Политическая ситуация в США накаляется с каждым днём. Всё началось с выдвижения Дональдом Трампом своей кандидатуры на пост президента, и это превратило предвыборную гонку в подобие блокбастера. Сам мистер Трамп демонстрирует поведение типичного задиры в средней школе, который хочет привлечь как можно больше внимания и таким образом тянет за собой всех «отличников» вокруг, опуская их на свой уровень, где они все спорят о чём-то и оскорбляют друг друга. Вспомним тот же самый «лай» Хиллари Клинтон во время её выступления в Неваде. Пожалуй, единственным кандидатом, который не теряет своей сфокусированности именно на политику и продолжает двигаться к своей мечте, придерживаясь идеологии, которую он вырабатывал на протяжении 40 лет, остаётся Берни Сандерс.
В стане демократов он является не столько аутсайдером, сколько, скорее, отстающим от Хиллари Клинтон, в распоряжении которой мощные административные ресурсы и связи в среде суперделегатов. Конечно, битва для господина Бернарда непростая, но даже из неё он до сих пор выходил с честью, побеждая в своих штатах за счёт харизмы и честности. В социальных сетях до сих пор идёт кампания продвижения, которая говорит, что Берни Сандерс – это единственный достойный для Америки кандидат в президенты, который и в самом деле сможет «сделать Америку снова великой».
В данной ситуации, несмотря на то, насколько ты лидируешь, нужно применять меры по устранению противника или по обеспечению себе недосягаемого лидерства. И госпожа Клинтон прекрасно об этом знала. Имея при себе ресурсы, о которых было сказано ранее, она «в прямом эфире» могла повлиять на ход выборов.
Что и проявилось на праймериз в Аризоне.
Главный вопрос даже не в том, кем было инициировано мошенничество, но было ли оно вообще?
Слушания по теме мошенничества на праймериз, прошедшие 28 марта в Аризоне, закончились арестом двух протестующих. Это стало для них своеобразной кульминацией после четырёхчасовой поездки до избирательного комитета, включавшей в себя призывы к повторному голосованию и отставки должностных лиц на избирательных участках.
Среди проблем, которые обсуждались на слушаниях, одна была связана с огромными очередями, вызванными сокращением избирательных участков в округе Марикоп. Помимо этого, многие избиратели обнаружили, что на местах голосования, где они ранее были зарегистрированы как демократы или республиканцы, во время самого голосования голос либо не учитывался, либо проходил по другой партии. Так как штат Аризона проходит по системе закрытых праймериз (когда только зарегистрированные за какой-либо партией люди могут голосовать), это уже подразумевает, что многие просто не смогут отдать свой голос, если с их регистрацией что-то не так. Многие из этих вопросов обсуждались на специальной сессии слушаний вместе с Хелен Пёрселл, протоколистом округа Марикопа. Процесс голосования довольно закрытый во всех странах, но порой вбросы или неподсчёт нескольких тысяч голосов может поднять вопросы о легитимности выборов. Чтобы разобраться, было ли мошенничество в Аризоне, давайте рассмотрим 5 интересных фактов, вынесенных из данных слушаний.
- Хелен Пёрселл сказала, что из-за кризиса на избирательных участках заставили сократить бюджет, но председатель слушаний не согласился.
Хелен Пёрселл, протоколист округа Марикоп, давала показания первой. В ходе слушаний она представила цифры, подчеркнув, что они до сих пор обрабатывают «временные бюллетени».
Всего в округе Марикоп имеют право голосовать 1,2 миллиона избирателей. Исполнительный директор «Ассоциации округов» Марсон признал, что число тех, кто пришёл в итоге голосовать, оказалось немного выше, чем они ожидали. Под вопросом также оказалось и изменение количества мест для голосования с 403, в том же 2008 году, до 60 в этом, учитывая, что ожидалось общее увеличение явки, что Пёрселл объяснила несколькими причинами.
Конечно, она отметила тот факт, что с 2008 года количество избирателей увеличилось, но также развились и технологии. Сокращение количества мест для голосования стало возможным благодаря появлению системы электронных списков, что повысило бы пропускную способность отдельно взятого избирательного пункта.
Также Пёрселл отметила, что бюджет, выделяемый на каждого избирателя, не менялся с того же 2008-го года. Угенти-Рита заметила, что с большим количеством мест проведения голосования и таким же бюджетом 8 лет назад им удалось успешно провести выборы в своём регионе. Кроме того, не предвиделось никакого сокращения бюджета на 2016.
На это у Пёрселл нашлась пара слабых возражений, которые не убедили председателя. Мистер Ларкин из палаты представителей также был не удовлетворён и добавил, что «если у вас не хватает денег в бюджете на проведение удовлетворительных для избирателей праймериз, почему вы не обратились в офис секретаря штата?». «Я совершила большую ошибку», – все что смогла ответить Пёрселл.
- На слушаниях также обсудили, почему места проведения выборов были сокращены в более бедных регионах.
Член палаты представителей Ларкин отметил, что места для голосования сокращались в более бедных районах штата, например, в его собственном районе он не увидел ни одного участка.
Хизер Картер, представитель 15 округа, выразила крайнее недовольство сокращением числа участков для голосования, так как на карте в результате образовались самые настоящие дыры, и в день голосования многие избиратели никак не могли понять, почему их место для голосования закрыто. Пёрселл, комментируя эту ситуацию, призналась, что некоторые решения были не обдуманы, отметив, что ей хотелось бы всё изменить, но это уже невозможно.
- Проблема внезапного неучёта голосов лишь подняла больше вопросов.
В частности, обсуждалось, как карта, по которой люди могут отдавать свой голос, становится активной или неактивной. Пёрселл ответила, что всё дело в адресе избирателя. Если он менялся в период между выборами, то они должны были голосовать по временным бюллетеням.
Вопрос, почему информация о некоторых избирателях была изменена без их ведома, остался без ответа.
В конечном итоге она признала, что человеческий фактор тут играет немалую роль, проигнорировав конкретное предположение председателя слушания, что, возможно, имело место умышленное вмешательство в ход голосования.
- Избиратели требуют новую дату голосования для тех, кто не проголосовал.
Во время публичной дачи показаний стало понятно, что избиратели, присутствовавшие в зале суда, требовали немедленного установления новой даты голосования для тех, кто не смог этого сделать. Они хотели, чтобы этой датой стало 7 июня. Также они требовали, чтобы все предварительные голоса были подсчитаны.
Некоторые представители отметили, что провести выборы после основного дня голосования, поставив их результаты задним числом, становится невозможным. «Для проведения подобных операций нужно менять страну».
Секретарь штата, Мишель Рейган, отметила, что оставлять в стороне данную проблему её офис не будет, а они тщательно разберутся в ситуации. Кроме того, были заслушаны показания Дианы Пост, которая работала на избирательном участке на протяжении 20 лет.
Она отметила, что на её глазах 36 раз избиратели жаловались на изменение их данных в соответствующих документах, а также на то что 20 раз избирателей перекидывало из демократов в республиканцы.
- Один из избирателей, сидевший на слушаниях был принудительно удален из здания.
Его обвинили в нарушении спокойствия и сопротивлении аресту, однако люди, которые находились в тот момент в зале, сказали, что задержанный не нарушал порядок, а просто записывал процесс, не давая даже своих комментариев.
Данный факт можно считать зарисовкой или ещё одной деталью того, насколько накалена была обстановка во время слушаний.
Постфактум можно сказать лишь одно: с перевесом в 15 процентов в Аризоне победила Хиллари (хоть и праймериз в Аризоне сейчас тоже расследуют и результат может еще поменяться), но именно после этого поражения, господин Сандерс взял 6 штатов подряд.
На очереди Нью-Йорк, штат, где Хиллари Клинтон дважды избиралась сенатором, а Сандерс родился и вырос.
Многие считают, что исход борьбы в Нью-Йорке предрешён, но последние события с мошенничеством на выборах оставили тёмное пятно в и без того запятнанной репутации госпожи Клинтон на этих выборах.
Посмотрим на результаты 19 апреля.
Владислав Курицын, Павел Зайцев