Рост национальной нетерпимости в последние несколько лет ощутим, как никогда. Если несколько лет назад люди считали неприемлемыми публичные высказывания с антисемитскими и антицыганскими нотками, то сейчас никто не выражает по этому поводу раскаяния.
Заявления председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина о женщинах, своим внешним видом провоцирующих насильников, и о необходимости введения «дресс-кода» для россиян стали очередной чертой в отношениях церкви и общества. Церковные иерархи уже не могут сделать шаг назад, утверждая, что обращались только к верующим. Невоцерковленные граждане начинают опасаться, что желание церкви вмешиваться в их частную жизнь – не пустой звук.
В январе 2011 года в арабском мире наступила зима. Политическая «зима» для старых государственных лидеров. Сначала совершенно неожиданно для многих наблюдателей пал режим тунисского президента Бен Али, продержавшегося 23 года у власти. Теперь все гадают, сколько продержится режим Хосни Мубарака в Египте. Причины египетских беспорядков не так уж сильно отличаются от тунисских и лежат на поверхности (продовольственные проблемы, безработица, перенаселение, подавление оппозиции). Гораздо интереснее понять, кто же на самом деле извлекает из них выгоду.
Одной из главных мантр двадцатого века было самоопределение народов и наций. И в теории все относились к нему с пиететом. Но на практике эта тема оказалась предельно противоречивой и неясной. Главная сложность заключалась в том, чтобы определить это «само» - народ, нацию, которая получила бы право на определение собственной судьбы.