В полупустынном ландшафте современного российского искусства появилась новая тенденция. Новые условия характеризуются ужесточением рыночной конкуренции, а также новыми карьерными схемами. На первый план выступает такая форма «измерения» художественного процесса, как премии и награды. За последние два года появилось изрядное количество премий, которыми теперь ежегодно поощряют отдельных представителей художественного сообщества. Его (сообщества) скудная и неоформившаяся инфраструктура выступает всему этому фоном.
В этом году в Москве прошла 1-я Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто Идет?», выросшая из ежегодного одноименного фестиваля и заявившая о себе как о новом «большом проекте». Серия выставок, прошедших на нескольких площадках Москвы с центральным проектом в Государственном центре современного искусства, была объединена одной общей идеей – представить искусство «молодых». Важно отметить существенный аспект этой выставки – как проходила организация ее участников. Впервые в истории «больших проектов для России» она сводилась к процедуре приема и отбора заявок. Эта форма уже устоялась в России, но до сих пор она практиковалась только в системе премий современного искусства.
В рамках 1-й Московской международной биеннале молодого искусства был осуществлен наш совместный с Давидом Тер-Оганьяном и Ильей Будрайтскисом проект "Ни жюри, ни приза". В контексте биеннале эту работу следует рассматривать как инструмент критики институционального отбора, действующий изнутри. За месяц до официального открытия мы организовали микроинституцию, основанную на процедуре приема и отбора заявок. Абсурдность формы заявки предлагала оригинальное включение в художественный процесс. Сам проект представляет собой метафору организации и участия – с позициями, системой конфронтаций и союзничества. В конечном счете, будучи экспериментальным, он не дает окончательных выводов, а скорее намечает некоторые проблемы.
В следующем тексте я остановлюсь подробнее на "молодом искусстве".
Александра Галкина