лишить кого-то жизни даже когда их собственная под угрозой. Получается, что они автоматически заносятся в список «слабых» и оказываются на воле случая.
Остаются, впрочем, и некоторые необъяснимые моменты (без них никуда). Одним из таких оказываются мотивы убийств. Главные герои каждой части трилогии – самые обычные люди, занимающие свое положение в иерархии общества. Кто-то выше, кто-то ниже. Но все они равны в течение определенного количества часов. И в то же время большинство озвученных мотивов для убийства абсурдны и, скорее, свойственны психически неуравновешенным людям.
Взять в пример момент, когда главных персонажей хотят «наказать» за то, что они «наживаются» на других, продавая (внимание!) системы безопасности для домов! Убить! За то, что люди обеспечивают вашу безопасность на время «судной ночи»!
Здесь, скорее всего, решающим фактором была зависть, ведь продажи систем безопасности приносят огромный доход и позволяют ни в чем себя не ограничивать. После этого мотив убийства девушки, которая не уделяла должного внимания мужчине, живущему с ней в одном доме, кажется детским лепетом. Безусловно, кроме безрассудных мотивов, можно встретить и вполне оправданные, например, месть за погибшего ребенка.
Но фильмы трилогии и не без добрых людей. Обязательно спаситель. Это обычный человек, очень долго собиравший оснащение для «судной ночи». И именно он, потеряв в конечном итоге большую часть своих запасов и пытаясь помочь совершенно чужим ему людям, в итоге получает самые болезненные ранения.
В целом эти фильмы можно назвать своего рода глотком свежего воздуха в жанре ужасов. Никаких привидений, летающих тарелок и паранормальных существ – только реальные люди, только реальное оружие, только реалистичная обстановка. И это на самом деле жутко.
Екатерина Лукьянова