В России заговорили о государственном регулировании. И заговорили на самом верху. Без него, как кажется, уже не обойтись. Однако в ближайшее время оно окажется в руках экономических либералов. К чему это может привести? Возможно ли таким образом остановить развитие кризиса или страну ожидает весь набор его последствий? Каким может быть регулирование, и окажется ли оно своевременным и полноценным?
От Петербургского международного экономического форума все ожидали стандартных речей про привлечение инвестиций в Россию. Однако вместе с привычными мантрами о полезности удаления государства из экономики прозвучали слова о необходимости регулирования. Владимир Путин говорил о регулировании в разных областях: от финансов, до вложения государственных резервов. В ходе дискуссии после выступления он даже обратился к залу с вопросом, есть ли в нем противники регулирования. Либеральные чиновники и воротилы бизнеса вжались в кресла и промолчали, хотя на дискуссиях и в кулуарах Форума были не прочь порассуждать как раз о пользе дерегулирования.
Нет ничего случайного в том, что ведущие деловые издания страны вышли с заголовками «Форум регулирования» или «Регулирование наступает». В разгар мероприятия власти попытались убедить коммерческую публику, что если в российской экономике и есть проблемы, то с помощью разного рода регулирующих шагов они будут решены. О том же говорили применительно к Таможенному Союзу (соглашение между членами о бюджетном порядке), международным финансам и оффшорам, которые стали едва ли не главными врагами «нормального развития» больших рынков. Все это важные сигналы, говорящие как о трудном положении в экономике России, так и о коррекции курса.
Кремль недоволен результатами работы правительства. Другое дело, насколько там понимают масштабы проблемы, например, когда заходит речь о неолиберальном реформировании системы образования и здравоохранения или жилищного хозяйства.
Развал этих сфер будет иметь большие последствия в перспективе, но вступление страны в ВТО уже нанесло первый удар по экономике. На Форуме о ВТО говорили, главным образом, в ключе: Россия еще не получила всех выгод, а Китай — уже их извлек все и теперь теряет темпы роста. Притом центральным коммерческим событием на Форуме стало анонсирование сделки между Россией и Китаем (цена контракта 270 млрд долларов), выгоду от которой получит компания «Роснефть». Однако организаторы чувствовали, что без намеков на меры стимулирования экономики, они не убедят инвесторов в хороших перспективах России.
В отечественной экономике медленно наступает спад. Предприятия в Украине и Белоруссии фиксируют сокращение российских заказов подчас на 20-30%. От замедления во второй половине 2012 года национальное хозяйство России еще зимой перешло к сокращению. На этом фоне чиновники увлеченно спорят о том, насколько экономика перегрета. Похоже, в правительственных кругах совершенно утратили чувство реальности. Экономика не перегрета — она остывает. Слабый рост её можно было еще недавно поддержать за счет кредитования, снизив ссудный процент с уровня Средних веков до нормальной для капитализма величины (6-7%). Но ЦБ не пожелал выслушивать критику в свой адрес и пригрозил всем инфляцией.
Ослабление рубля стало прощальной песней прежнего главы Центробанка Сергея Игнатьева. На его место назначена Эльвира Набиулина, от которой наконец ожидают удешевления кредитов. Она, по мнению прессы, готова действовать в команде Путина и не так держится за свои неолиберальные идеалы, как Игнатьев. Уходя со своего поста, он получил от Дмитрия Медведева почетную грамоту. Дать орден, вероятно, не разрешили в Кремле, где догадались, что настало время корректировать курс. Но назревший шаг будет сделан без поспешности — с патрицианским равнодушием к развитию в экономике кризиса — и при помощи всё тех же либеральных кадров. Неолиберализм не будет отброшен как доктрина, а регулирующие меры будут считаться временными уступками неприятным обстоятельствам.
С регулированием или без него, но привлечь спасительные инвестиции не выйдет. Проблемой, вероятно, окажется качество и своевременность регулирования.
Не только пронизывающая систему власти коррупция помешает получить максимальный эффект от решений по государственному инвестированию, удешевлению кредита и, возможно, прямому стимулированию спроса. Помешает искренне невежество многих исполнителей и творцов такой политики. К тому же, время имеет значение. Запоздалое принятие управленческих решений запросто превращает их из верных в ошибочные, точнее — половинчатые, непоследовательные, а потому усугубляющие общую дезорганизацию. Промедлив полгода, власти упустили и лето. И очень может статься, что осенью речь будет идти не о предотвращении рецессии, а уже о борьбе с её последствиями.
Кадры, как известно, решают всё. В данном случае антикризисное регулирование должны реализовать кадры, принципиально враждебные его принципам. Кремль уже жалуется на неудачи правительства. Но кто это правительство назначил? А главное, где нынешняя власть найдет новые кадры, не разогнав старые?
Неспешность в коррекции экономической политики может дорого обойтись правящему классу. Если спад усилится, то удешевление кредита окажется бесполезным для тех, кто уже не будет в состоянии платить по счетам, и банков, которые не захотят рисковать, предоставляя займы неплатежеспособным клиентам. Крупные инвестиционные проекты Кремля дадут определенный разгоняющий эффект в экономике, но будут иметь огромные коррупционные издержки. К тому же, демонстрируя верность либеральным принципам, государство настаивает, что реализация этих программ будет проведена только в партнерстве с частным капиталом. Пока со стороны частного сектора никто участвовать в заявленных проектах не вызывается. Рано или поздно партнеров найдут, привлекая их фактической возможностью паразитически использовать казенные средства. Но пока эта важнейшая проблема будет решаться, время опять окажется упущенным.
На рынке недвижимости пауза может перейти в спад, что ударит сразу по многим секторам и занятости. Вдобавок ко всему, власти не отказываются от ослабления рубля как универсального рецепта, которому их (как и других туземцев) научили «умные парни» из западных финансовых институтов.
Между тем, девальвация национальной валюты способна серьезно ослабить спрос, ударив по банкам. Обсуждение этого варианта в верхах продолжается. Пока ограничились компромиссным решением, слегка ослабив рубль, но не обвалив его. Но угроза не отменена, поскольку регулирование в России должно поддержать не рынок, не потребителей, а определенные группы крупного бизнеса. А для них девальвация может оказаться вполне допустимым вариантом.
Пока в верхах идет затяжная подготовка к более активному регулированию, в регионах уже закрываются заводы.
В немалом числе моногородов на грани разорения с момента вступления страны в ВТО находятся предприятия, созданные во время «первой волны кризиса» в рамках программ поддержки занятости и стимулирования регионального развития. Как ответит государство на проблему роста безработицы пока не ясно. Но ясно, что концентрация ресурсов в нескольких инвестиционных мега-проектах не решит проблему экономического ослабления регионов.
Регулирование экономики будет осуществляться в России не только руками либералов, но и без разрыва с неолиберальной политикой. И результатом такого вмешательства государства в экономику будет рост противоречий, даже если отдельные частные меры где-то и дадут позитивный эффект. В самом счастливом для власти случае наступление кризиса будет замедлено, но не остановлено. Пройдет, вероятно, совсем немного времени, и в кризисе окажется сама антикризисная политика России.