В «Гоголь-центре» режиссер Женя Беркович, ученица Кирилла Серебренникова, поставила спектакль «Русская красавица» по одноименному роману Виктора Ерофеева. Состоялась последняя премьера этого сезона на Малой сцене.
Сюжет самого романа в постановке сохраняется, внешние события здесь вообще вполне условны: в Москву приезжает провинциалка, красавица Ирина Тараканова и сразу же погружается в водоворот промискуитета. Во время одного из своих приключений Ирина знакомится с известным номенклатурным писателем, с которым встречается два года в ожидании, что эта «богатая и творческая личность» (очень преклонных лет) бросит свою жену и женится на Ирине. Однако Леонардик (так его ласково называет Тараканова в честь Леонардо да Винчи) не спешит сдержать свое обещание жениться, а после скандала, который она устраивает в театре, и вовсе разрывает с ней отношения. Но ненадолго. Скоро он возвращается к Таракановой и во время «прощального» (он бросает Ирину, так как не готов на ней жениться) секса умирает. Именно во время этого рокового коитуса героиня забеременела. После этих событий Тараканову увольняют с работы и выгоняют из Москвы. Ситуация усугубляется тем, что в Америке выходит журнал, где на обложке — фото обнаженной Таракановой. История заканчивается самоубийством героини.
Действие спектакля разворачивается в тесном пространстве, набитом матрасами. Это, можно сказать, все декорации, которые присутствуют в постановке. Матрасы станут местом исступленных монологов героини, одеялом и прикрытием от всего внешнего. Они будут трансформироваться в предметы мебели и даже исполнят роль лучшей подруги Ирины — Ксюши. Матрасы в спектакле — эдакий пластилин, из которого Тараканова (Екатерина Стеблина) делает слепки со своего сознания. Однако какой слепок ни взять, «матрасный» смысл остается: героиня существует в пространстве, сравнимом лишь с тюрьмой или психбольницей (локациями, где голые полосатые матрасы более всего распространены). Больничные оковы героини имеют два замка: один заключает Тараканову в безумие земного мира, другой — в болезненный внутренний. И только из земного безумия Ирина находит выход.
Тараканова — героиня эпическая, ее надрыв сравним с надрывом Настасьи Филипповны Достоевского. Это новая формация русского героя-страдальца, обреченного на поиски счастья, но не способного его достичь.
Ирина мечется по сцене в красном платье — памятном символе былой разгульной беспутной жизни. Теперь Тараканова будто бы уже не та, что раньше, ее прическа и босые ноги не соответствуют образу роковой красавицы. Но стоит только ей начать вспоминать истории из своего прошлого (как она с подругой Ксюшей соблазняла мужчин, как жеманничала с Леонардиком), то перед зрителями сразу же происходит метаморфоза: измученная несчастная женщина превращается в манерную кокотку. Резкие превращения Таракановой — и есть поток ее скачущего сознания, которое, кажется, часто переходит в поток бессознательного. Грань понимания героиней самой себя в спектакле еле различима. Актриса Екатерина Стеблина делает свою героиню грубоватой, ее провинциальные и вызывающие интонации важно дополняют образ неприкаянной жертвы мертвого общества, в котором она вынуждена была находиться с самого детства.
Всех остальных героев в постановке воплощают два актера — Вячеслав Гилинов и Анна Гуляренко. По ходу спектакля они превращаются в различных персонажей памяти Таракановой. Вячеслав Гилинов играет и убогого похотливого старика Леонардика, и гинеколога Станислава Альбертовича, и подло подставляющего свою внучку на собрании-суде дедулю. Анна Гуляренко перевоплощается и в фальшивую Зинаиду Васильевну, жену Леонардика, и в продавщицу апельсинов в буфете театра, и в Полину Никаноровну, ненавистную Таракановой ханжу, и в мать героини. Актеры создают карикатурные образы, над которыми сложно не смеяться. Спектакль вообще полон смешных сцен: Тараканова тоже не раз заставляет зрительный зал смеяться. Но многие шуточки в спектакле — пошловатые, очень близкие к фарсу телевизионного «Кривого зеркала». Эта фарсовость достигается скорее не содержанием самой шутки, а интонациями, с которыми они произносятся. Такая комическая вульгарность часто кажется чужеродной постановке.
Среди гротескных и уродливых персонажей — диссиденты, в компанию которых на какое-то время попадает Ирина. И в самом романе, и в спектакле высмеивается их псевдоинтеллектуальность, склонность к пустословию и общим словам. Интересно, что Ерофеев сам когда-то был диссидентом и даже в 1979 году стал инициатором создания легендарного самиздатовского альманаха «Метрополь». Видимо в этом романе, написанном в начале 80-х, писатель переосмысливает свое отношение к диссидентскому движению. Диссиденты рассуждают о высокой миссии спасения России и жертвенности во имя будущего блага — возможности есть ананасы, когда захочется.
Тараканова же мнит себя Жанной Д’Арк, и периодически разговаривает с богом, которого, видимо, нет. Ведь обращается она к висящей электрической лампочке, которая должна символизировать либо самого Господа, либо икону. Однако чуда не происходит, и бог не является героине, которая просит его помочь поверить в него и оправдывается, что все грехи ее были от незнания заповедей.
Бог Таракановой так и не является, а вот умерший Леонардик зовет ее к себе в загробный мир. И она решается переступить порог земного, мечтая обрести счастье любви на том свете. В конце спектакля мы видим умершую Тараканову, одинокую русскую красавицу в белом кокошнике, заунывно поющую на португальском российский гимн. Правда, гимн Тараканова не допевает, останавливается в том месте, где должны быть слова «мы гордимся тобой». Потому что гордиться в этой потерянной стране — «галерее мертвых душ» — нечем.