«Бог есть любовь», но последователи его ужасны. Дела их: разрушение, ненависть и невежество. И так из века в век, с первого часа веры. И об этом новый фильм «Агора», правдивый, жестокий и антихристианский, почти всюду идущий в ограниченном прокате. В центре внимания судьба Гипатии, необычной женщины – философа, астронома и математика.
Снятая в 2009 году Алехандро Аменабаром драма неожиданна. Если она не открывает новый период в творчестве испанского режиссера, то является лучшим его творением. В фильме все происходит совсем не так, как привык видеть зритель, но почти совершенно так, как это было в истории. Служители Христа говорят о добре и всепроникающем свете любви, но они сеют ненависть, невежество, нетерпимость и рабство духа. Исторической метафорой фильма противопоставлены они счастью познания, свободе и мысли. Вера – болезненная и иррациональная – творит зло, именуя его добром и прикрывая волей владыки неба.
Картина бросает вызов культурным догматам буржуазного обывателя. Но чтобы сделать это, «Агора» переносит нас в египетскую Александрию рубежа IV и V веков, в один из важнейших центров Восточной Римской империи. Государство недавно разделено волей умирающего Феодосия. Вместе с ним разделено общество. Христианство ведет последнюю перед средневековьем битву с античной философией и культурой. Разве может наступить царство божие на земле, если еще существуют сомнения?
Судьба Гипатии (Рейчел Вайс) трагична. Христиане позднее сделали ее своей святой (Екатериной Александрийской), но именно они жестоко убили ее. Эту историю передает «Агора», не стесняясь обнажить все, чем движимы «люди бога».
Не все довольны картиной. Многие раздражены. В Италии фильм не допущен к прокату. В Греции его не найти в кинозалах. Зачем позволять людям думать? Для чего им знания и сомнения, если христианство оправдывает несправедливость сегодня так же, как оно делало это полтора тысячелетия назад? Фильм Аменабара еще долго будут ругать и замалчивать. Стоит ли удивляться, что в США, стране фанатичного христианства, картина выходит с большой осторожностью и лишь по превосходным итогам испанского проката. Глобальный экономический кризис не мешает «Агоре» собирать полные залы зрителей. Их внимание справедливо: в нем проявляется веянье нового времени, возвышающего разум. Не отличная постановка, яркие сцены, хорошая игра актеров (сознающих остроту повествования) и красивая музыка обеспечили успех картины, а значимость проблемы и смелость, с которой авторы фильма говорят о ней.
Аменабар ограничен в восприятии эпохи. Он избегает поиска социальной подоплеки событий. Ему достаточно их самих, шокирующих и полных драматизма. Александрия большой и красивый город, но его ждет беда. Время свободных рассуждений ушло, миновала эра познания мира и споров о его строении. Настает эпоха, когда надо верить, во всем следовать «слову господа». Рассадники ереси – библиотеки, больницы, бани, языческие святилища и мыслящие люди (они-то самое страшное) – должны быть уничтожены. Разве не стал мир лучше после христианского очищения?
Для создателей картины не важно, что привело христианство к триумфу, а античный мир – к гибели. Они проходят мимо переломов в экономической жизни римской вселенной III-VI веков. Кризис рабовладельческого строя потребовал новых идеологических орудий и сделал лишними многие мысли, развивавшиеся столетиями. Христианство стало новым механизмом осуществления власти. Оно навсегда сбросило протестные одежды. Оно сделалось официальной религией с удобной формулой: «Всякая власть от бога». Гонения на язычников, ученых и их книги стали только следствием ужесточения диктата правящего класса.
Новая вера сковывала угнетенные массы. Она мешала им осознать необходимость уничтожения несправедливого порядка, потому что он провозглашался установленным самим богом. Жаль, что «Агора» проходит мимо этой стороны торжества «истинной веры» на закате римского мира. Но хорошо, что большие события, а не любовные переживания героев выступают в фильме на первый план.
Сегодня христианам нравится обвинять мусульман в варварстве: диком разрушении памятников античной и византийской эпох. Мусульмане отвечают теми же нападками. Обвинения в увечьях, нанесенных творениям прошлого, не могут быть сняты ни с тех, ни с других. Но в средиземноморском мире христиане смогли уничтожить намного больше, чем многие приучены думать. Они закрывали бани (чистота духа противопоставлялась «лживой» чистоте тела) и разрушали лечебницы (руины больницы при храме Асклепия на Пелопоннесе потрясают). Вычищались и библиотеки.
В «Агоре» толпа христианских фанатиков разоряет богатейшую и прославленную библиотеку Александрии. Им не нужны книги, не нужны знания – для дела веры довольно Библии. Разве она не содержит ответы на все вопросы?
В российских школах вводят основы православной культуры. Вести их предстоит пока светским учителям. Со временем, очевидно, дело это перейдет людям в рясах. Но вряд ли светские воспитатели верующих или священники посоветуют юным «овцам господним» такой фильм как «Агора». В XX веке сняты сотни картин, восхваляющих христианство или иную религию одного бога. На этом однообразном фоне непросто найти фильмы, дающие другой взгляд на действительность. Новая картина Алехандро Аменабара не лишена содержательных недостатков. Но они не перевешивают её достоинств.
Смотрите этот фильм. Он не учит слепой вере, но призывает рассуждать. В нем познание поставлено выше «божественных откровений». А разве может быть свободен человек, лишенный мысли?