Обозревая идеологический пейзаж современного мира, трудно заметить что-либо, кроме развалин. Все, что в течение последних 300 лет вдохновляло человечество на борьбу за лучшее будущее, кажется полностью обесцененным; все знамена – поруганы, все скрижали – разбиты. Идеалы прогресса, будь то стремление к национальному развитию в «третьем мире» или к социальному государству в богатых странах, концепции постиндустриального общества или традиционный коммунизм, потерпели крушение – как, впрочем, и неолиберальная вера в волшебную палочку в «невидимой руке» свободного рынка. Аналогичным образом увядают и различные идеологии «третьего пути» вроде экологизма и реформистского альтерглобализма. Благое желание очеловечить капитализм средствами паллиативного лечения, обуздать стихийные экономические силы обращением к дальновидности государственных мужей или нравственным императивам
Вслед за прошедшей Копенгагенской конференцией по климату в мае 2010 года в Нью-Йорке состоится очередная, уже восьмая по счету международная конференция по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В повестке дня – еще одна животрепещущая проблема, от решения которой зависит выживание человечества. В работе предстоящей конференции примут участие делегации стран-участниц ДНЯО, который по числу государств, его подписавших, уступает только Уставу ООН.
Неужели и эта конференция не принесет результата? Имеется ли вообще какой-то, хотя бы самый мизерный, шанс, чтобы обуздать набирающую темпы гонку вооружений, преодолев противоречия между странами?
Рабкор.ру предлагает вниманию читателей интервью с Терри Иглтоном, посвященное выходу его книги «Разум, вера и революция: размышления по поводу дискуссий о боге». Беседу Натана Шнайдера и Т. Иглтона перевел Дмитрий Колесник.
Специфика неофициального искусства стран бывшего соцблока не может быть исчерпана «антисоветизмом». Сегодня такое понимание проблемы кажется грубым и недальновидным. Человека, живущего в обществе, в котором его профессии не существует, делает художником история культуры. Индивидуальная критическая практика, включающая не только политические позиции, но и большой неакадемический опыт, рождает настоящие революционные художественные открытия, авангард.
Пишу эту статью под впечатлением от просмотра фильма о драконах, показанного недавно по ТВ-3. Интересно (а я и сам не знал!), оказывается, для изучения драконов существует целая наука (во всяком случае, отрасль науки) — Драконология! «Ученые», правда, так и не пришли к единому названию этого направления исследований (используются также термины драконоведение, дракология, дракография, драконистика), но, как и прочие науки, она имеет свою историю, виды и подвиды деятельности, области применения и направления изучения. По предмету пишутся книги и учебники, проводятся семинары и читаются лекции, есть свои «гуру» и горячие последователи.
У нас в стране дважды в год принято вспоминать, что наше общество делится на мужчин и женщин, две большие социальные группы, имеющие свою специфику и свои интересы. Происходит это двум праздничным датам в календаре: 23 февраля и 8 марта. 23 февраля 1918 года было опубликовано воззвание Совета Народных Комиссаров «Социалистическое отечество в опасности», и начался массовый набор в Рабоче-крестьянскую армию — дата, которая впоследствии стала отмечаться как День защитника Отечества.
Я начала читать проект «Наша новая школа» и пришла в восторг. Правда, восторг мой был недолгим. Ровно таким, чтобы прочитать раздел «Школа будущего». Там восхищает всё: и творческая атмосфера, в которой «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». И открытость школы для детей с любыми особенностями развития, и «чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя». И возможность для школ стать центрами досуга, которые «будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».
Сергей Лобан — режиссер «альтернативных» фильмов, гарантированно получающих призы на самых известных отечественных и международных кинофестивалях. При этом он один из самых интересных персонажей московской «андеграундной сцены», автор множества клипов, акций и спектаклей, о которых пресса пишет, как о «современной контркультуре». Один из создателей художественного движения «Свои-2000» и конструктор свободного творческого полигона в своей нынешней студии на московской «Фабрике». Кроме всего этого, Сергей никогда не скрывал своих антикапиталистических симпатий и близости к анархистам. В ближайшее время на экраны выходит его новый фильм — «Шапито-шоу». Обо всем этом и многом другом специально для Рабкор.ру с Сергеем Лобаном побеседовал Алексей Цветков.