Нет банальнее фразы «Все мы родом из детства». Однако ей не откажешь в точности. Тем, чей нежный возраст пришелся на советское время, посвящен сборник статей «Веселые человечки. Культурные герои советского детства», вышедший в 2008 году в издательстве «Новое литературное обозрение». Точнее, не самим «рожденным в СССР», а тем, кто сопровождал их в детстве и юности. Героям книг и фильмов – от Володи Ульянова до Чебурашки и Кота Леопольда, – а также изменениям в официальной идеологии и реалиях советского общества, которые отразились в образах этих героев. Вот только исследователи – тоже люди. Поэтому к статьям о советском детстве подчас примешивались и взгляды постсоветских взрослых (как оставшихся жить в России, так и уехавших искать счастья в другие страны). А тут и до «тоталитарного наследия Чебурашки» договориться недолго.
Современным телезрителям вряд ли стоит напоминать, что исторические передачи на российских федеральных телеканалах обычно далеки и от научности, и от историчности. И конечно же, обычно их создателей трудно заподозрить в сочувствии к руководителям советского государства. Однако в последнее время внимание к некоторым прежним антигероям стало неожиданно пристальным. Да и их образ подается телезрителям уже под новым соусом.
Недавно посчастливилось быть на презентации фильма, снятого при участии некоей «революционной» группы. После фильма, ясное дело, было обсуждение. Один из товарищей сообщил, что надо оценивать искусство как революционное или буржуазное только с точки зрения «на самом деле радикальных групп, таких, как мы». Конечно, с точки зрения подобных «на самом деле радикальных» групп, музыка Ляписа-Трубецкого – не революционная. Очень мало от Годара, практически не виден Брехт, Маркузе – да Михайлок даже, может, и не знает кто это! Всё просто! Слишком очевидно! Правда, на каждом последнем альбоме есть песня по-белорусски. Это еще куда не шло, можно представить как антилукашенковскую экзотику, не близкую, но все же протестную.
Считается, что у всякого образованного американца существуют, по крайней мере, две настольные книги – полное собрание пьес Шекспира в одном томе и Библия. С этим трудно не согласиться: вряд ли найдется какой другой автор или источник, на которой бы столь часто и столь охотно ссылались или упоминали в своем творчестве американские писатели, музыканты, политические и общественные деятели. Шекспир в Америке – фигура уважаемая, перед ним вытягивались в струнку даже такие бунтари, как Уильям-не-наше-всё-Берроуз или Аллен Гинсберг.
Думаю, если бы Валерия Новодворская вышла замуж за Геннадия Зюганова, либеральная оппозиция была бы шокирована не меньше. 20 октября 2009 года в Газете.ру, где более месяца назад была опубликована статья «Россия, вперед!» за подписью Дмитрия Медведева, вышел отклик на этот материал от известного либерального политтехнолога Марины Литвинович. Однако те, кто ожидал от оппозиционной дамы критики ДАМа в традиционном духе «не подам руки тому, кто подавал руку тому, кто подавал руку Путину», серьезно ошиблись.
Несмотря на то что новый фильм Ларса фон Триера «Антихрист» был впервые продемонстрирован в мае на Каннском фестивале, критики тут же назвали его самым скандальным фильмом года. И с этим, пожалуй, можно согласиться: вряд ли кто-то из современных режиссеров снимет что-нибудь более спорное и шокирующее. Датчанин остается верен своему принципу, согласно которому фильм должен быть подобен камушку в ботинке, мешающему при ходьбе. Только «Антихрист» не просто камень, а гвоздь, ходить с которым в принципе невозможно.
«Рабочее движение» – так называется специальный проект в рамках Третьей московской биеннале современного искусства, открывшийся на «Фабрике». В пресс-релизе кураторы проекта художник Арсений Жиляев и искусствовед Сергей Хачатуров довольно общо и размыто рассказывают о концепции выставки, что она является «опытом пластического исследования жизнеспособности формотворческих идей авангарда», а ее название «отсылает ко времени революционных десятилетий XX века, эпохе левых утопий, коллективизации, индустриализации и культурной революции».
23 сентября 2009 года, посетив сессию Генеральной Ассамблеи ООН, президент России Дмитрий Медведев пообщался не только с Бараком Обамой, но и со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао. Итогом этого общения стало одобрение Программы сотрудничества на 2009–2018 годы между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. 12 октября выдержки из этой программы были обнародованы газетой «Ведомости» в статье Алены Чечель, Евгении Письменной и Натальи Костенко с говорящим названием «Россия не справится». Если верить «Ведомостям», Россия боится «не справиться» не со своими обязательствами, данными КНР, а с освоением собственных природных ресурсов.
Модный автор смешных сувениров Артемий Лебедев разработал для города Перми новый знак, альтернативный гербу, который будет теперь украшать всё пермское. Это большая красная буква П на абсолютно белом фоне. У многих испорченных людей она сразу ассоциируется с ненормативным словом, означающим в разговорном русском и «конец прежней ситуации» и «крайнюю степень удивления». Пермским левым радикалам (а такие есть везде!) стоит теперь подумать: что бы такое научиться от себя пририсовывать к этому повсеместному «П», чтобы вышло революционно?
Фильм «Луиза-Мишель», вышедший в российский прокат 24 сентября 2009 года, не понравится тем, кто считает, что во французском кино непременно должны быть красивый Париж, уютные кафе, свежие круассаны, обольстительные женщины, бравые мужчины, привлекательные преступники, неукротимые полицейские и любовь, любовь, любовь. Вместо них там есть крошечный пикардийский городишко, завод, трущобы, уличные сизари на ужин, неуклюжие тетки, дядьки-извращенцы, сволочи-капиталисты и любовь (ничем не хуже той, к которой привыкли любители «изящного», – и заканчивается эта любовь рождением младенца).
Понятие «ретро», пожалуй, лучше других характеризует состояние современной музыкальной сцены. Музыканты из разных стран, исполняющие самую разнообразную музыку, как по команде повернулись спиной к внушающему тревогу будущему (в иные времена – неисчерпаемому источнику вдохновения) и обратились к прошлому, к слову сказать, не менее тревожному и загадочному. Кажется, сегодня мы заново открываем для себя «диско», «панк», «нью-эйдж», «фолк» и другие музыкальные стили. Порой за сменой ретро-циклов не успеваешь уследить – 60-е, 70-е, 80-е и снова 60-е. И всякий раз –удивительно! – музыка звучит по-новому.
«Школа Авангарда» – образовательный проект, запущенный в апреле 2009 года художником Владимиром Логутовым на территории самарского художественного центра «Арт-Пропаганда». Отчетная выставка «5 упражнений» имеет своей целью показать важность практических занятий в процессе обучения современному искусству. С Владимиром Логутовым о принципах работы школы беседовала обозреватель Рабкор.ру Татьяна Аржанникова.
Американцы в очередной раз пытаются избавиться от напасти, которую сами же и породили. Теперь спасти и Америку, и мир может только супергерой. Брюс Уиллис. Нет, «Крепкому орешку» не придется садиться за бухгалтерские книги и разгребать остаточные последствия финансового кризиса. Ему будет поручена более привычная для американского супермена работа – бороться с изнанкой очередного гениального, но опасного открытия. Естественно, не в реальной жизни, а в новом фильме «Суррогаты» (режиссер Джонатан Мостоу), который российский зритель может увидеть в кинотеатрах с 24 сентября 2009 года.
На наши экраны вышло новое аниме от живого японского классика этого жанра Хаяо Миядзаки – «Рыбка Поньо на утесе». После Берлинского фестиваля, принесшего ему главного медведя за «Унесенных призраками» (редчайший случай, кстати, вообще-то медведей за мультфильмы не дают) семь лет назад, Миядзаки стал известен всему миру как беспримерный перфекционист, «магический реалист» и мастер продуманных недоразумений, вроде свечки, которая случайно увеличивается вместе с игрушечным кораблем, или капитанской фуражки, которая так же случайно уменьшается.
Обсуждать конфликт персонажей светской хроники на политическом сайте довольно странно. Особенно учитывая, что вся индустрия «желтой» и глянцевой прессы, которая такими вопросами обычно занимается, работает как раз на то, чтобы отвлекать граждан от социально-политических проблем. Тем более, если это конфликт Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова, который стал поводом для заседаний Госдумы, заявлений чиновников, уверений политиков – в то время как принятие государственных решений, необходимых для защиты социальных прав обычных детей или поддержки матерей, часто откладывается на неопределенный срок.
14 сентября 2009 года в США отметили год с момента начала мирового экономического кризиса. Не вполне ясно, почему была выбрана именно эта дата. Ведь первые признаки глобального кризиса стали наблюдаться еще раньше. Как бы то ни было, в России об этой годовщине уже вспомнили до этого. 10 сентября 2009 года на Первом канале вышла передача «Судите сами» с Максимом Шевченко, посвященная той же самой теме.