В Музее архитектуры имени Щусева, во флигеле «Руина», открылась новая выставка путешественницы, художницы, автора социальных проектов и просто хорошего человека — Гали Моррелл, называющей себя «Cold Artist» («Художник по имени Холод»). Выставка «АЙСБЕРГ(и) / ICEBERG(s)», ставшая реальностью благодаря Елене Ольшанской, Юрию Аввакумову и проекту «Белый город», — отличный повод познакомиться с кипучей деятельностью Моррелл, которая своим энтузиазмом, энергией и нетривиальным подходом к жизни и искусству настолько мощно раздвигает рамки привычных представлений о женщине, творчестве и путешествиях, что просто диву даешься.
Моррелл, преодолевшая сотни километров на собачьих упряжках, открытых лодках, пешком и на лыжах, уже более 30 лет «кочует» по Арктике и близлежащим регионам, когда-то — в качестве репортера газеты «Правда», а ныне — в качестве организатора и участницы полярных экспедиций, эссеиста, фото-, видео- и синтетического художника, автора перформансов и театрального режиссера, который использует в качестве сцены дрейфующие льды и создает спектакли и цирковые представления с привлечением местных жителей.
Совместно с гренландским полярным исследователем и актером Оле Йоргеном Хаммекеном (Ole Jørgen Hammeken) Галя Моррелл основала «Культурную Экспедицию Аваннаа», цель которой — сохранение культуры и традиций народов севера, помощь художникам, живущим в изолированных населенных пунктах, а также борьба с эпидемией самоубийств среди подростков в северных поселениях.
В мрачной «Руине», где царит атмосфера холода и загадочности, видения севера выплывают из темноты под горловое пение и мистическую музыку русско-американского композитора Леры Ауэрбах. Экспозиция открывается документальным фильмом об одной из экспедиций Оле Йоргена Хаммекена: в 2012 году он на собачьей упряжке и открытой лодке достиг самых отдаленных поселений полярных эскимосов. Фильм предваряет фотографии и видео Моррелл с видами айсбергов, их обитателей и окружающих пространств, в которых, несмотря на их «леденящую» тематику, совсем нет холода эмоционального: они наполнены энергией и энтузиазмом первооткрывателя.
Первозданность и мощь северных пейзажей, их наполненность и завершенность невероятно контрастируют с рваной и сутолочной реальностью большого города, в которой они оказались. Дыхание холода и свободы, прорывающееся в выставочный зал из видео- и фотореальности, манит опасной и притягательной возможностью ощутить вкус настоящей, «дикой» жизни, не привязанной к вещевому уюту человеческого мира.
Подлинное послание айсбергов и всего северного универсума именно в этом — в первобытной мудрости, свободной кочевой природе, в могущественном и неторопливом достоинстве, гордой и спокойной встрече с одиночеством, лишениями, опасностью, смертью. Айсберг, который рождается стотысячелетним (именно столько времени нужно для того, чтобы ледяная глыба сформировалась и, отколовшись от ледяного массива, отправилась в свободное плавание) — безусловно, образ для Моррелл глубоко символический, воплощающий, в том числе, идею иллюзорности времени и самой смерти.
Несмотря на всю красоту и самодостаточность экспозиции, выставка приобретает особенно выразительное звучание именно в контексте всего жизненного и творческого пути Гали Моррелл, для которой север стал одновременно родиной, судьбой и предназначением, сценой и декорациями, питательной средой и источником вдохновения. При всей ее любви к зачарованным ледяным пейзажам, главной ценностью для Моррелл остаются люди севера, для которых она, собственно, и придумывает свои многочисленные проекты, в частности «Цирк на льду», призванный открыть северным детям и подросткам новые грани жизни и их самих. Представленные на выставке образы — ключ к пониманию мира, в котором жизнь людей протекает по законам, очень отличающимся от нам привычных.
Это мир спокойный и величественный, отрешенный от суеты и мелочности, в котором холод — владыка и хозяин, мера всех вещей, самый великий дар и самая страшная опасность. Дар потому, что холод вскрывает подлинную суть, подноготную всех живых существ, заставляя их вцепляться в жизнь, отметая все несущественное, научая приспосабливаться, принимать все как есть, двигаться, хранить спокойствие и полагаться на себя и друг друга. Эта простая философия холодного мира — послание-приношение невротичному, постоянно недовольному и все время жаждущему большего и нового миру «цивилизованному».
«Со мной часто связываются люди из газет, которые видели мои арктические снимки, и просят сделать социальный репортаж про алкоголизм, наркоманию. Но они не понимают, что я этим не занимаюсь. Я работаю с очень многими людьми — бывшими-алкоголиками, и точно знаю, что если человека показывать алкоголиком, ужасным-кошмарным, то ему будет от этого только хуже. Я делала, например, колоссальный проект — очень большие портреты бывших алкоголиков и просто алкоголиков размером два метра на метр, на которых они выглядели как самые красивые люди в мире. Они смотрели на эти портреты и говорили: «Боже, впервые в жизни кто-то меня увидел таким, это действительно я». Мы работаем с очень многими людьми, которые страдают от алкогольной зависимости, и многие из них рисуют мои айсберги — это часть арт-терапии — в Якутии, на Чукотке».
«Я очень люблю людей и всегда стараюсь в них увидеть самое красивое. Мне многие пишут: ты приукрашиваешь людей, они не такие красивые в жизни, это неправда; но на самом деле это правда, они самые красивые, просто иногда они не видят себя правильно».
Бесхитростные уроки выживания среди льдов превращаются в опыт, перелицовывающий привычную реальность, возвращающий человека к исконному и простому ощущению себя через тело, которому холодно, тепло или больно, к простоте и краткости суждений, к первоначально-ясному, почти инстинктивному различению блага и зла. Север нетерпим к лишнему и наносному, он очищает от страхов, предрассудков и фальши, освобождает от надуманных потребностей, оставляя человека лицом к лицу с простой и холодной жизненной правдой, которая высится над ним, как громада айсберга над темными водами.
«Я снимала айсберги как людей, делала их портреты. Я наблюдала айсберг с того момента, как он родился: когда он молодой, взрослый, старый, дряхлый… Я рассматривала их жизнь как жизнь человека. И чем больше я на них смотрела, тем больше я видела похожесть между нашей, человеческой жизнью, и жизнью айсберга. Все то же самое, на нас влияют все те же самые элементы: стихии, невзгоды… Мы рождаемся, а потом становимся частью мирового океана. Но для людей смерть — это что-то ужасное, конец всего, а для айсберга смерть — это просто переход в другую субстанцию: сменились молекулы, атомы, и он просто обрел другую форму. Я думаю, то же самое происходит и с людьми, но мы просто этого не знаем и потому так боимся. А когда путешествуешь среди айсбергов, тем более в маленькой открытой лодке, и смерть рядом, ее можно коснуться, ты ее не боишься, потому что понимаешь, что жизнь и смерть — это одна и та же субстанция».
Настроение суровой романтики и странного умиротворения, которым веет от выставленных работ, оказывается заразительным: в пространстве «Руины» буквально ощущаешь пронизывающие прикосновения ледяного ветра, а освобождающее и исцеляющее одиночество северных пейзажей проникает куда-то в клетки тела. Это виртуальное путешествие «на край света» становится триггером новых ощущений и мыслей — о себе, окружающем и природе вещей.
Выставка продлится до 15 марта 2015
по адресу: Воздвиженка, д.5/25