Обсуждение фильмов Никиты Михалкова чаще всего превращается в соцопрос о доверии знаменитому режиссеру. Однако фильмы о войне в России - больше чем просто фильмы. Так что и новая картина «Утомленные солнцем-2. Предстояние» априори должна была бы подвергаться двойной критике - из-за отношения к режиссеру и того взгляда на Великую отечественную войну, которого он придерживается.
«Бог есть любовь», но последователи его ужасны. Дела их: разрушение, ненависть и невежество. И так из века в век, с первого часа веры. И об этом новый фильм «Агора», правдивый, жестокий и антихристианский, почти всюду идущий в ограниченном прокате. В центре внимания судьба Гипатии, необычной женщины - философа, астронома и математика.
Испано-французский фильм 2009 года «Камера 211. Зона» (Celda 211) режиссера Дэниэла Монзона на первый взгляд – вполне обычный боевик с элементами психологии. Молодой полицейский Хуан приходит в тюрьму наниматься надзирателем, но в ходе осмотра нового места работы происходит небольшое обрушение потолка, Хуан получает травму головы, и сотрудники тюрьмы, демонстрировавшие герою новое место работы, относят его в камеру № 211. И пока герой остается в камере один, заключенные поднимают бунт.
В сентябре 2008 года запуск адронного коллайдера совпал с началом мирового финансового кризиса. С тех пор многие пытаются понять, как же они не заметили наступление конца света. В задачу коллайдера входило генерирование микроскопических черных дыр. Некоторые предупреждали, что эти дыры будут разрастаться, пока не поглотят Землю. Как заметил один физик: "Если мы окажемся внутри черной […]
4 февраля 2010 года на экраны в России вышел фильм «Кандагар» (режиссер – Андрей Кавун, один из продюсеров – Валерий Тодоровский), отсылающий зрителей к реальным событиям середины 1990-х. 14 июля 1995 года российский самолет, перевозивший боеприпасы для афганского правительства в Кабуле, был принужден к посадке в городе Кандагар, который контролировало движение «Талибан», незадолго до того заявившее о себе как о серьезной военно-политической силе. Талибы объявили летчиков пособниками врагов и продержали под арестом 378 дней, пока экипажу не удалось освободиться из плена.
Фильм «Мы из будущего-2», премьера которого в России прошла почти незамеченной, вызвал политический скандал в Украине. Как и гораздо более известный фильм «Мы из будущего-1», вышедший на российские экраны в феврале 2008 года, новая кинокартина построена на не вполне оригинальной, но все же неплохой идее. Подобно капитану из песни Высоцкого, авторы фильма отправляют в самое пекло Великой Отечественной войны современных молодых людей, скептически относящихся к подвигу советских солдат, чтобы тинэйджеры, увидев все своими глазами, поняли ошибочность своих взглядов. Идея, повторим, неплохая — ну, а реализация получилась такой, какой получилась.
Оказывается, не только российские режиссеры могут задумать пафосный религиозный фильм, а снять в итоге нечто, вызывающее если и не антирелигиозные, то антиклерикальные чувства. Примерно то же самое можно сказать о фильме братьев-близнецов Альберта и Алена Хьюза «Книга Илая». Начав карьеру в кинематографе с остросоциального фильма «Угроза обществу», рассказывающего о тяжелой жизни в афроамериканском гетто (вышел на экраны в 1993 году), и продолжив ее криминальной драмой «Мертвые президенты» о ветеране Вьетнама, которому не нашлось места в мирной жизни, братья Хьюз в 2001 году сделали шаг в сторону мистики, сняв фильм «Из ада» с собственной версией истории Джека-Потрошителя (правда, социальные мотивы прослеживались и там). И вот теперь на экране – религиозная притча. Что же в итоге получилось у братьев?
Отрадно, что в современной России идет возрождение почти уж почившего в бозе жанра документального фильма. Не телепередачи, а полноценного идейно-художественного, которое даже может выйти в прокат, как рецензируемое здесь произведение. Я лично помню только советские программы телепередач в газетах, где тут и там пестрила надпись «док. фильм», и наверно со времен последнего показа по ТВ «Обыкновенного фашизма» в конце 80-х этот жанр кинематографа отошел глубоко в маргиналии. И вот – возрождение. Виталий Манский, основатель студии документалистики, названной в честь непревзойденного Дзиги Вертова, снял в первые годы XXI века трилогию о Горбачеве, Ельцине и Путине, а затем – скандальную историю «Анатомия “Тату”».
Что заставляет молодого человека жестоко избивать прохожего «неарийца» или оголтело кричать, «зигуя», с перекошенным от ненависти лицом? Вопросы психологии нацизма, его «пренатального» периода, конечно же, интересовали многих. На память сразу же приходит и фроммовская «Анатомия человеческой деструктивности», в частности, ее фрейдистский акцент на детстве будущих нацистских лидеров, на окружавшей их обстановке господства и подчинения. Подобный анализ вовсе не противоречит марксистской экономической концепции происхождения фашизма/нацизма, скорее дополняет его, фокусируясь на частных проявлениях.
У Бэтмена, Человека-паука и Супермена нашелся двоюродный брат из России. Человек – 21-я «Волга». В конце декабря 2009 года на российские киноэкраны вышел фильм «Черная молния», который, по словам его создателей, должен представить зрителям образ нашего супергероя, готового конкурировать с иностранными коллегами. Если серьезно, команде продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссеров Александра Войтинского и Дмитрия Киселева, кажется, действительно посчастливилось создать один из самых удачных новогодних фильмов последних лет. А главным залогом успеха можно считать отсылку к мечтам «эпохи нулевых», советской ностальгии и чувству социальной справедливости. Правда, в строго гомеопатических дозах.
В наше время, говоря о кино, сначала принято вспоминать о спецэффектах, а потом уже – о сюжете. Специалист по классификации инопланетян, предсказанию несветлого будущего и очеловечиванию терминаторов Джеймс Кэмерон снял фильм, в котором очень красивая форма, как ни странно, не мешает осмысленному содержанию. В середине декабря 2009 года на российские экраны вышла его новая кинокартина – «Аватар».
Фильм Павла Лунгина «Царь» вызвал бурную дискуссию. Это само по себе говорит о его значимости. Если произведение не оставляет нас равнодушными – значит, это на самом деле произведение искусства, а не подделка под него. Но кто не согласен с режиссером и почему? Чей сон и покой он потревожил?
2009 год. Американский геолог Адриан Хемсли приезжает в лабораторию индийских геофизиков. Коллега Сатнам говорит ему, что вспышки Солнца разогревают ядро Земли, как микроволновую печь, быстро разрушая земную кору. Хемсли сообщает об этом правительству США, и на саммите G8 в 2010 году мировые элиты решают скрыть близящуюся катастрофу от обреченной планеты. Секретный проект оставляет возможность спасения 400 тысяч «избранных» – на кораблях-«ковчегах», построенных в Гималаях руками китайских рабочих. Входной билет на их борт стоит миллиард евро за каждого человека – социальный ценз на право жить в постапокалиптическом мире. Судьба «миллиардов без миллиарда» автоматически решена. Тех, кто хочет придать катастрофу огласке, немедленно уничтожают.
Первый проект «Диснея» в России ждали многие. Сценарий написан режиссером Вадимом Соколовским и писательницей Анной Старобинец (тут можно прочесть интервью с ней). Нас в данном случае будет интересовать прежде всего идеологический срез получившейся картины: ведь если проект номинально американский – не присутствуют ли в нем какие-либо темы, отечественному кинематографу не свойственные?
Есть у Наоми Кляйн незаменимая книга «Доктрина шока». Ее в российской прессе кто только не хвалил, включая крайних националистов. Потому что книга вот о чем: либеральные экономические реформы невозможны без долговременного массового насилия. Думаете, имеется в виду мягкое «насилие спектакля» или незримое «принуждение к свободе», чтобы заметить которое нужно быть интеллектуалом с третьим, критическим, глазом во лбу? Ничуть.
Несмотря на то что новый фильм Ларса фон Триера «Антихрист» был впервые продемонстрирован в мае на Каннском фестивале, критики тут же назвали его самым скандальным фильмом года. И с этим, пожалуй, можно согласиться: вряд ли кто-то из современных режиссеров снимет что-нибудь более спорное и шокирующее. Датчанин остается верен своему принципу, согласно которому фильм должен быть подобен камушку в ботинке, мешающему при ходьбе. Только «Антихрист» не просто камень, а гвоздь, ходить с которым в принципе невозможно.