Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
281

Секс и Просвещение

53

Дайджест новостей на 6 февраля

2,098

Мобилизация, которой не будет

124

Как машинное обучение помогает проекту «ЗабастКом» освещать трудовые конфликты

Главная Культура Кино 2015 Май 17 Два орешка для Золушки

Два орешка для Золушки

Твитнуть
Джеки в царстве женщин (Jacky au royaume des filles) Франция, 2014. Реж. Риад Саттуф

Джеки в царстве женщин (Jacky au royaume des filles) Франция, 2014. Реж. Риад Саттуф

В мире есть страны, где у людей не осталось или никогда не было прав, власть руководства пожизненна и передается по наследству, неугодных торжественно казнят на праздниках и все это называется модным словом «демократия». По традиции, на дне силовой иерархии занимаются домашним хозяйством женщины, которых воспитывают по плану: красива, полезна, отстань. И так это стало привычно да узнаваемо, что бывший автор карикатур «Шарли Эдбо» Риад Саттуф освежил тему, создав саркастический гендерный перевертыш сказки о счастливой любви в военизированном королевстве.

В Тоталитарно-демократической Республике Бубун (французы произносят «Бюбюн» и они правы — так смешнее) матриархат: женщины занимают лидирующие позиции, тогда как мужчинам положены сентиментальность, цветные накидки и место возле крана на кухне. Живут бедно, но Родину любят с религиозным пылом.

В каждом доме висят телекраны Оруэлла, судя по содержанию, мало чем отличные от наших. Овощи — деликатес и потому под запретом, лошади священны, все хлебают кашу и славят верховную правительницу. Джеки (Венсан Лакост) — двадцатилетний парень на выданье из бедной семьи, но скромный, красивый и хозяйственный, он втайне мечтает жениться на дочери Генеральши, самой завидной невесте Бубуна — загадочной Полконессе без страха и упрека (Шарлотта Генсбур). Но жестокая судьба оставляет Джеки сиротой в доме злых родственников, а чудом полученное приглашение на Бал забирает противный кузен. К счастью, истинным чувствам не страшны никакие преграды, наши герои встретятся и всласть погрызут запретную морковку любви.

Надо сказать, что конструкция не слишком сложна — ведь женская диктатура необязательно во всем должна копировать мужскую, зато игра в переодевания буквально заставит влезть в чужую шкуру и оттуда хохотать над собой, а это иногда эффективней помпезных нотаций. Зрители сдадутся без боя. Конечно, поднятые темы можно было развить и продолжить, но, похоже, главной задачей создателей фильма стало просто вызвать раздражение у всех, швырнуть камень в каждый огород с сорняком — и это удалось им на славу. Тут и неравенство, социальное и половое, щедро набитые традиционной ценностью, демагогией политиков и божественным замыслом, и жертвы воспитания, защищающие свою второстепенную роль. «Я нормальный гетеросексуальный мужчина!» — гордо заявляет Джеки, едва сменив красное платье на военный костюм с накладной грудью. «Борьба за права мужчин — богохульство!» — возмущается он же.

Франко-сириец Риад Саттуф родился в Париже, но до двенадцати лет рос в Алжире, Ливии и Сирии, где посещал мусульманскую школу, так что антиклерикальные идеи с арабским колоритом, а мужчины в Бубуне носят нечто вроде хиджаба с кольцом для поводка и шапочкой для торжественных случаев.

Опыт в «Шарли Эдбо» даром не проходит. Фильм и впрямь похож на альбом гротескных шаржей, которые уже поселились в интернете, смешные сами по себе — в отрыве от контекста.

Как ни странно, к лживым, кровожадным политикам можно привыкнуть, а дяденька в чудесном платье — по прежнему смешно.

Конечно, особое внимание комедии уделят феминистки: наконец женщины у власти — такое нельзя пропустить, но вряд ли они останутся довольны. Дело в том, что высмеивая остросоциальные проблемы неравенства, это кино остается очень мужским. Феминократия показана вторичной, глупой наследницей мужского самодурства. Грубые, немытые мужичихи, похабные солдафонши, неумеющие вырастить овощ и готовые всю жизнь давиться подозрительной органической кашей — не только в простых домах, но и во дворце Полконесса приглашает Джеки на бокальчик склизкого пойла. Даже в этом отлично возмутительном фарсе женщинам отводится служебная роль — выставлять мужчин дураками, оставаясь на вторых ролях без права собственного голоса.

Впрочем, это может оказаться наглядным предостережением особенно азартным воительницам: убьешь дракона — займешь его место.

Украшает маскарад женщина-артефакт Шарлотта Генсбур, которая играет так же, как поет ее легендарная мать … скажем прямо — шепотом, что никогда еще им не мешало. Безудержное веселье тает, как только Полконесса расстегивает китель и открывает рот, чтобы признаться, как давно мечтала заняться литературой. И сразу будто тень: анемичный ребенок с нервной улыбкой и тихим голосом. Душевная травма, роковая судьба… К счастью, нет времени цитировать Бодлера, пора бежать на бал — выбирать себе Главного Наездника.

Семейная традиция или волшебный дар, умение создать диссонанс и маршировать не в ногу — да, мы любим ее именно такой.

В заключение остается признать, что хрустящее слово «скандал» еще долго будет ласкать слух оптимистов и раздражать ханжей, а ошеломительная концовка вполне может войти в историю как новый способ решения конфликтов. Без галстука.

Май 17, 2015Матвей Меркулов
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
17-5-2015 Киноантиутопия, гендер, феминизм732
Матвей Меркулов
Матвей Меркулов

Лингвист, гедонист, оптимист. Модератор интернет-сообщества «Другое кино» в Живом Журнале.

Сольный альбомРеконструкция
  См. также  
 
Секс и Просвещение
 
Невидимые феминистки: как левые проигрывают от продвижения гендерной повестки
 
Загадки идентичности
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру