От новой работы Кристофера Нолана ждали, безусловно, очень многого. Удивительно талантливый и столь же умный режиссер уже несколько фильмов подряд сохранял, как говорится, класс, с легкостью доказывая свое место на киноолимпе. Собрав вокруг себя команду, с великолепным Майклом Кейном во главе актерской ее части и собственным братом во главе сценарной, Нолан раз за разом покорял даже больше умы, чем сердца зрителей и критиков. Множество обвинений в адрес режиссера, к слову, было основано на его предельной серьезности, напоминающей суровые наставления любящего отца. В этом плане обязательное присутствие Майкла Кейна в последних пяти работах, включая и описываемый фильм, кажется следствием потребности режиссера вкладывать эти уроки жизни в героя, из чьих уст они будут звучать наиболее убедительно и как можно менее нравоучительно.
Но все упреки, которые могут возникнуть до и во время просмотра нового «Темного рыцаря» разбиваются о потрясающее качество разворачивающегося на экране зрелища. Как и ожидалось, даже самые завышенные ожидания от премьеры нового фильма о Бэтмене не смогут заставить зрителя отвлечься хотя бы на минуту. И уж точно давление со стороны фанатов как Бэтена, так и Нолана, нисколько не смутило режиссера. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – кино выдающееся. Нолан не только повторил безумный успех предыдущего фильма трилогии, но в чем-то даже его превзошел.
При этом не стоит утверждать, что данный фильм есть вершина творчества Кристофера Нолана.Многие зрители так и будут называть второй фильм лучшим в трилогии, некоторые продолжат убеждать вас в том, что «Начало» – один из лучших фильмов всех времен, и никакой истории про Бэтмена с ним не сравниться. Но, как бы то ни было, новый «Темный рыцарь» – наиболее сложный из всех фильмов трилогии, и цель его именно в ее завершении. И он с ней справляется на высшем уровне, заставляя зрителя, выходящего из кинотеатра, думать не только об увиденном на сеансе, но и о всей трилогии в целом: вспоминать с чего все начиналось, каким сюрпризом оказался второй фильм и невероятная актерская игра Хита Леджера, и чем все закончилось, придав всей истории целостность. «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – один из немногих фильмов, завершающих цикл, после которого нет легкой досады, что все закончилось, потому что не нужно больше ни одного слова. История о Бэтмене закончена на такой ноте, что любое дополнительное вмешательство окажется губительным и пошлым.
Тем не менее, в фильме есть моменты, когда зритель, ведомый строгой логикой Нолана, встречает на своем пути некоторые неровности повествования. К примеру, можно начать с наиболее оправданной из них. Смерть актера Хита Леджера повлекла за собой очевидную невозможность нового появления на экране его потрясающе проработанного героя – Джокера. Тем не менее, последний фильм трилогии, ставящий себе целью приведение всего ранее сказанного в двух предыдущих появлениях Бэтмена на большом экране к общему концу, слишком много внимания уделяет первому фильму и слишком мало второму. Зрителю демонстрируют Пугало – злодея из первой части, сыгранного Киллианом Мерфи, которого, вместе со всеми другими заключенными, выпустил из тюрьмы Бейн и назначил в качестве злой шутки изображать роль судьи среди воцарившейся анархии, и, хоть и в виде галлюцинации, Рас Аль Гула – еще одного врага Бэтмена в первом фильме, главы Лиги теней, которая возродилась, чтобы воплотить-таки сорванные планы по уничтожению Готэма. Но тогда возникает вопрос: если третий фильм полон отсылок к предыдущим событиям трилогии, тогда почему второй фильм, столь удачный и обожаемый зрителями, получил в нем роль лишь отправной точки повествования картины и фразы о том, что жители Готэма уже доказывали свою стойкость? Почему Джокер, оставшийся в живых в конце предыдущей картины и, безусловно, отправленный в тюрьму, двери которой распахнулись, не удостоился хотя бы упоминания? Ведь столь развитый криминальный ум, однажды практически покоривший себе жителей города, вряд ли будет отсиживаться в стороне во время воцарившегося хаоса, которого он так добивался. Джокер, без сомнения, главный враг Бэтмена во вселенной комиксов о человеке-летучей мыши, но даже для людей, познакомившихся с ним только благодаря «Темному рыцарю», он все равно остается самым ярким злодеем трилогии. И хоть сам Джокер не может появиться на экране снова, игнорирование его существования вызывает легкое недоумение.
Также до смешного иногда доходит абсолютная невозможность некоторых героев узнать в Бэтмене Брюса Уэйна. Местный Робин, хороший полицейский в исполнении Джозефа Гордона-Левитта, утверждает, что увидел главного героя вживую ялишь однажды в детстве и сразу понял, кто скрывается под маской Бэтмена. На протяжении всей трилогии Брос Уэйн больше играет в скрытность, чем действительно скрывает свою двойную жизнь, что влечет за собой логичные последствия, заключающиеся в том, что в каждом новом фильме добавляется еще пара персонажей, знающих кто такой Бэтмен на самом деле. Тем не менее, в какой-то момент начинает казаться немного нелепой неспособность Джима Гордона определить личность героя, который общается с ним все три фильма, приходит к нему в больницу в дорогом костюме и лыжной маске на лице, или, вспоминая прошлый фильм, врезается на своем спорткаре в машину убийцы на глазах у комиссара. Кристофер Нолан учит нас постоянно складывать кусочки сложной мозаики, чего абсолютно не может, а по утверждениям самого героя не хочет, Гордон, слепо смотря на очевидный вывод. Нелепым это все делает одна из последних сцен фильма, когда, на вопрос Гордона о том, кто же готэмский герой на самом деле, Бэтмен дает ответ, что героем может быть любой, просто накинув куртку на испуганного ребенка, вызывая тем самым у комиссара воспоминания об их с Уэйном первой встрече. Гордон наконец-то все изумленно осознает, но происходит это не благодаря всему предыдущему общению с Бэтменом и детективной работе, а лишь еле уловимому намеку, оголяя тем самым схему построения фильма: трилогия заканчивается, значит, самое время последнему неосведомленному герою узнать правду.
Также Брюс Уэйн, основываясь лишь на минутной галлюцинации, убежден в том, что Бейн – сын Рас Аль Гула, убеждая в этом и зрителя. Фанаты оригинального комикса с легкостью уловят несоответствие, ведь у главы Лиги теней была дочь, которая занимает немалую часть во вселенной комиксов про Бэтмена. Тем не менее, даже обычный нолановский зритель с сомнением посмотрит на то, что главный герой очередной четко выстроенной машины режиссера принимает решение, основываясь на видении, а не фактах. Все вышеупомянутое, безусловно, не является преступлением или серьезной ошибкой, но бьет по авторитету Нолана, как человека, способного дать ответы на самые сложные задачи и побеждающего головой, а не сердцем.
С другой стороны, «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – самая сложносочиненная картина трилогии. Сюжетные линии переплетаются друг с другом и, как всегда у Нолана, самый внимательный зритель сможет самостоятельно прийти к решению каких-то вопросов. Но не будет, так как режиссеру всегда удается ввести зрителя в некий гипноз, контролируя его внимание, но не позволяя отвлечься от картинки на экране и, как говорится, уйти в себя.
К тому же, последний фильм трилогии самый, скажем так, человечный. Здесь герои не только рассуждают о долге, чести и ответственности, о плохом и хорошем, но и неизбежно подводят итог своей жизни под защитой Темного рыцаря. Также здесь наиболее человечный злодей. Только ленивый не говорил о том, как сложно актеру играть, когда маска скрывает лицо, оставляя видной лишь верхнюю часть гладковыбритой головы. Том Харди, без сомнения, невероятно одаренный актер, справляется со своей задачей лучше, чем кто-либо мог представить. Имея возможность показать зрителю во время крупных планов лишь свои глаза, он выражает ими столько, что о его маске вспоминаешь в самую последнюю очередь. Фильм обязателен к пересмотру в оригинальной озвучке, где к невероятной выразительности глаз Харди добавится его игра голосом и интонациями.
Кристофер Нолан в первый и последний раз за всю трилогию показывает человека, ведомого не только идеей разрушения, наказания, не только утверждающего абсолютное право на свою правду, но преданного кому-то другому, ведомого, вставшего на свой путь из-за и ради любви к другому человеку. Эти самые глаза, не закрытые маской, в какой-то момент наполняются слезами любви и благодарности. Это длится всего пару минут в качестве фона к рассказу героини Марион Котийар, по завершении которого Бейн снова пытается убить Бэтмена, но абсолютно меняет к нему отношение, хоть и лицезреть его на экране зрителю предстоит еще совсем недолго.
Кристоферу Нолану снова удалось обмануть зрителя. Еще при просмотре первого фильма было понятно, что трилогия вряд ли закончится на приятной, позитивной ноте. И режиссер все больше и больше убеждает нас в этом вплоть до последних минут «Возрождения легенды», но в последний момент делает резкое, но как всегда элегантное сальто, одновременно радуя зрителя и оставляя его в дураках. В заключение хочется отметить чрезвычайно важный момент – один из сильнейших во всей трилогии, в котором горько плачет герой Майкла Кейна Альфред, все три фильма сохранявший спокойствие, под маской которого сдерживал свои эмоции в пользу здравого рассудительного подхода. Что ж, все маски сброшены. В прямом и переносном смысле.
Юрий Липский