Когда-то могучая и революционная Бразильская Коммунистическая Партия во главе с ее легендарным Генеральным Секретарем Луисом Карлосом Престесом после распада СССР и мировой социалистической системы сама распалась на мелкие партии и фракции, оспаривающие между собой ее теоретическое и практическое наследство.
Одна из таких – Народно-Социалистическая Партия – считает себя наследником БКП. Она член Форума Сан-Паулу (ФСП). На последних президентских выборах поддержала кандидата коалиции «Объединенные за Бразилию» (во главе с Бразильской Социалистической Партией — БСП) Марину Силву. Коалиция объединяет крайне левые и левоцентристские партии.
Самая значительная из них – Коммунистическая Партия Бразилии (Партиду Комуништа ду Бразил). У нее маоистская ориентация, а именно, там исповедуют идеологию албанского коммунистического лидера Энвера Ходжи. Однако это только внешняя оболочка, связанная с получением субсидий от Международного Революционного Движения (маоистского интернационала) и ранее от албанского сталинско-маоистского государства. В сущности, идеология, организационная жизнь и предвыборная пропаганда этой партии далеки от догматизма и формализма. Долгие годы постоянным кандидатом в президенты была молодая женщина фривольного поведения.
Впрочем, это никак не мешало международной и внутриполитической жизни Коммунистической Партии Бразилии. В ноябре 2009 г. был проведен 12-й партийный конгресс, на котором основные дебаты коснулись мирового экономического кризиса и усложняющейся международной обстановки.
Было отмечено, что «капиталистическая система переживает самый большой кризис после 30-х годов XX века. Он носит системный и структурный характер, и в нем ясно проявляются регрессивные тенденции этой отсталой общественно-экономической формации. Коммунистическая Партия Бразилии занимает твердую позицию, состоящую в том, что у кризиса капитализма нет капиталистического решения. Она призывает рабочих бороться против политики, которая перекладывает на них последствия кризиса. Предлагает политическую программу борьбы и сосредоточения сил для революционного преодоления капиталистического строя. Классовая борьба рабочих и антиимпериалистическая борьба – единственный путь спасения человечества от капиталистического зла. Социализм – реальная альтернатива. Он открывает путь к миру и экономическому и социальному прогрессу». Это было напечатано в листовке, распространенной на всемирном съезде коммунистических и рабочих партий в Брюсселе в мае 2010 г.
Ведущий теоретик бразильской леворадикальной школы Фернанду Энрики Кардозу (который дважды избирался президентом страны, в 1994 г. и 1998 г.), искал в рамках демократии ответ на вызовы, связанные с усилением экстремистских тенденций в бразильском и латиноамериканском освободительном движении. На фоне разработок классика городской герильи Карлуша Маригелы и значительного уменьшения престижа и эффективности буржуазного реформизма Фернанду Энрики Кардозу искал альтернативы дальнейшего развития Бразилии и Латинской Америки. Он исследовал причины кризиса господства американского империализма в регионе, условия обострения борьбы латиноамериканских народов, вопросы социального и национального освобождения, нарастания роли стран региона в международных делах. В центре его внимания лежит вопрос о преодолении структурного кризиса и о новом экономическом порядке в мире.
Концепция Фернанду Энрики Кардозу отражает пестрый социальный состав антиимпериалистического движения в регионе. Выводы выходят за региональные рамки и до сих пор актуальны. Бывший президент не отказывается и от международной политической деятельности: участвует в так называемой «Группе Мудрецов» (признанных всеми мировых лидеров), которая старается сглаживать мировые конфликты.
Его практическая политико-экономическая деятельность на этом посту критиковалась более последовательным левым радикалом Теотониу Душ Сантушем. Он в свое время нападал на «правых консерваторов» Фернанду Энрики Кардозу и Жералду Алкмина (соперника Лулы в президентской кампании).
Автор согласен, что существует определенная преемственность между ним и Лулой, и это неопровержимо доказывает левый характер правления Кардозу.
Хотя, конечно, сочетание неолиберализма в экономике с планами реализации широких социальных программ удалось не полностью. И от него пострадала социальная составляющая политики. Однако успехи все равно есть. То есть в управленческой практике Кардозу отошел не очень далеко от своей политической теории. Ему не нравится тот факт, что частично за его счет у Лулы выросла популярность.
Дело в том, что если Кардозу имел очень ярко выраженную проамериканскую ориентацию и старался включить Бразилию в глобальную экономическую и политическую систему, Лула с самого начала своего первого мандата старался превратить страну в противовес влиянию США в латиноамериканском регионе. Сохраняя партнерские отношения с Вашингтоном, он сконцентрировал свои усилия на сотрудничестве внутри Латинской Америки с целью преодолеть огромное отставание в ее развитии. Во время его правления Бразилия стала лидером стран глобального Юга и посредником в его отношениях с глобальным Севером.
Внешняя политика Лулы держалась на трех китах: национальная (в том числе энергетическая) безопасность; растущая внешняя торговля; закрепление внешнеполитических позиций с установкой на быстрое приобретение статуса сначала регионального, а впоследствии и глобального лидера. Он сумел сохранить баланс между остальными полюсами силы и, в частности, между Севером и Югом. Он также сумел подчеркнуть важность лидерства Бразилии в регионе своим первым зарубежным визитом, который состоялся в Аргентину: это соседнее государство одновременно является союзником Бразилии по МЕРКОСУР, самым важным торговым партнером и самым большим соперником в попытке утвердить бразильскую гегемонию в Южной Америке и везде в Южном полушарии. Таким образом, он придает новое качество стратегическим союзам по линии «Юг-Юг», укрепляя региональный союз и сотрудничество.
Дилма Русеф за годы эволюционировала в сторону экономического реализма. Сам основатель партии Лула и его соратники декларировали о «разрыве с известными всем хозяевами партийной системы в Бразилии».
Они объявили, что новая Партия Труда – «единственная сила, которая в состоянии гарантировать эффективную, стабильную демократию, вместе с эксплуатируемыми массами города и деревни». Припомнили они также старый марксистский тезис, что «освобождение рабочих – дело самих рабочих». Ни на одном из этапов развития партии ее руководители не считали себя революционерами (в классическом марксистском смысле) и не объявляли ее революционной партией. Они с очень большим недоверием относились к другим левым объединениям в Бразилии. Эти же, со своей стороны, считали Лулу и других партийных руководителей оппортунистами и ревизионистами.
В первый раз Партия Труда участвовала на выборах в 1982 г. Набрала 3,3%, и это было только началом ее последующих триумфов. Еще тогда стали нарицательными оригинальные партийные лозунги: «Рабочий выбирает рабочего», «Кто выбирает раба, не выбирает хозяина», «Выбери тройку (номер Партии Труда), остальные – буржуи». Потом Лула три раза сравнительно удачно выступил на президентских выборах, занимая второе место, пока не выиграл самый высокий пост в государстве в 2002 г. и в 2006 г. Он навсегда изменил социальный облик Бразилии.
Удачными оказались его призывы (пока он был в оппозиции) и потом политика (когда стал президентом) против антисоциальной системы определения зарплат, против увеличения численности безработных, против синдикальной структуры, навязанной государством, против соглашений с Международным валютным фондом (МВФ). Лула последовательно выступал против так называемых «социальных договоренностей», предлагавшихся президентом Танкреду Невишем и его вице-президентом, а потом преемником Жозе Сарнеем и его правительством, регулярно организовывал многочисленные забастовки. Потом, став президентом, он исходил прежде всего из интересов рабочих.
Он привлек Дилму Русеф в свою команду, назначив ее сначала на пост министра экономики, потом начальником кабинета (что равнозначно премьер-министру) и в конце концов предложил ее в качестве своего преемника на выборах 2010 г., которые она убедительно выиграла благодаря кампании, блестяще организованной так называемым «колдуном политического маркетинга» Жуаном Сантаной. Его называют также «фабрикой для президентов». Он сделал президентами Лулу (2006 г.), Маурисио Фунеса в Сальвадоре (2009 г.), Жозе Эдуарду Душ Сантуша в Анголе (2012 г.), Уго Чавеса и Николаса Мадуро в Венесуэле.
Ее (Дилмы Русеф – прим. ред.) первый мандат сопровождался несколькими коррупционными скандалами, а также разрывом с некоторыми старыми соратниками.
Среди них Жуан Сантана, строительный магнат Марселу Одербрехт, Жозе Карлуш Бумлай — один из приближенных Лулы, экс-казначей Партии Труда Жуан Вакари Нету, стратег предвыборной кампании Лулы в 2002 г. и его «правая рука» в первом кабинете Жозе Дирсеу, финансист Альберто Юсеф, бизнесмен Фернанду Блиттер, директор Института Лулы Паулу Окамото.
Коррупция Бразилии во времена правления Партии Труда (и Лулы, и Дилмы) – самая чудовищная за всю историю страны. В начале марта 2016 г. и сам Лула был задержан на 3 часа в военном аэропорту Конгоняш и подвергнут допросу. Прошел обыск в селении Сан-Бернарду-ду-Кампу, в окрестностях Сан-Паулу, где находятся его дом и Институт Лулы. Полиция обыскала и дома членов его семьи и друзей.
Тем не менее Бразилия сделала рывок вперед. Понизился уровень бедности, практически решилась проблема пропитания 220-миллионной страны. Резко поднялся образовательный уровень молодого поколения. За 12 лет крайняя бедность сократилась на 65%.
13 августа 2014 г. кандидат в президенты от Бразильской Социалистической Партии Эдуарду Кампуш погиб в авиакатастрофе вместе с супругой и сыном в портовом городе Сантуш, в 70 км от Сан-Паулу, возвращаясь из Рио-де-Жанейро. Дилма прервала предвыборную кампанию. Авиакатастрофа, в которой он погиб вместе со всей своей командой, выглядела подозрительно и дала повод для голословных обвинений в адрес Дилмы, что подняло престиж Марины Силвы. Неуравновешенная бывшая левая активистка начала свою военно-политическую карьеру в Коммунистической Революционной Партии. Однако вскоре после этого бросила марксизм-ленинизм и посвятила себя экологии, перейдя в Партию Труда бывшего президента. Она заняла в его правительстве пост министра окружающей среды в 2003 г., осталась в новом правительстве до 2008 г., затем выдвинула свою кандидатуру на выборах президента 2010 г. от Партии зеленых, где заняла третье место.
Она является противником геополитической ориентации Бразилии в сторону РФ и стран БРИКС. Связано это с тем, что в Европе, Латинской Америке и самих США крайне левые тоже являются последователями западной политической культуры. И требовать, чтобы Марина Силва (тем более что она евангелист – относится к пятидесятнической конфессии Ассамблеи Бога) имела пророссийскую ориентацию, – все равно что ожидать от какого-либо российского политика первого эшелона пробразильской ориентации. Она не прошла первый тур, и ее голоса отошли к Дилме, хотя сама Марина Силва поддержала кандидата социал-демократов Аезиу Невиша (на протяжении всего лета 2014 г. рейтинг Дилмы неумолимо падал в пользу ее бывшей соратницы). Ее политическая карьера не закончена. Эксперты посчитали, что Марина Силва «потеряла 18% в течении месяца, кроме всего прочего, из-за ее агрессивной предвыборной кампании (некоторые специалисты квалифицировали ее как очернительскую) в адрес кандидата Партии Труда».
Но бразильцы знали, что сделала Партия Труда для них за последние 12 лет под руководством Лулы и Дилмы. Русеф набрала 41,6%, Аезиу Невиш – 33,5%, Марина Силва – 21,3%.
Аезиу Невиш «акцентировал внимание на трех больных для бразильского общества темах: экономика, коррупция, внешняя политика. Невиш хотел связать свое избрание с возможностью альтернативной политики, которую характеризовал как «эффективные решения», чтобы отгородиться от власти, которая в последние годы не обеспечивает роста экономики, ассоциируется с коррупцией и внешней политикой, направленной только на Юг».
Невиш попытался «воспользоваться общественным недовольством повышением цен на услуги в сфере образования, здравоохранения и общественного транспорта (которые стали причиной многочисленных народных протестов в июне-июле 2013 г.) и повышением инфляции, которая в день первого тура выборов достигла 6,5%».
Экономические проблемы тоже достигли пика в конце 2015 г. Прежний министр экономики Жоаким Леви был вынужден подать в отставку из-за нажима левой фракции Партии Труда (которая не отступает от социальных завоеваний) и большинства депутатов Конгресса (которые видят в нем выдвиженца Дилмы). Кроме того, за время его мандата инвестиционный рейтинг Бразилии понизился в два раза.
Этими и другими проблемами вокруг Дилмы воспользовался и председатель Конгресса Эдуарду Кунья, который в результате единодушного голосования членов Верховного Суда пошел под суд за коррупцию и отмывание денег. Его подозревают в получении взятки в 5 000 000 долларов за обеспечение договора для «Петробраз».
Он выдвиженец Партии Бразильского Демократического движения, чей лидер Мишель Темер, вице-президент страны, тоже был уличен в коррупции, и Дилма потребовала его отставки. Эдуарду Кунья, который полностью отрицает свою вину, в свою очередь, инициировал процедуру ее импичмента. Председатель Верховного Суда Рикарду Левандовский перед самым Рождеством отказал ему в этом, мотивировав свое решение тем, что это только в компетенции Сената. Оба остались на своих постах. Депутаты Конгресса ушли на каникулы до конца карнавала. Попытки использовать скопление широких масс во время его проведения, чтобы организовать оппозиционные протесты, провалились с треском. Карнавал и футбол важнее политики…
Только Дилма сможет вывести свою страну на «большую шахматную доску». Это женщина с очень сильной волей и твердым характером. Она доказала это и как революционер, и в тюрьме, и как политик (однажды по телефону довела прямо-таки до плача директора государственной нефтяной компании «Петробраз»).
Самым большим вызовом для нее будет возврат республиканцев к власти в США после окончания президентства Барака Обамы. И лояльные на этом этапе отношения с Белым Домом превратятся в откровенно враждебные. В этой ситуации у нее нет альтернативы, кроме как продолжать политическое партнерство с Владимиром Путиным и активно развивать сотрудничество между Москвой и Бразилией, в том числе и в рамках БРИКС.