Столичный военный музей Канады стоит на берегу реки Оттавы и причудливостью очертаний и планировки контрастирует с неоготикой соборов и классикой архитектуры городского центра. Но самое интересное, конечно, внутри, недаром его каждый год посещает полмиллиона человек. Несколько этажей, много галерей и множество экспозиций, плюс запасники вмещают сотни тысяч экспонатов, многие из которых весьма увесисты.
Экспозиция музея начинается с черного мерседеса-кабриолета Гитлера. Там все время звучат немецкие маршевые песни вперемешку с отрывками из выступлений фюрера.
Весь огромный и высоченный цокольный этаж музея – галерея ЛеБретон – до отказа забит боевой техникой. Разнокалиберные пушки, начиная с чугунных и бронзовых, стрелявших ядрами, и заканчивая убийственно элегантными орудиями второй мировой. Бронетранспортеры и амфибии. Снегоходы, полевые автомастерские, прожекторные и звукоулавливающие установки. Немецкая техника, английская, американская, канадская, французская, советская. Над головой парит современный реактивный штурмовик. Но главное, конечно, танки!
Длинной шеренгой вытянулись их мрачные громады вдоль стеклянной стены. Но вот автор касается жалкой 20-мм пушчонки немецкого Pz II – до нее нетрудно дотянуться. Панцер смешно смотрится на фоне серьезных боевых машин и навевает грустные мысли. Именно эти, с позволения сказать, «танки» составляли добрую половину гитлеровской «бронированной армады», докатившейся до Москвы! Их броню пробивал снаряд любого советского танка, противотанковой пушки или ружья! Но воюет, как известно, не техника, воюют люди…
Вот современный красавец «Леопард С2», он состоит на вооружении армии Канады. А это уже история: грузный британский «Чифтен», громоздкий и высокий американский «Шерман», его же корпус в разрезе. Знакомый стремительный силуэт легендарного Т-34. Рядом мощная, идеально отреставрированная «Пантера» в камуфляжной окраске. Возможно, они встречались на поле боя. На фоне этой внушающей уважение хищницы ящикообразный «Стюарт», древний канадский «Гризли» и двухпушечный американский «Ли» кажутся совсем уж допотопными. Посмотрите, однако, на снимок июля 1943 года, на нем изображены танки «Ли» 193-го отдельного танкового полка. Центральный фронт, Курская дуга, безнадежно устаревшие машины идут сражаться с «Тиграми» и «Пантерами»…
Угловатый британский «Черчилль» ‑ рядом со своей современницей, приземистой, с наклонными броневыми листами немецкой самоходкой «Ягдпанцер IV», убийцей танков, он смотрится архаично. Машины либо в камуфляжной пятнистой окраске, либо зеленые, как Т-34, но есть пара черных, как «Шерман» и симпатичный 16-тонный американский «Чаффи». Для легкого танка он довольно крупный, что наводит на подозрения о слабой броне. И действительно, в боях с Т-34 на корейской войне эти машины несли тяжелые потери.
А вот также 16-тонный, но компактный, с хорошей броней, совершенно ржавый ветеран «Валентайн» монреальского производства. Я бывал на заводе, где его сделали, точнее, парковал машину в остатках цехового пролета, где сделали стоянку. Танк оставили в том виде, в каком подняли со дна украинской речки, очистили, но не реставрировали. И все же он смотрится гордо, побитый, но непобежденный!
Его любили советские танкисты: «… если болванка пробила башню, то командир английского танка и наводчик могут остаться живыми, поскольку осколков практически не образуется, а в „тридцатьчетверке“ броня крошилась, и шансов выжить у находящихся в башне было мало» — вспоминают ветераны. Английская броня содержала в три раза больше никеля, чем советская, что обеспечивало большую вязкость. «Валентайны», от боевого применения которых англичане отказались еще в конце 1942 г., в составе Советской Армии дошли до Берлина и до Тихого океана!
Но и помимо танков в галерее ЛеБретон много интересного: корабельные орудия, некоторые даже в башнях, зенитные пушки, пушки с подлодок, морские мины и даже сама подводная лодка! Это немецкая лодка-малютка Molch на одного человека. Таких вундерваффе в конце войны, когда Гитлер хватался за любую соломинку, наклепали около трехсот и, хотя они несли по две торпеды, были бесшумными благодаря электродвигателю, особых побед за ними не числится – лишь несколько рыбацких суденышек. Зато сами они несли тяжелые потери.
Канадцы воинственный народ, живущий на природе, крепкий, неизбалованный и выносливый. Поэтому наряду с австралийцами и новозеландцами их части весьма ценились в английской армии, воевали во всех войнах британской короны, так что музею есть, что показать. Да и сама история Канады изобиловала войнами и вооруженными конфликтами. Здесь белые сражались с индейцами и друг с другом, французы с англичанами, те с американцами. А те, в свою очередь, освобождали Монреаль от английского ига, но тот совсем не хотел освобождаться и в итоге франкоканадцы нанесли янки чувствительное поражение.
Этот панцирь из китайских бронзовых монет принадлежал свирепому вождю одного из племен воинственных индейцев Британской Колумбии. Защитный доспех дополнялся устрашающим шлемом, вырезанным из твердого дерева. Индейцы строили огромные боевые каноэ удивительно совершенной формы из стволов гигантских деревьев и своими нападениями наводили страх и ужас на соседей вплоть до Аляски и Алеутских островов.
А вот несколько неожиданный экспонат для зала, посвященного Первой мировой. Там есть и траншеи в полный рост с полной имитацией окопного быта, и солдатские поделки, и армейские приемники, и модели глубоко эшелонированной обороны, но этот экспонат стоит особняком. Роскошный головной убор индейского вождя принадлежал известному снайперу и траншейному рейдеру капралу Фрэнсису Пегамагабоу из племени оджибуэев. Была и такая военная специальность в той позиционной войне! Эти отчаянные головы дрались во вражеских траншеях кастетами, кистенями, ножами, дубинками и прочим оружием ближнего боя, изобретали панцири и даже револьверы со штыками! Впоследствии Фрэнсис стал вождем племени.
Самые отличившиеся получали Крест Виктории, высшую военную награду Британской империи. Им отмечалась личная отвага в бою и этих скромных бронзовых крестиков за полтора века выдано чуть более полутора тысяч — куда меньше, чем золотых звезд Героя Советского союза! И, конечно, не потому, что в Британской империи не хватало героев, а потому что отбор был более строг. Кстати, Виктория Кросс отливают из бронзы русских пушек, взятых в Севастополе во время Крымской войны.
Эта многоствольная конструкция в сверкающем латунном кожухе – пулемет Гатлинга. Его применяли против восставших метисов-франкофонов Саскачевана. Те, впрочем, спокойно отнеслись к новшеству, мастерски укрываясь в стрелковых ячейках и отвечая метким огнем из стареньких «Сандерсов». Они презрительно прозвали пулемет «rababou», трещоткой.
В следующем зале экспонируется авиационный прицел и богатая колодка орденов (слева невзрачный крест Виктории) знаменитого канадца Билли Бишопа, лучшего британского аса Первой мировой, на счету которого 72 победы. В 1938 году он стал маршалом Королевских военно-воздушных сил Канады, а во время Второй мировой организовал блестящую систему подготовки пилотов, выпустив в небо 167 тысяч канадских летчиков!
На третьем этаже, посвященном противостоянию времен Холодной войны и сопутствующим конфликтам, стоят еще два танка, американский «Абрамс» и советский Т-72. На фоне этих мощных машин примитивный броневичок времен Первой мировой войны, расположившийся в соседнем зале, этакий пулеметный вегикул на резиновом ходу, кажется чем-то вроде ассирийской боевой колесницы, а ведь разделяет их не так уж много времени. Моему деду было почти столько же лет, когда эти броневики поливали огнем пехоту на фронтах Первой мировой, сколько мне к концу Холодной, когда мы поливали грязью Америку. Впрочем, в России ее и сейчас поливают, а напрасно. Конечно, для молодежи имена Рейгана, Горбачева, Тетчер мало о чем говорят, но для того и нужны музеи – для освежения исторической памяти. Это очень полезно. Чтобы помнить, чем закончилось дело в прошлый раз. А закончилось оно распадом СССР.
Да, кстати о молодежи. Помнит ли она герб той державы, приказавшей долго жить? Там что-то вроде свастики было из скрещенных серпа и молота на фоне земного шара. Разумеется, все эти трудовые причиндалы не означали ничего, кроме рабского положения рабочих и крестьян, истинным же символом Советской власти, а не только Удмуртии, Мозамбика и Восточного Тимора, должен был стать автомат Калашникова. Есть в музее Оттавы и стенд, посвященный этому знаменитому автомату и его конструктору. Но нам уже пора покидать музей.
Выход на многоэтажную подземную парковку оформлен просто, но впечатляюще: суровые бетонные стены, напоминающие военные траншеи, украшены пропеллерами, картинами канадских военных художников — и кусками обшивки самолетных фюзеляжей с рисунками. Среди них свастики, означающие число сбитых гитлеровцев, ряды бомб, показывающие число успешных бомбежек, рисунки игральных карт, чаще всего — тузов, а также клоуны, драконы и прочая экзотика, но больше всего — симпатичных девушек в открыточном стиле pin up! Люди и на войне хотят оставаться людьми…