28 июня на 34-ом Московском Международном Кинофестивале был представлен второй полнометражный игровой фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Показ прошёл в Большом премьерном зале кинотеатра «Октябрь». Уже на подступах к устланным красным ковролином ступеням кинотеатра можно было понять – ажиотаж неизбежен. То и дело в толпе у входа в «Октябрь» слышались, казалось бы, абсурдные диалоги: «Вы на Риту?» – «Да, на Ренату». Ни одно из 1518 мест премьерного зала не пустовало. Ещё бы – критики уже успели окрестить новый фильм Литвиновой «самой ожидаемой картиной в российском прокате». Парадокс в том, что сама режиссёр создавала фильм, не ориентируясь на вкусы публики и запросы продюсеров, – «Последняя сказка Риты» создавалась на личные средства Литвиновой и Земфиры Рамазановой, которую режиссёр, выйдя поприветствовать публику перед началом показа, представила как своего главного соратника и сопродюсера картины.
О чём фильм? Можно ответить цитатой из песни «Музыкант» Константина Никольского: «О несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви», - которая неминуемо и необъяснимо всплыла в памяти после просмотра. В течение просмотра – так же неминуемо запоминается специально созданная для «Последней сказки…» музыка Земфиры.
Но давайте по порядку.
Москва, 13 марта. В аварийное отделение больницы №20 поступает Маргарита Готье.Рита вполне счастлива, после планового медицинского осмотра она и её жених Коля (Николай Хомерики) планируют пожениться. Она не знает, что умрёт ровно через две недели, 27 марта. К моменту ее поступления в больницу устраивается работать героиня Ренаты Литвиновой, мифологическое существо, чёрный ангел, проводник на тот свет или попросту смерть Риты, в миру зовут её Татьяна Неубивко. Этот образ Ренаты Литвиновой и сюжетно, и эмоционально определяет всю картину. Несмотря на невесёлую миссию, Таня Неубивко совсем не похожа на старуху с косой. На земле ей приходится непросто, но она конспирируется под человеческую единицу и очень старается вести себя по-людски – в разговорах с подругами сетует на своё одиночество, выпивает, согласно земной традиции, ходит на свидания. Как-то в разговоре с Татьяной Рита Готье говорит: «Смерть должна быть похожа на тебя: нарядная, весёлая, с бокалом шампанского… сказала – всё по делу». Подруга отшучивается, но заботливо исполняет желание своей подопечной – в нужный час она входит в палату Риты в желтом платье с черным кружевом и протягивает ей бокал шампанского: «Не бойся, это совсем не страшно. Ну… пей… шампанское… как ты хотела». Ведь её задача – проводить душу подопечного в мир иной достойно и красиво. Таких почестей со стороны смерти могут удостоиться далеко не все души: в потусторонней канцелярии героиня Литвиновой аккуратно ведёт дело Риточки Готье, в котором отмечает: «Она была влюблена, её любили. И ещё раз хочу подчеркнуть, что нам всегда любимы именно те души, которые способны любить».
Третья героиня «Сказки» – Надежда, врач больницы №20 (Татьяна Друбич) – полная противоположность Риты. Она потеряна, долгое время находится в депрессии, ненавидит себя и свою жизнь, не может помочь ни себе, ни свой смертельно больной подруге.
В картине Литвиновой сочетается несочетаемое: аварийное отделение, которое вот-вот пойдёт на снос, напоминает салон начала ХХ века – клубы дыма, винтажные шляпки и ретро-макияж врачей; смерть, которая заботится о подопечной, внимательно следит за московской архитектурой (старые здания являются пунктом, через который Таня Неубивко является в мир людей), и то и дело возмущается появлению новостроек под офисы: «Мэр этого города постоянно сносит красивые здания», «Ужасны эти власти, мэр тоже кошмарный» (сейчас это высказывание актуально лишь частично, но зал ему аплодирует); жутковатая тема смерти и забавные типично-женские диалоги:
– Здесь нет красивых женшин.
– Есть.
– Да, но меня скоро выпишут.
Смешение серьёзного и смешного, мистики, абсурдизма, сюрреализма, декадентства с более чем реалистичной жизнью в городе, врачами-пофигистами и вандализмом властей создаёт ту картину, которую мы видим, – странная сказка в условиях современного города. И при всей трагичности происходящего сказка эта со счастливым концом.
Рената Литвинова не выиграла в номинации «Лучшая женская роль», которую ей пророчили; фильм не завоевал «Приза зрительских симпатий». Что, думаю, не сильно огорчило режиссёра и небольшую группу актёров-единомышленников, и уж точно никак не отразиться на следующих работах Литвиновой. Дата выхода фильма в широкий прокат планируется на октябрь этого года. Одна часть публики при выходе из зала будет фанатично восхвалять стиль, красную помаду, дух декадентства и сложившийся образ Ренаты Литвиновой, другая – не увидит ничего, кроме яркой картинки, и будет порицать фильм за тот же самый стиль, красную помаду, дух декадентства, а также ядовито подмечать, что режиссёр в собственном фильме отвела себе главную роль. В таком случае стоит сказать, что Ливтинова не только актриса, но также и сценарист, и – в целях экономии бюджета – костюмер и стилист. Изначально она не планировала попадать в пространство кадра, на роль собиралась брать другую актрису, и очевидно, «Последняя сказка Риты» была бы какой-то совсем другой сказкой.
Ещё надо заметить, что за красивой картинкой (что само по себе уже заслуживает внимания – далеко не каждая картина в российском прокате сделана со вкусом) стоит долгий процесс работы, а также культурная традиция и интересный образный ряд. Идея фильма возникла 15 лет назад, в 2010 году Рената Литвинова приступает к его съёмкам. Имя и фамилия героини отсылает к «Даме с камелиями» Дюма-сына. Кроме того, Теофиль Готье, Жан-Поль Готье, Эрик Готье и далее – целый список известных носителей этой фамилии, причастных к миру искусства. Имя «Маргарита» тоже взывает к культурной памяти – как ни вспомнить героинь Гёте и Булгакова. На контрасте с именами бывшей пациентки Крохоборовой и санитара Серафима Кирдыкина имя героини особенно выделяется. В фильме продумана цветовая символика – чёрно-жёлтая гамма наряда Тани Неубивко, символизирует смерь, красный цвет (цвет балдахина над больничной койкой Риты, платье Риты, в котором она зачитывает завещание) – символ любви, энергии и жизненной силы.
В своих интервью Рената Литвинова не скрывала, что картина выражает её переживания, поэтому получилась достаточно личной. Режиссёр так объяснила своё отношение к теме смерти: «Просто люди как-то боятся этой темы, а я всё время говорю, что мы все – будущие мёртвые, я не различаю этих переходов. Все мои мёртвые для меня живые. В нас есть что-то большее, чем оболочки той или иной степени уродливости или красоты, или какой-то поврежденности: некий свет вечный. Как мне кажется, здесь мы – на испытании. Здесь, конечно, некоторые хотят потреблять, потреблять, но мы здесь не для того, чтобы потреблять, здесь нужно отдавать. Человек думает, что он какое-то безнаказанное существо, особенно в мегаполисе. На самом деле добрые дела, злые дела – все это очень отслеживается. Это, конечно, моя личная теория: если я буду вам приводить какие-то доказательства, вы сочтёте меня совсем сумасшедшей – но, тем не менее, они есть. Они очень субъективные, но я в них абсолютно уверена».
Всем известный английский эстет и писатель как-то сказал: «Портрет, написанный с чувством – это портрет самого художника, а не натурщика». Правомерны ли обвинения, что в фильме Литвиновой слишком много от самой Литвиновой? Во всяком случае, каждый художник имеет право выразить свои представления о жизни и смерти. Особенно если затрачивает на это самовыражение собственные материальные и моральные ресурсы, не рассчитывая на интерес со стороны публики.
Дарья Бурлакова