В конце февраля в прокат выходит «Она» — новая лента Спайка Джонса, известного зрителю преимущественно по эксцентричному фильму «Быть Джоном Малковичем». «Она» уже номинирована в пяти категориях на премию Оскар, в том числе за лучший сценарий и лучший фильм, являясь, тем самым, одним из лидеров оскаровской гонки в этом году.
Главный герой «Her» Теодор — усатый Хоакин Феникс — молодой писатель, одиночка. Свое одиночество компенсирует работой, состоящей в написании праздничных поздравлений для других людей, неспособных, очевидно, выразить своими словами свои чувства к своим же близким. Тем самым, Теодор является неким посредником в межличностных отношениях.
В один момент он знакомится с последней достижением современных технологий: новая операционная система со стопроцентной имитацией человека, только без его телесной оболочки — эдакий аналог Siri в нашем времени. Главный герой устанавливает систему, подключает к ней наушник и его жизнь полностью меняется. Он слышит ничуть не отличающийся от настоящего голос электронного прототипа человека, который, по приказу Теодора, становится лицом женского пола с именем Саманта.
Для Саманты, электронного друга Теодора, сразу же исчезают любые препятствия в доступе к личной жизни героя: она читает его почту, отправляет сообщения, видит через камеру мобильного телефона все, что видит Теодор, и даже выпускает сборник из его лучших поздравительных работ. На протяжении всего фильма Саманта превращается из обычной голосовой операционной системы в настоящую личность. «Я хочу познать этот мир», — однажды говорит она Теодору, который давно уже в нее влюблен, и эти чувства кажутся зрителю вполне взаимными.
Социализация Саманты достигает пика: герои ссорятся, словно типичная влюбленная пара, скучают друг по другу, проводят уикенд в загородном доме. На какой-то момент мы забываем, что Саманта — это компьютер, нам кажется, что на другом конце провода самая обычная девушка. Каждый зритель тут вправе представить свою Саманту (а просвещенный зритель — образ Скарлетт Йохансон), потому что за всю картину мы не увидим даже намека на то, как ее представляет себе главный герой.
Саманта есть образ совершенства технологии, но ее технология настолько «очеловечена», что возникает внутреннее неудобство: диссонанс между природным, вполне привычным, естественным и искусственным. На этих вещах и состоит новый мир, построенный режиссером Спайком Джонсом. При этом автор лихо лавирует между этими двумя сторонами, то показывая невозможность полового акта между героями, то «заставляя» Саманту спеть песню вместе Теодором под гитару, манипулируя, тем самым, нашими представлениями о будущем. Все «электронные» персонажи наделены характером: от Саманты до забавного компьютерного героя игры, который лихо покрывает матом Теодора, когда тот не может найти выход из игры. Это, к слову, во многом отличает «Ее» от какой-либо научной фантастики.
Мы видим героя, идущего по улицам неизвестного нам города недалекого будущего (для воссоздания которого были использованы с виду самые прогрессивные города — Шанхай и Лос-Анджелес), где каждый человек говорит в пустоту, но у каждого из них есть маленький наушник в ухе с подключенной новой операционной системой. Мир будущего, где у каждого есть своя Саманта.
Но за всем обилием чувств Теодор приходит к осознанию всей искусственности: техническое совершенство Саманты, которое возвело ее в ранг человеческого, в результате возвращает её к тому, что она есть. Саманта всего лишь программа, созданная для удовлетворения моральных потребностей клиента, но клиент не может быть один — клиентов сотни, если не тысячи. Платоническая любовь, которая была между героями, какой бы она ни была, для главного героя оборачивается симулякром в жанре Бодрийяра, являющимся, в данном случае, имитацией любви посредством передачи электронных сигналов и двоичного кода. Имитация, выраженная в количестве «пользователей» Саманты, только подтверждает всю её искусственность — стремление угодить Теодору через выявление стопроцентного соответствия между её компьютерными функциями, и его характером, мировоззрением, интересами, становление для пользователя его своеобразным идеалом во всем. Но мы видим, что этот абсолют является недостижимым, так как в мире не существует человека идентичного другому во всем и подходящему по всем параметрам. Стремление героев посредством открывшихся технических возможностей новой операционной системы приблизиться к этому абсолюту хотя бы на йоту порождает приоритет некоего постоянного расстояния, которое становится для героя настоящим, но близкое отныне являет собой фикцию, тем самым видоизменяя природу человеческого либидо в целом. В данном ключе ощущается весь социальный подтекст, который хочет передать Спайк Джонс в своей ленте.
Автор наглядно показывает наметившуюся тенденцию изменения вследствие технического развития общественного либидо: полную асексуальность человека. Дуализм платонического и телесного в любовных отношениях перестает существовать. Духовно-электронная связь между героями, установившийся между ними порядок даже не требует половых «вмешательств» особого для этого мира вида — волонтерской проституции, предполагающей ублажение подключившего эту программу, которой пыталась воспользоваться Саманта.
В этом же и заключается социальный капкан — любовь к тому, чего на самом деле нет, к тому идеалу, который в реальности является фикцией. Именно об этом хочет сказать нам автор фильма. Но на дне капкана покоится технологическая сингулярность, смысл которой в непонимании после значительного ускорения технического прогресса его сути. И тут наступает очевидная параллель с главным героем: столкнувшись с чем-то новым, действительно неясным, — Самантой — и узнав горькую для себя правду, Теодор вместе со своей подругой Эми, пережившей такую же историю, в дальнейшем перестает понимать самый трудный процесс в человеческом мире — любовь. Является ли она непостижимым абсолютом, или же ее смысл упрощен и лежит на поверхности — каждый зритель сделает свой вывод.
Но главное, что важно понять, ровно как это поняли Теодор и Эми в конце фильма, и на чем ставит точку его автор, что, несмотря на большое количество имитаций и ненастоящего в жизни каждого человека, главным остается одно — ни одна технология никогда не сможет подделать красочный закат.