Самая культовая группа дарк-фолка Current 93, не смотря на всю свою чистоанглийскость, по безудержному пафосу разрушения мозга обывателя-филистера, типологически схожа с нашей «Гражданской обороной». По сути, она так же выламывается из обозначенного жанра, как примитивно-непричёсанное по звуку, революционно-метафизическое по направленности детище Егора Летова из определений «панк» или «русский рок».
Кроме того, это тоже де-факто группа одного человека – мистического Дэвида Тибета, шамана и пророка индустриальной эры и её индустриальной музыки. Как и Летов, он самим своим существованием олицетворяет своё искусство, воплощает его в продукт (но не в консьюмеристском смысле!), не взирая на рамки жанра и прочие стандарты Системы – просто эманирует, а остальные – только лишь помощники и аранжировщики. Концептуальные проекты, перетекающие один в другой, песни, перекочёвывающие из альбома в альбом, и конечно, сам объём, путанность, а также даже самодельное оформление дискографии – всё это роднит с «ГО». Характерная для многих песен «ГрОб» народная стихия тоже коррелирует – с поправкой на культурные различия – с «авторским фольклором» Тибета, признанного довольно сильным поэтом.
Подобно последним альбомам «Обороны», неоднозначно принятым частью поклонников, новый альбом С93 Aleph at Hallucinatory Mountain (2009), видимо, также записан с концертными музыкантами, звучание его крайне нехарактерное: живое, драйвовое, хард-роковое – не напевы-речитативы полушёпотом под треньканье гитары иль секвенсорную кузню, а играет нормальная мощная рок-группа, нечто среднее между Pink Floyd'ом и Cult of Luna!..
Именно с этой программой Дэвид Майкл Бантинг 4 марта 2010 года в третий раз явил себя в первопрестольной – как всегда, в клубе «Икра». Отступлением от традиции стало то, что в прошлые приезды «Каррент» в разных составах «священнодействовал» по два дня зараз, выкладываясь на московской сцене всё пуще, а теперь прибыл всего лишь поздравить клуб с четырёхлетием и встретить на этой же сцене свое пятидесятилетие!
Отрадно, что клуб сей, и так отличающийся демократизмом обстановки и хорошим вкусом в составлении арт-программы, не устраивает, как прочие, на свой юбилей «вселенский ширляляй» – с ди-джеями, канканом, рябчиками и ананасами в шампанском, или, к примеру, с теми же недавно отгремевшими тут Юрой «Волшебным Кроликом» Демидовичем и М. Боярским, а приглашает серьёзных андерграундных музыкантов, тем более Дэвида Тибета.
Известный, помимо прочего, ещё и своим кураторством, Тибет опять выпустил пред собой для разогреву своего излюбленного аккомпаниатора – андрогинизированного, почти на манер Пи-Орриджа, пианиста Baby Dee, а сначала ещё нашу Веру Сажину. Выступление последней породило в зале и в сетевых отзывах на мероприятие немало гневных откликов – может быть потому, что вместо шаманских камланий, на которые эта певица мастерица, она воплотила заявленное: «Буду играть на баяне и на балалайке и петь».
Формально её довольно убогий перформанс весьма подошёл бы к творчеству Тибета и Ко среднего периода, когда он и сам воспроизводил почти такие же народные причитания под почти столь же убогий аккомпанемент. Однако подобное «устное народное творчество» надо понимать концептуально: Тибет назвал это «апокалиптик-фолк» – ощущение, когда конец мира что называется уже «при дверях» – тут уж ни сложность, ни жёсткость, ни протест, ни музыка как таковая не уместны – остаётся только оплакивать или даже просто констатировать. И, конечно, надо учитывать, что к вышеозначенному мэтр и основатель дарк-фолка перешёл из раннего периода (начинал Тибет в Psychic TV, а прообраз С93, созданный, в том же 82-м году, что и «ГО», именовался Dogs Blood Order, выпустивший тёмный ритуально-индустриальный альбом LAShTAL), когда под зубодробительный нойзовый гул заводились средневековые хоралы, а сам Тибет, оккультист и поклонник Алистера Кроули, член О.Т.О., крошил деревянное распятие об пол сцены.
Кстати, на прошлом концерте в Москве, на второй день «волшебства» в апреле 2008-го, нам выпала редкая возможность слушать не только и не столько прославленные Gothic Love Song, Song For Douglas After He's Dead, Oh Coal Black Smith, по которым группа и известна в более-менее широких кругах готов и т.п., а бескомпромиссные безумные вещи периода Dogs Blood Rising: Christus Christus, Calling For Vanished Faces, Jesus Wept и др. (Кажется, только Maldoror is Dead не было!) Вживую мистический Дэвид Тибет и его творчество производят просто ошеломляющее впечатление. Сразу вспомнилось, что одна из важнейших функций искусства (помимо эстетической, развлекательной или социально-протестной и т.д.), как-то позабытая всуе – показать (дать почувствовать непосредственно) людям, как звучит музыка иных сфер – высших или низших. По словам самого артиста, так по его представлению должны звучать трубы ангелов, возвещающих о начале Страшного Суда. Пусть это только отголоски, но всё же! Такого очень мало, не с чем сравнить. Разве только в каком-то смысле с некоторыми песнями того же «ГО» – например, с альбома «Сто лет одиночества». И только в полночь (будем надеяться, что исключительно ради того, чтобы свой день рожденья встретить на сцене, а не только, чтоб отяготить зрителей!) на сцене возник сам мистер Тибет. Уже по традиции его благословил отец Косьма, священник, с которым, как и некоторые русские рокеры (например, он духовник П. Мамонова), подружился музыкант. Пережив самый сильнейший из своих многочисленных духовных кризисов, Дэвид сделался глубоко верующим христианином, даже опубликовал отречение от буддистского псевдонима «Тибет» и изменил название группы с кроулианского символизма Current 93 на Current Ninety Three (видимо, по причине неширокоизвестности группы сие изменение у нас игнорируется).
На отмеченном критиками новом творческом этапе и подъёме (кроме названного последнего, сюда условно можно отнести альбом Black Ships Ate The Sky, 2006) и очевидном для всех присутствующих «причащённых» духовном и физическом подъёме он отработал (хотя, здесь больше подходит слово «сотворил») весь последний альбом, услышать который вживую оказалось не менее интересно и полезно (если такие термины тут уместны), чем на пластинке. Мистер Тибет, в элегантном костюме, но босой, устраивал – как мог в столь ограниченном пространстве сцены, постоянно спускаясь на корточки или сбивая в конвульсивном танце пюпитр, – перформансы, используя богатый диапазон эмоций, переходя от слез к неконтролируемой ярости.
Стройный, подтянутый, даже в вокале никакого фирменного сбивания на писк и блеяние, настоящая рок-звезда – впору на стадионах выступать. Такого катарсиса, как в 2008-м, не было, но Тибет всё равно есть Тибет, хоть и в совершенно неожиданном амплуа. Хотя почему неожиданном?! Очевидно, что альбомному материалу «Каррента» не хватало именно этой появляющейся на концертах живости-сложности-заполняемости, а также харда и драйва. Электрическая версия Horsey уже два десятка лет назад звучала как лучшие тяжёлые вещи «ГО». И вот – ви гот ит – эксперимент удался!
Публике лирик-мистик в ипостаси рок-звезды пришелся по вкусу: заветную строчку "Who will deliver me from myself?!" многие выкрикивали в микрофон, обращенный в зал. Однако когда фаны запросили культовую All The Pretty Little Horses (что ассоциативно можно перевести названием песенки А. Лаэртского – «Дети хоронят коня»), отказал, и только после торта и всеобщих дружных «хэппибёрсдей» согласился под завязку на Coal Black Smith. Апокалипсис отсрочен, но сроков не ведает никто, и полувековой Тибет тоже…
Думается, что всё же никак нельзя упрекнуть Тибета в потакании вкусам толпы (имею в виду не исполнение великолепной баллады, а формальный поворот к более массовому слушателю в его творчестве) – как истинный художник он должен знать, чем это может быть чревато. Так, часть подростков, от нечего делать припёршаяся на разрекламированный как юбилей камерный концерт, пользуясь лакунами-зависаниями в драйве, вела себя как в кино на "Крепком орешке", проще говоря, по-свински. «Блин, был бы вчера с собой ствол, точно кого-нибудь из этого мерзкого сброда замочил! Спасибо тем немногим, кто проявил уважение и поучаствовал во вчерашнем трипе», – пишет один из комментаторов на сайте «Афиши». Опять летовское: «Винтовка – это праздник!» Пока хочется полностью согласиться лишь со вторым посылом и присоединиться к поздравлениям юбиляру.