Dizzy

  • Публикации
    • Колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • Видео
  • О нас
  • Помощь Рабкору
62

Идеальное и действительное

123

Наука во время СВО

109

Беседа на тему: Формирование методологической проблематики в античности и в средние века

94

Дайджест новостей на 27 марта

Главная Рубрики Репортаж 2014 Май 05 Красные гвоздики продолжают расцветать в сердцах

Красные гвоздики продолжают расцветать в сердцах

Твитнуть

Наверное, для любого человека левых убеждений оказаться в Лиссабоне 25 апреля и воочию увидеть торжества, приуроченные к дню революции красных гвоздик, большая удача. Тем более, если речь идёт о круглой дате, как в этом году. Сказать, что португальцы с размахом отметили 40-летие революции красных гвоздик, отправившей в аут прогнивший правоавторитартный режим — ничего не сказать…

Очевидно, что революция 1974 г. стала последней «левой» революцией в европейской политической истории ХХ столетия. Но португальскому народу эта революция принесла не только новые социальные завоевания и блага, она привела к установлению в стране политических свобод и демократии, восстановила в старинном народе веру в собственные силы. Поэтому в современной Португалии «завоевания апреля», по крайней мере номинально, признаются всеми основными политическими силами, и левыми и правыми. Поэтому во время торжественного заседания португальского парламента — Ассамблеи Республики — красные гвоздики можно было увидеть и на пиджаках депутатов-коммунистов, и на модных костюмах консерваторов.

Калейдоскоп увиденного мною 25 апреля лишь показывает, сколь народным остаётся для подавляющей части португальского общества день революции красных гвоздик. Забег в честь праздника по авеню Либертаде молодых спортсменов, митинги левых в самых разных частях Лиссабона (на кривых улочках района Байшу приходилось слушать ораторов, находясь от них за два-три квартала!), великолепно организованное шествие колонн левых и социальных организаций по центру города к главной для столицы страны площади Россиу, многолюдный концерт с исполнением народных и эстрадных (и, конечно же, революционных песен), а затем феерический салют — всё это штрихи к мозаике лиссабонского праздника 2014 г. И что ещё примечательно, красный цвет повсюду. Да, конечно, почти у всех демонстрантов в руках гвоздики. Но также и то, что португальцы, решившие прийти и выразить свою солидарность с «духом апреля», специально в своей экипировке использовали красный, розовый, оранжевый, «гвоздичный» в конце концов оттенки — рубашки, свитера, пиджаки и куртки, дамские сумочки и детские кепки в этот день сверкали своей краснотой.

Между тем, настрой у многих манифестантов не назовёшь исключительно праздничным. Он боевой. Буквально за неделю до торжества в Лиссабоне прошла крупная общенациональная акция пожилых людей, по которым ударит очередная правительственная реформа, грозящая замораживанием пенсий. По согласованию с печально знаменитой «Тройкой» продолжают сокращаться государственные расходы, что бьёт по системе социального обеспечения, здравоохранению и образованию. Постоянно уменьшается финансирование государственных предприятий. Даже известный экономист, сам член правого правительства министр экономики и транспорта Алвару Сантуш Перейра признаёт: «Португалия переживает тяжелейший кризис за целое столетие. У нас наблюдается худший средний экономический рост со времён Первой мировой войны, самый высокий уровень безработицы за восемьдесят лет, самый большой государственный долг за 160 лет, самый большой внешний долг за 120 лет…»

Было бы неверно называть социально-экономическую ситуацию в Португальской Республике катастрофической, во всяком случае моё субъективное мнение после апрельского посещения Лиссабона и Порту с такой жёсткой оценкой не совпадает. Но факты — упрямая вещь. А они говорят, что безработица в течение прошлого года продолжала расти и сегодня превысила уровень 17%, в то время как среди лиц до 30 лет этот показатель поистине достиг критичного барьера, превысив индикатор в 45%. Продолжается снижение экономической активности, покупательная способность населения, и доселе не слишком высокая (средний португалец зарабатывает в месяц около тысячи евро), находится в стадии «заморозки». Как сказал мне официант в одной из столичных таверн Донато, «каждый крутится как может… Выживаем помаленьку».

Между тем, двухпартийное правое правительство во главе с лидером правоцентристской Социал-демократической партии (СДП) Педру Пасушем Коэлью продолжает реализовывать внутреннюю политику, соответствующую парадигме «строгой экономии». То есть курс на приватизацию ещё находящихся под опекой государства крупных компаний, дальнейшую либерализацию рынка труда, повышение возраста выхода на пенсию до 67 лет и т. д. продолжается. Часть населения реагирует на всё это, так сказать, ногами. Профессор Лиссабонского университета известный политолог Антонио Кошта Пинто сказал мне, что каждый год не менее 90 тысяч португальцев покидают родимую сторону в поисках лучшей доли. Горькая ирония судьбы: часть из них уезжает в бывшие колонии — Бразилию и даже Анголу и Кабо-Верде.

Разумеется, сегодняшняя Португалия не так политизирована, как 35-40 лет назад. Сокращается численность политических партий, влияние профсоюзов в общественной жизни ныне не такое, как прежде. И всё-таки, даже по сравнению с рядом других государств романской Европы, заряд социального и политического радикализма (ну, или критицизма) по отношению к доминирующим неолиберальным порядкам в Португалии весьма высок. Как сказал со-координатор Левого блока (ЛБ), третьей по влиянию левой партии страны, Жоао Самедо, «сама негативная социальная ситуация толкает португальцев к жёсткому отпору властям и их политике». С этой точкой зрения согласна секретарь Центрального комитета Португальской компартии (ПКП) Мануэла Бернардиньо: «Правительственная экономическая политика во имя снижения дефицита — катастрофический путь, отвечающий интересам экономических и финансовых групп». Стоит ли удивляться, что на манифестациях 25 апреля в Лиссабоне, Порту и десятках других португальских городов доминировали далеко не только «исторические» лозунги. «Красный» праздник принял на деле более чем актуальный характер: лозунгов и транспорантов, призывающих к отставке правительства и проведению досрочных выборов в день 40-летия революции было очень много; так же, впрочем, как и проклятий в адрес «Тройки», по мнению многих манифестантов, «соуправляющей» сегодня страной вместе с правым правительством Португалии.

Правые силы, представленные правительственными СДП и консервативной партией Демократический и социальный центр — Народная партия — продолжают терять политическую поддержку населения. Это логично и правомерно практически для всех оказавшихся в орбите глобального кризиса стран Европы, правительственные партии обречены на ослабление своего влияния. Собственно, в Португалии это уже было доказано в 2011 г. на примере правивших тогда социалистов, последовательно проигравших тогда президентские и парламентские выборы.

Но как верно заметил в беседе со мной А. Кошта Пинто, «как и в других странах Европы, у нас большинство избирателей выбирает между правым центром и левым центром», то есть в случае Португалии — между СДП и Социалистической партией (СП). Португальские же социалисты, потеряв статус главной политической силы примерно в одно и то же время с их греческими и испанскими соратниками, в отличие от них сумели довольно быстро восстановиться. Как отмечает член Национального секретариата СП Эурико Диас, «мы совершили ребрендинг, сменили лидера, омолодили высшую партийную инстанцию и сумели показать избирателю, что наши предложения по выводу экономики из кризиса являются более компетентными и менее социально жёсткими, чем то, что реализует коалиция Коэлью». В итоге избиратели вернулись в лоно СП, что подтвердили муниципальные выборы в октябре прошлого года, когда за СП отдали голоса свыше 35% избирателей, мэрами Лиссабона и Порту были избраны кандидаты-социалисты. Да и сегодня опросы показывают, что в случае парламентских выборов СП заметно опережает в рейтингах СДП; за социалистов готовы отдать голоса около 40% электората.

Но в Португалии имеются весьма хорошо организованные силы, располагающиеся на национальной «политической доске» слева от СП. Я здесь имею в виду прежде всего ПКП и ЛБ. На прошлогодних муниципальных выборах эти силы получили в общей сложности от 13 до 15% голосов, на предстоящих в конце мая выборах в ЕП данный показатель, вероятно, будет ещё выше. Как отмечает один из лидеров ЛБ Ж. Самедо, медленно, но неотвратимо растёт число тех, кто желает вывести Португалию из навязанной Брюсселем, но принятой как левым, так и правым центром «спирали неолиберализма». Ну а с учётом того, что внесистемных крайне правых сил в Португалии практически нет (вот ещё одна явная «прививка» революции гвоздик!), влияние радикальных левых в этой южноевропейской стране будет в дальнейшем, скорее всего, расти. Отметим тут и фактор тесных социальных связей радикальных левых (в особенности компартии) с португальским обществом: до сих пор ведущий профцентр страны Национальный интерсиндикал, равно как и ряд других массовых общественных организаций Португалии, ориентируется на ПКП. И если то, что, соцпартия продолжает оставаться силой номер один в левом движении Португалии факт неоспоримый, то бесспорно и то, что её доминировании не носит тотального характера. Сегодня левый центр и левые в Португалии могут рассчитывать на поддержку половины населения, это для Европы более чем высокий результат. Но в одиночку социалисты, опять же, на сегодня, не могли бы рассчитывать на абсолютное большинство в парламенте в случае новых выборов.

Побывав 25 апреля в Лиссабоне на различных народных мероприятиях, я получил невиданный заряд интернациональной бодрости. Согласен со словами евродепутата, одного из наиболее ярких левосоциалистических политиков Европы Жан-Люка Меланшона, что «революция гвоздик является общим наследием европейской левой». И, думаю, все эти разговоры о том, «умер апрель» или «жив», не так и важны. Это ведь только в песне поётся: есть у революции начало, нет у революции конца. Естественно, что всякая революция имеет свой структурный цикл и рано или поздно завершается. Со временем социалистическая составляющая революции красных гвоздик, скажем так, нивелировалась, была предана забвению, но остались таки завоевания, как свобода слова и информации, парламентская демократия и плюрализм; они тоже в условиях Португалии были невозможны без бунта военных в 1974 году…. И напоследок приведу слова одного из видных участников Движении вооружённых сил, руководителя ассоциации «25 апреля» полковника Вашко Лоуренсу: «Португальский народ сохраняет ценности революции гвоздик в сердцах». Под этими словами, думаю, подпишется каждый, кто воочию видел «красный» Лиссабон 25 апреля 2014 года…

Май 5, 2014Руслан Костюк
Поддержать Рабкор.ру
Твитнуть
5-5-2014 РепортажЛиссабон, Португалия, Революция Гвоздик2
Руслан Костюк
Руслан Костюк

Доктор исторических наук, профессор.

Неритуальный первомайДоехать до Москвы и закурить
  См. также  
 
Хорошие новости из Португалии
 
Португалия становится главной левой страной в Евросоюзе
 
Португальское исключение работает на социалистов
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на atomz.peace@gmail.com
2022 © Рабкор.ру