Московский Дом фотографии в очередной раз радует жителей и гостей столицы выставками, предложенными любителям фотографии. Фотобиеннале 2012 – отличная возможность не только лично оценить работы известных авторов, но и выбрать наиболее предпочтительный для вас стиль фотографии. Разнообразие тем фотобиеннале позволяет погрузиться как в разные периоды жизни целого мира, так и заглянуть в засекреченные страницы человеческих судеб. Сейчас вашему вниманию предлагается краткий обзор черно-белой части фотобиеннале Мультимедиа Арт Музея.
Выставка с интригующим называнием «Искусство архива. Фотографии из архивов полиции Лос-Анджелеса» приподнимает завесу драматичной стороны жизни калифорнийского города. Теоретик современного искусства Тобиа Беццола представил на экспозиции около ста фотографий из криминальной хроники Лос-Анджелеса, бережно сохраненных искусствоведом Робин Блэкманн и полицейским фотографом Мерриком Мортоном. Фотографии были датированы первой половиной XX века, даже, точнее сказать, начиная с 20-х и до 50-х годов прошлого столетия. Не так-то просто посмотреть все фотографии экспозиции и остаться равнодушным. С первых снимков зрителя поглощает атмосфера «полицейского участка», а именно борьба, страх, ужас и смерть – главная героиня всех сюжетов выставленных фотографий. Подходя к каждому новому снимку, с трепетом и какой-то опаской ждешь новой истории, которая становится еще загадочней от запрета на разглашение подробностей уголовного дела, откуда были взяты выставленные фотоулики. Следы от пуль на приоткрытой входной двери, разрушенные дома, бездыханные тела, опустевшие улицы или, напротив, наполненное зеваками место преступления. В каждом снимке – новая история, судьба, чья-то несложившаяся жизнь. За каждой фотокарточкой – своя статья.
В конце фотовыставки, ожидаемо, представлены несколько самых тяжелых снимков. Увеченные женщины, пережившие, возможно, самые страшные моменты в своей жизни, зашитый после вскрытия труп, разбитые лица – все это заставляет задуматься и почувствовать, как же ты счастлив, зритель, находясь в музее, просто наблюдая со стороны трагичные страницы жизни Лос-Анджелеса. Вероятно, это и было одной из целей экспозиции «Искусство архива».
Для тех, кто хочет проникнуться атмосферой США третьей четверти прошлого века, в МАММ представлены экспозиции по ведущей теме «Фотобиеннале 2012» «Америка в фокусе» Уильяма Кляйна «Нью-Йорк. 1955» и Ли Фридландера «Америка. Взгляд из машины», «Новые машины. 1964». Черно-белые фотографии Уильяма Кляйна, запечатлевшие повседневность типичного американца: популярные газеты, напитки, рекламные вывески, играющих детей – все это позволяет с головой окунуться в кипящую за океаном жизнь.
Фотокрточки, сделанные Ли Фридландером во время его поездок по Соединенным Штатам Америки, насквозь пропитаны духом путешествий, летним теплом и американским настроением. Снимки были сделаны из салона автомобиля, что отчетливо видно на большинстве фотографий, на рубеже XX-XXI веков. Оконная рама дверцы машины, зеркала заднего вида создают эффект непосредственного участия зрителя не только в создании фотографии, но и в самой поездке. Характерная атмосфера шестидесятых годов затягивает и заставляет окунуться старшее поколение в свои воспоминания и собственные переживания автомобильной Америки, а молодых людей — представить в красках, как бы абсурдно это ни звучало, разнообразие жизни по ту сторону океана.
«Новые машины. 1964» — цикл фотографий из 33 снимков, рекламирующий новые автомобили Buick, Cadillac, Chrysler и Pontiac. Запечатленные в весьма экзотических местах для подобных автомобилей – на парковках, мебельных магазинах и даже автостоянках с подержанными машинами, «главные герои» фотографий выглядят очень динамично.
Как желающим окунуться в атмосферу Соединенных Штатов Америки, так и любителям черно-белых снимков, традиционное фотобиеннале 2012 придется по вкусу.
Диана Мирсаева