Будущее наступило, машины победили. Все, что не ржавое, не едет и не взрывается, только запасная деталь, актеры — не исключение. Вышла четвертая часть теперь уже многосерийной франшизы о невеселом будущем мира после экологической катастрофы с Томом Харди вместо Мела Гибсона и Шарлиз Терон для красоты.
На этот раз Макса Рокатански берет в плен армия Бессмертного Джо, из него делают донора крови и держат в тюрьме, подвешенным в клетке. Тем временем воительница Фуриоса (Шарлиз Терон) решает сбежать от тирана, прихватив секретный груз, за ней организуют погоню и Макс в качестве живой поилки для вен солдата Накса (Николас Холт) получает шанс на свободу, ярость и новые знакомства.
Бóльшая часть времени закономерно оставлена под гонки, взрывы и битвы — все два часа. Это очень красиво и зрелищно, но целых два часа, Карл! Том Харди молчалив и сам напоминает механизм. Попытка очеловечить Макса, добавив в образ чувство вины за погибших родственников не слишком удалась: воспоминания энергичны и напористы, но к личности Макса не подпускают, а больше похожи на сбой в компьютерной программе. Несмотря на название, он тут явно не главный — все действие сконцентрировано вокруг энергичных женщин. Они цель и движущая сила фильма, к тому же их просто больше: однотипные воины не в счет — это только пушечное мясо, эффектный кордебалет. Женские персонажи напротив разнообразны и убедительны, хотя хилые, модельные красавицы, посвятившие жизнь морковному соку и пилатесу, смотрятся комично в образе любимых самок железократического бабуина.
Говорят тут мало, но это и к лучшему: типичные для подобного жанра банальности слушать неприятно и необязательно. И крайне опасно пускать их в ход с самого начала: несколько пафосных фраз и все — кажется, что в следующий момент запоет Кобзон или байкер Хирург выскочит из-за угла на берестяном мопеде.
Возможно, в оригинальной озвучке получилось не так умопомрачительно, но осадок остался на весь фильм…
Несмотря на 3D насыщенность, полного погружения в новый мир не происходит. А, может, именно поэтому: захлебываясь от сверхреальности, мы незаметно атрофируем мускул фантазии и перестаем достраивать картинку самостоятельно. Примерно тот же принцип делает из пронзительно реалистичных телефильмов программу новостей, а размытые границы кинопленки напротив создают сумеречную зону, необходимую мозгу, чтобы поверить… Конечно, это не значит, что новые технологии плохи — просто они заостряют внимание и требуют особо хитрого мастерства. К тому же быт жителей пустыни показан мало и не вызывает доверия (они даже ничего не едят, кроме случайно подвернувшихся пауков и ящерицы). Если вы не каскадер или гонщик, трудно поставить себя на место главных героев сразу, а постепенного перехода не произойдет: все, что они там делают — неправдоподобно дерутся, не выключая мотор.
Единственное что может потягаться с железом — это лицо Шариз Терон — драгоценное украшение, почти излишество в этой дорожной мясорубке. Ее честный, хоть и довольно блеклый образ жилистой усталой тетки с негламурным ершиком темно-пыльных волос — едва ли не единственное настоящее проявление человечности на весь фильм, отход от сияющих человеко-идей в экзистенциальную тень. Правда для роли упертой воительницы ей не хватает отвязного задора, непроницаемое лицо отмечено умом, взгляд сосредоточен — с такими данными нужно плести коварные планы и улыбаться победе уголками губ. Здесь же все построено на экшне и скорости реакций, поэтому ее Фуриоса больше напоминает бухгалтершу на автодроме, чем боевую командиршу.
Есть еще одна деталь: допотопная техника в первых частях «Безумного Макса» в восьмидесятых выглядела по-хорошему киношной, зрелищной, но в то же время оставалась знакомой и простой. Казалось, что если мир закончится сейчас, можно будет из подручного лома сделать что-то подобное и отправиться подобно Безумному Максу бороздить погибающую планету.
Это был важный художественный контраст: дикари, оседлавшие остатки технологической цивилизации. Однако точка отсчета изменилась, люди выросли, технологии усовершенствовались. Вместо простеньких декораций теперь мы видим дорого снятый фильм в стереоскопическом исполнении с отличным звуком и фантастической графикой и ощущение собранного из обломков мира стало поддельным.
Появилось несоответствие между устаревшим антуражем и современной съемкой. При этом эстетика дизельпанка и ретрофутуризм допускают не только четырехколесную романтику драндулетов с шипами и огнеметами. Тут могут быть и ракеты, и самолеты… К примеру, явно бионический протез Фуриосы (их стали производить совсем недавно) не так уж бросается в глаза. Едва ли зритель в 3D очках стал бы возмущаться небольшим отступлениям от классического «Макса», если делать их равномерно. Вероятно, хорошие продолжения тоже должны развиваться или хотя бы меняться не только снаружи, даже если это суровый винтаж.
В общем, красивая игрушка, яркая и громкая, хотя и довольно утомительная. Акробатический цирк по обрывкам философских затей. А если кому-то вдруг захочется всерьез испугаться засвеченному будущему, посмотрите лучше «Дорогу» с Вигго Мортенсеном — это действительно пробирает до обглоданной кости и заставляет проснуться.