А цель оправдывает средства, давай
Убивай, насилуй, клевещи, предавай
Ради светлого, светлого, светлого, светлого
Светлого здания идей Чучхе.
Егор Летов, Харакири
В среде российских левых, особенно тех из них, кто генетически ближе левоконсервативным силам типа КПРФ, считается комильфо беззаветно любить Кубу, Белоруссию, КНДР и другие страны-изгои. Равно как оплакивать Каддафи и защищать Башара аль Асада как жертв мирового империализма. Другой вариант этой же болезни — распространённая среди теоретиков мир-системного анализа и левых экономистов вообще любовь к странам БРИКС и Китаю в частности. Безжалостно критикуя западный империализм при всяком удобном случае, эти почтенные и заслуженные люди готовы простить этим странам и репрессии, и разрушение социальной сферы, и подавление рабочего движения. Они даже готовы закрыть глаза на вполне очевидное предательство их лидерами социалистических идей.
При этом, довольно легко заметить, что для большинства такое поведение — мера вынужденная, ибо будучи загнаны в угол трезвыми аргументами, они только и могут что сказать, мол, если не Батька, то кто? Если на Кубе всё плохо, то где же хорошо? Если Чавес — плохой лидер, то кто же тогда хороший? Если не за Асада, то за кого? А вот ни за кого! И если кто-то попробует замахнуться на святыни этих товарищей, они, ничтоже сумняшеся, начинают вешать на него ярлык либерала или просто недалёкого человека, сбитого с толку буржуазной пропагандой.
Причина такой реакции проста — несчастным нужна хоть какая-то, пускай символическая, но опора во враждебном мире. При этом, нашим героям невдомёк, что другие люди в таком костыле просто не нуждаются. Ну не нужен нам, перефразируя слова Интернационала, ни бог, ни царь и не герой для того, чтобы бороться за лучшее будущее. Но наши визави не могут никак в это поверить и, руководствуясь своей рабской логикой, дорисовывают этого невидимого покровителя — европейских леваков, белоленточных либералов, Кремль — да кого угодно.
Самое трагичное во всей этой ситуации, что символические покровители едва ли могут и, что главное, имеют желание оказать реальную помощь нашим пламенным марксистам-ленинцам. Можно сколько угодно молиться Бацьке Лукашенко, можно даже принести ему в жертву добрую сотню банок гродненской тушёнки, но Солнцеподобный Бацька не отвратит от тебя дубинку ОМОНовца и не избавит от злых духов ФСБ и центра «Э». Сколько ни пой славословия лучезарному Ким Чен Иру и светлой идее Чучхе, Северная Корея не предоставит тебе политического убежища. Впрочем, никто особенно и не обращается — за последние двадцать лет известен только один такой случай. То есть, никакой реальной пользы от поклонения этим кровожадным «богам коммунизма» получить нельзя, даже несмотря на то, что до той же Белоруссии рукой подать.
А вот вреда не оберёшься. Начнём хотя бы с того, что приходится мириться с целым множеством противоречий в своей собственной голове. Ведь не дай бог кто спросит — а ведь твоя любимая Корея тысячами продаёт в Японию практически бесплатную рабочую силу, которая работает там за еду, огороженная заборами из колючей проволоки? Или та же Белоруссия, где человека могут посадить в КПЗ за то, что он похлопал в ладоши на улице? Или, скажем, Куба, где едва ли не половина женского населения от нищеты зарабатывает проституцией? Что ты на это скажешь? Можно, конечно, сказать, что всё это грязная провокация и империалистическая пропаганда. Но факты — вещь упрямая и, рано или поздно, хотя бы сам для себя, наш марксист-ленинец понимает, что не прав.
Чтобы не бросать тень на Маркса и Ленина, именами которых прикрываются наши герои, отметим очевидную вещь. Настоящий марксист-ленинец, поддерживающий Лукашенко, Ахмадинежада или Ким Чен Ира, это всё равно, что Маркс, пожимающий руку с Николаю I, или Ленин, братающийся со Столыпиным. Или даже Сталин, слившийся в дружеских объятьях с Франко или Муссолини. То есть — нонсенс. Единственно, в чём можно было бы упрекнуть марксизм-ленинизм, так это в том, что интересующая нас проблема в нём не разработана. Но и здесь его создатели ни капли не виноваты — в те далёкие времена такой вопрос не стоял, да и не мог стоять.
Суть же проблемы в том, что существует целая группа стран, которые отвечают трём условиям:
1) Руководство страны декларирует социалистический или, хотя бы, некапиталистический характер государства.
2) Лидеры государства противопоставляют себя, хотя бы на уровне деклараций, всей остальной мировой системе
3) При всех предыдущих условиях, правящая элита этой страны сознательно и жёстко подавляет экономически, социально и политически всё остальное население страны, причём вполне капиталистическими методами.
Все эти три условия появились уже после того, как начался крах соцлагеря — никак не раньше, а к тому моменту классический марксизм-ленинизм был уже давно превращён в мумифицированную догму. Вот нам и приходится навёрстывать упущенное.
Довольно часто приходится слышать и несколько более трезвый аргумент — да, на Кубе или в Северной Корее плохо живётся, но сам факт их выживания во враждебном окружении имеет немалый позитивный пропагандистский эффект. Но и этот аргумент не верен ни в одной своей части. Если и имеет место какой-то пропагандистский эффект, то совершенно обратный: апологеты неолиберализма имеют отличный наглядный пример для запугивания наивных граждан. Не хотите открыть свою экономику — на здоровье! И будете тогда как Куба или Северная Корея. Или, в крайнем случае, вас поглотит страшная, ужасная Россия, где коррупция, совок и неэффективность. На эмоциональном уровне это неплохо срабатывает — взять хотя бы пример Украины.
Но это ещё полбеды. Ведь главная ложь заключается в том, что страны-изгои якобы находятся в положении осаждённой крепости. Это никоим образом не соответствует действительности. Даже для Кубы, которая действительно находится в экономической блокаде.
Тем не менее, блокада довольно часто нарушается — если это выгодно самим США и другим странам. Более того, если бы США действительно хотели уничтожить ту же Кубу как независимое государство, им бы даже не пришлось развязывать полномасштабную войну — вполне хватило бы экономических средств и тайной дипломатии. В ещё большей степени это верно в отношении Белоруссии и Северной Кореи, которые отлично встроились в экономики своих регионов и, соответственно, в капиталистическую мир-систему в целом. Автаркия — а именно так и переводится слово «чучхе» — это миф. Собственно, у северокорейской экономики есть, как минимум два важнейших внешних источника доходов: уже упомянутая выше оптовая работорговля с Японией и Россией и «ядерный шантаж», с помощью которого Северная Корея выклянчивает у соседей гуманитарную помощь.
Уже немало написано о том, как Белоруссия лавирует между Россией и ЕС. Мы же остановимся на том, что экономика Белоруссии, несмотря на известную диверсифицированность, имеет в основном сырьевую основу — экспорт минеральных удобрений и реэкспорт российских нефти и газа. Экспортную направленность имеет и сельское хозяйство — качественная и дорогая продукция белорусского АПК находит своего потребителя преимущественно за рубежом, а именно в России. В частности, качественное белорусское пиво завозят к нам, а на родине нищее население потребляет или самые дешёвые сорта пива, ничем не лучшие, чем наша «Балтика» или «Жигулёвское», или разного рода алкогольные суррогаты, известные там как «Чарло» и «Бырло». В конце концов, приходится ли выбирать, когда средняя зарплата в Минске не дотягивает до двадцати тысяч рублей, а цены на жильё и продукты первой необходимости сравнимы с таковыми в Санкт-Петербурге? Что характерно, решение экономических проблем, с которыми столкнулась Беларусь, министр экономики Николай Снопков видит в дальнейшем развёртывании рыночных реформ — то есть, продолжении той ползучей приватизации, которая уже давно происходит в стране.
Словом, все страны-изгои на сегодняшний момент так или иначе встроились в капиталистическую мир-систему и заняли там довольно прочную нишу — об этом говорит хотя бы поразительная стабильность их политических режимов. Первые лица этих стран не способны, даже если бы и хотели, предложить миру концептуальную альтернативу существующему мировому порядку, частью которого они сами являются. Да, надо как-то показывать своё отличие от остальных стран — всему миру, своему населению и, не в последнюю очередь, самим себе. Максимум на что хватает фантазии у этих жалких эпигонов мирового коммунистического движения – немного притормозить неолиберальные реформы, отложить формальную приватизацию государственной собственности и приправить эту кашу-малашу острыми фразами о борьбе с мировым империализмом. В остальном же рутинная политическая практика правительств стран-изгоев едва ли чем отличается от обычной практики авторитарных капиталистических режимов. А именно – подавления любого политического движения снизу, поддержания целостности правящей элиты и постепенного, по возможности максимально незаметного для находящегося в политическом анабиозе народа, наступления на остатки его прав и социальных гарантий. Заметим, что для последней цели нет ничего лучше, чем атмосфера страха и изоляции, «осаждённой крепости», поддерживаемая внутри стран-изгоев.
В выгодную сторону от описанных стран-изгоев отличаются страны Латинской Америки, где к власти пришли левые силы. В Венесуэле, Бразилии, Аргентине и Эквадоре, при активном участии народных масс были действительно проведены прогрессивные преобразования. Тем не менее, на определённом этапе — где-то раньше, где-то позже – левые лидеры были вынуждены пойти на компромисс с местной буржуазией и притормозить ещё далекие от завершения реформы. Впрочем, за народы этих стран можно быть спокойным — за последнее время они проделали немалую политическую эволюцию и, если лидеры окончательно переродятся в предателей дела революции — что практически неизбежно, то сметут и их самих. Что же до многих российских левых, то они, очарованные фигурами Уго Чавеса, Лулы да Силвы и Эво Моралеса, не заметили этой постепенной метаморфозы. Ни сговор с нефтяными магнатами, ни дружба лидеров этих стран с Путиным, ни даже расстрел забастовок в Бразилии и Аргентине, увы, не поколебал религиозного рвения наших товарищей.
Причина всё та же — психология раба, ждущего, пока придёт добрый Хозяин и снимет его с цепи. Что ж, даже самая преданная собака, если хозяин будет её просто так колотить, довольно быстро его возненавидит. Насколько ж надо растоптать своё собственное человеческое достоинство, чтобы до сих пор не понять, что все хозяева одинаковые, какими бы идеологиями они ни прикрывались и какие бы декларации они не делали? Остаётся лишь надеяться, что успехи на поле настоящей классовой борьбы сделают такой рабский менталитет достоянием прошлого по крайней мере в среде левых активистов. Пока же мы будем сидеть без дела, нам ничто не поможет — даже ежедневное пение Интернационала за завтраком, обедом и перед сном.