rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
252

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

382

Перипетии теории Империализма

175

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

211

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

Главная Культура Театр 2013 Сентябрь Невыносимая жестокость театра

Невыносимая жестокость театра

Второй премьерой сезона в Центре Мейерхольда стал спектакль Николая Рощина «Крюотэ» — «антиманифест без антракта» (по авторскому определению), а также, как объясняется в аннотации, — «сюрреалистическая декорация, мультимедийный аттракцион и самосожжение в знак протеста против сегодняшнего театра». За этим определением, способным отпугнуть иного неокрепшего духом индивида, скрывается многогранно-многоликое действо по мотивам манифеста театра жестокости Антонена Арто.

«Крюотэ» — зрелище для зрителя подготовленного (или, по крайней мере, слыхавшего фамилию Арто) и неслабонервного. Спектакль, первая редакция которого была представлена на сцене Центра имени Мейерхольда в мае в рамках фестиваля «Театральный Альманах», — совместное детище ЦИМа и возглавляемого Рощиным театра А.Р.Т.О.

В «Крюотэ» тезисы Антонена Арто об освобождении театра от верховенства слова и насыщении его действием и эмоцией находят свое буквальное воплощение. Попутно под колеса мрачно-саркастического юмора режиссера попадают все «моды» театра нынешнего (вербатим, новая драма, читки).

Самых громких похвал заслуживает классная, самозабвенная игра и пластика актеров, которым удается кожей прочувствовать и воплотить тезис Арто об актере-мученике, актере-иероглифе, а также фантасмагорические декорации (сценография Николая Рощина).

Арто проповедовал театр, в фокусе которого находится нервный срыв, неопределенное экстатически-истерическое состояние сознания, театр иррациональный, театр-крик, театр-скандал. Только такой театр, по его мысли, мог затронуть живущего в шаткую и тревожную эпоху зрителя, уставшего от «литературного театра», «театра рассуждений». Свобода от логики и моральных догм и прыжок на уровень инстинктов, первобытного и первозданного, в пространство пугающей асоциальной свободы, высвобождение глубоко спрятанных агрессивных и эротических импульсов — таковы задачи этого «театра бессознательного», театра Хаоса, а не Логоса.

В спектакле Николая Рощина мелькнут все мрачно-патологические фантазмы, которые только можно помыслить, — эта неистовствующая буря безумия пугающе и маняще вырывает из обыденности, заставляя без понимания, но с отвращением и страхом замереть в ожидании: что же дальше? Притягательность темных проявлений человеческой природы на экране и сцене — вещь парадоксальная, но каждый раз она подтверждает одно: мы живем в неустойчивом мире, и в душе даже самых спокойных из нас живут неизвестно когда готовые вырваться на свободу фурии и гарпии.

Театр жестокости, подобно хирургу, надрезает тонкую кожу рационального, чтобы пустить пронзительным потоком темную иррациональную кровь. В багровом тумане коллективного бессознательного, в сферах запретного, запрещенного, немыслимого зритель обретает себя в новом формате, в новом жанре, в новом образе.

Спектакль состоит из двух частей: первая — показанное на экране путешествие главного героя во внешний мир, за пределы театрального пространства, где он выступает в роли ангела смерти, несущего разрушение всему, что встречается на его пути, вторая — замысловатое сюрреалистическое действо, происходящее на кладбище и в некой галлюцинаторной реальности вокруг него. Это действо полностью соткано по заповедям Арто — с максимальным физическим приближением актеров к зрителю, пугающими колоссальными образами и звукорядом.

Режиссер, в первой части бесшабашно прочесав и упорядочив внешний мир на свой лад и манер, во второй играет с театральным пространством и его законами. Абсурдные действия персонажей, шокирующая обстановка, пронизывающая музыка, обсценная лексика — все это максимально наэлектризовывает зал, погружая его в пограничное состояние, состояние нервного срыва, ожога, позволяя прожить пугающий, мистический, мистериальный опыт, который невозможно, да и не нужно описывать словами.

Таинство, ритуал, манифест, загадка, сон, шизофрения, сеанс шоковой терапии — спектакль мерцает оттенками всех этих состояний-настроений, постоянно ускользая от определения, выскакивая из четких границ и областей разумения. Патологические эмоции, дикие образы, отчаянные действия главного героя, пребывающего в нездешней, выматывающей экзальтации, живущего по логике бури и сумбура — то есть в отсутствии всякой логики, — выводят зрителя из мира привычных понятий и оценок, расшатывают его нервы, его упорядоченную социальную идентичность и ее привычные рамки. Танцы с мертвой возлюбленной, страстный танец символической пышнотелой девы, животностью и плотскостью напоминающей феллиниевскую Сарагину из «8 ½», странный кладбищенский оркестр, финальная битва героя с «демоном театральной халтуры» — все это части жестокого терапевтического эксперимента, которому режиссер подвергает зрителя (эксперимента деструктивного, в очистительных целях жестоко выжигающего почву под ногами сидящих в зале).

Этот жестокий театральный «демон разрушения» в конечном итоге не оставляет камня на камне ни от самого себя, ни от собственной идеологии, ни от своих современных конкурентов — других театральных идеологий, ни от душевного комфорта ожидающего привычного логически структурированного «зрелища» зрителя. Стихия театра в «Крюотэ» с детским любопытством и непосредственностью подчиняется желанию «все сломать», по-юному яростно наслаждаясь процессом сокрушения и ниспровергания. Это театр не мыслей, моралей и смыслов, не эстетического удовольствия, не развлечения и даже не аристотелевского благородного трагического катарсиса, но театр Опыта; театр бушующей Энергии; театр бьющей через край Жизни, которой так много, что ей ничего не остается, как взорваться сумасшедшим фейерверком и разворотить все, что находится на ее пути.

Удивительным образом спектаклю Рощина удается и эпатировать, и напугать — и это почти век спустя после того, как Арто сформулировал свою идею театра жестокости. За этот век «театром жестокости», в каком-то смысле, успели стать и телевидение, и массовое кино, и творческая деятельность звезд мирового шоубиза вроде Леди Гаги… И несмотря на то, что все мы, что называется, «видали виды», в нас живет способность каждый раз пугаться и радоваться как в первый раз, способность, которая к тому же позволяет нам, раз за разом сбрасывая предшественников и современников с «корабля современности», пусть даже лежа в свежевыкопанной могиле (как главный герой в финале спектакля), вновь и вновь гордо изрекать последние истины об искусстве, жизни и театре.

Сен 20, 2013Мария Эстрова
20-9-2013 ТеатрАнтонен Арто, театр, Центр имени Мейерхольда, эксперимент7
Фото аватара
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Папа, мама, дочка, котПросто тоска
  См. также  
 
Пушкинская карта или как уничтожить воспитание под «ноль»!
 
Про заек
 
Демон нашего времени
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру