«Heil Democracy!»*
* выкрикивает оратор с трибуны на одной из работ
В музее и общественном центре имени Андрея Сахарова проходит выставка карикатур «Мы выбираем!», которая приурочена к событию, имевшему место 4 марта этого года. Работы, представленные в экспозиции принадлежат интернациональному составу участников конкурса от Международного Союза Карикатуристов, итоги которого также были подведены в заветный день. Победителями стали россияне Сергей Ёлкин и Сергей Тюнин, немец Александр Матис и Ивайло Цветков из Болгарии.
Может показаться, что жанр карикатуры неразрывно связан с архаичным шуршанием газеты, на фоне интернета и оттого гротескные картинки уже не столь актуальны. Но это не так – они вполне успешно перекочевали в веб-пространство и существуют на территории политико-информационных сайтов. Конечно, «материалы и техники» в связи с этим изменились зачастую в неприятную для глаза форму с упрощенным налетом фотошопа. Впрочем, в рисунках 48 авторов из России, США, Швеции, Украины и других стран все же можно обнаружить существенное разнообразие. Разнообразие стилистическое. Потому что в смысловом отношении довольно сложно не называть черное черным, а белое – белым.
Наверное, название выставки – «Мы выбираем!» – следует произносить лишь саркастически или со скорбью, так как тематика всех работ, как несложно догадаться, демонстрирует абсолютное отсутствие этого самого выбора. А если какой-то выбор и есть, то только подобный тому, что у двух птичек на одной из представленных карикатур.
В конкурсных рисунках обыгрывается обреченность избирателя: он, то повесив на грудь урну для голосов, стоит на краю пропасти, то над щелью для бюллетеня, то над ним нависает огромная рука «правильного выбора». На соседнем стенде урну с голосами несут хоронить, а другая после вскрытия оказалась наполненной игральными картами. Тема шулерства повторяется не в одной работе, а в роли наперсточника встречается и сам виновник торжества (кстати, если вбить в поисковик слово «карикатура» первым предлагаемым вариантом является «карикатура на Путина»).
Почти не затронуты дебаты. Это не странно, ведь то, что было в эфире никакой роли не играло, тем более, что главный претендент, национальный лидер, врачеватель детей поцелуем etc. на них даже не появлялся. Теме политической борьбы посвящена только работа Виктора Богорада, главного художника «СПб Ведомости», где на ринге сражаются Прохоров и Путин. В силу, если так можно выразиться, физического диссонанса, Прохоров бьет в пустоту.
Что касается победителей конкурса от России, работы Сергея Ёлкина можно увидеть на сайтах «Полит.ру» и «РИА Новости». Карикатурист Сергей Тюнин, а также по совместительству сценограф и аниматор – победитель многих конкурсов. В конце 70-х пришел в «Весёлые картинки», где можно было воплощать то, что не выпускали во «взрослых» изданиях.
Выставка проходит в зале постоянной экспозиции, посвященной истории политических репрессий советского периода. Пространство организовано длинными стеллажами – полками с предметной хроникой. От этого кажется, что двойной ряд из 12 черных стендов с карикатурами – это очередной слой нашей истории, на фоне которого весьма контрастно звучат слова Сахарова о правовой позиции, напечатанные на белых драпировках во всю стену позади.
Елена Милановская