rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
277

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

399

Перипетии теории Империализма

175

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

216

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

Главная Культура Театр 2013 Февраль Я, ты, он, она

Я, ты, он, она

Фото: Василь Ярошевич © facebook.com/Praktika

Фото: Василь Ярошевич © facebook.com/Praktika

В театре «Практика» показали премьеру, озаглавленную «Это тоже я» — спектакль о современности, сделанный в технике «вербатим» (документальное воспроизведение историй реальных людей, рассказанных ими самими). Калейдоскоп характеров и обстоятельств, не связанных общим сюжетом, был воплощен на сцене по следам бесед студентов мастерской Дмитрия Брусникина из школы-студии МХАТ с реальными москвичами (постановка Дмитрия Брусникина и Юрия Квятковского).

Спектакль прямо-таки бурлит молодой и свежей творческой энергией, исходящей от рвущихся в бой второкурсников. Парные и одиночные зарисовки-интервью чередуются с вокальными номерами, которые, впрочем, не всегда имеют отношение к представляемым зрителю персонажам – музыкальные вставки, скорее, поддерживают общий боевой дух, а также дают участникам этой ярмарки молодых талантов дополнительную возможность показать себя с выгодной стороны.

Несмотря на присутствие в спектакле отличных актерских работ, иногда складывается ощущение, что интерес студентов к персонажам из реальной жизни носит какой-то слегка зоологический характер. Они смотрят несколько свысока на многих из случайно встреченных и отобранных для интервьюирования людей. Кажется также, что многие персонажи были выбраны для проекта исключительно из-за своей экзотичности и маргинальности. Может быть, дело здесь в общей маргинализации социума, а может быть, впрочем, что персонажа со странностями молодому актеру срисовать и воспроизвести гораздо легче, чем среднестатистического человека, не имеющего парадоксальных и шокирующих особенностей мимики и внешности. Видимо, из-за этого большая часть вербатим-номеров подана под комическим соусом, часто вовсе не идущим к тому, что рассказывает о себе персонаж и какие чувства стоят за его словами.

Так что вместе с бойкостью, энтузиазмом и задором от спектакля веет какой-то легкой бестактностью: неизвестно, как отнеслись бы прототипы героев к своему появлению на сцене, тем более в подобном рагу с комической подливкой. Да и название «Это тоже я» носит, скорее, декларативно-лозунговый характер: слишком сложно представить, что у студентов школы-студии много общего с сыгранными ими, скажем, проституткой или полицейским. Выхватывая из толпы незнакомых и непонятных им людей, иногда делая это во всех смыслах грубо, студенты попадают в незнакомый человеческий мир, освоить который, в силу недостатка жизненного опыта, могут пока лишь средствами удивления и юмора. Хотелось бы добавить в их творческую палитру больше глубины, сопереживания, понимания – на сцене много отточенных форм, которым несколько недостает человечности, гасимой общей атмосферой легкого стеба. Спектакль рождает ощущение пестроты и головокружения, а порой также чувство неловкости – ну то есть реальные люди, конечно, иногда довольно комичны, но это далеко не главная их черта.

Программка отчасти подкрепляет, а отчасти и объясняет подобные ощущения. В ней говорится, что спектакль – это попытка по-новому взглянуть на «пространство, называемое Россией, которое так или иначе нас объединяет». Расплывчатость этой формулировки, возможно, гораздо удачнее демонстративно-оптимистичного названия передает смысл происходящего на сцене. На ней один за другим появляются странноватые обитатели какого-то условного пространства с условным названием, объединяющего их, как оказывается, на весьма смутных основаниях некого «так или иначе». И если посмотреть на данный проект под таким углом, то он видится гораздо более удачным и превращается в размышление на тему разрозненности, раздробленности, разности, выводя на поверхность всю хрупкость идеи пресловутого «единства» расплывчатого российского социума, объединяющегося волей-неволей, со скрипом — с ощущением «так или иначе», «все-таки» и «чего уж там». Что не может не вызывать тревоги и подспудного ощущения, что «что-то не так» — отчасти поэтому в качестве финального вокального номера очень логично возникает песня «Мы ждем перемен».

Впрочем, не хотелось бы считать довольно сумбурные и противоречивые выкладки молодых актеров стопроцентно репрезентативными и окончательными – едва ли не больше, чем об окружающем социуме, спектакль рассказывает о своих соавторах-участниках: прежде всего — об их молодости, энергии, любопытстве и смелости. Стоит отдать им должное, ведь проведенное ими исследование находящихся рядом, но совершенно незнакомых, а иногда и пугающих миров действительно требовало мужества. Так что этот осторожный выход за пределы зоны комфорта и робкая попытка встать на понимающую и принимающую по отношению к Другому позицию, как бы там ни было, все-таки удались.

Фев 22, 2013Мария Эстрова
22-2-2013 Театрвербатим, документальный театр, Театр "Практика"78
Фото аватара
Мария Эстрова

Выпускница филологического факультета МГУ.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Разговор на несуществующем языкеНаказанный Евгений
  См. также  
 
Ой и худо на Руси, что и Боже упаси
 
Прорехи в ткани реальности
 
doc.ументальная философия
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру