Член Общественной Палаты Георгий Федоров объявил о формировании новой общественной коалиции «Гражданская солидарность». Съезд движения намечен на конец весны. При этом подчеркивается, что речь не идет о попытке организации новой политической партии. Социальные активисты с мест должны объединиться для того, чтобы отстоять свою самостоятельность и наладить взаимопомощь. Выступая резким критиком либеральной оппозиции, Федоров не менее критично оценивает и действия власти, подчеркивая, что она сама ведет дело к неминуемому кризису, а возможно, и к катастрофе. Какими он видит перспективы создаваемой им коалиции, перспективы общества и задачи социальных активистов Федоров рассказал в эксклюзивном интервью сайту «Рабкор».
Создаваемая вами организация называется «Гражданская солидарность». Широко распространено мнение, что именно гражданственности и солидарности нашему обществу не хватает. Как вы надеетесь преодолеть этот дефицит и на кого рассчитываете опереться?
На протяжении многих лет моя работа и как общественника, и как правозащитника показывает, что нашему обществу не хватает не столько гражданственности, сколько солидарности. В России и на федеральном, и на региональном уровне защитой интересов и прав граждан, занимаются многие общественные и гражданские силы. Часть из них объединена в некоммерческие организации, фонды, союзы, часть полагается лишь на свои силы. Таких организаций и активистов огромное количество. Они готовы и, что самое главное, желают действовать. Не хватает одного – солидарности, а вместе с ней организованности и общей выработанной стратегии. Продолжая действовать порознь, такие силы очень часто оказываются в изоляции, бучи не понятыми и отвергаемыми местными властями, что делает их КПД очень низким, несмотря на объективно высокий потенциал.
С тем, чтобы этот потенциал не канул в лету, а работал на благо российского общества, и создается движение «Гражданская солидарность», главной задачей которого является формирование сообщества некоммерческих организаций, инициативных групп и активных граждан, объединенных на основе принципов сетевого взаимодействия, гражданственности и справедливости.
Созданная таким образом сеть разнообразных некоммерческих организаций, инициативных групп и просто активистов, объединенных идеей совместной и солидарной работы, опираясь на принципы взаимопомощи, уважения, патриотизма, поддержки и активного использования горизонтальных связей сможет эффективно содействовать развитию гражданского солидарного и справедливого общества в России.
Но может ли общественное движение быть эффективным в условиях кризиса?
Как раз кризис и является моментом, когда такая деятельность становится особенно актуальной. Да, мир, а за ним и Россия переживают жесточайший системный кризис. Экономические потрясения последних нескольких лет, омраченные политическим давлением и угрозами со стороны западных держав стали тяжелым ударом для нашей страны. Эта ситуация опасна не только для экономики и финансового благополучия граждан. Существует риск необратимых изменений, влекущих за собой уничтожение накопленного экономического, промышленного, научного, культурного и человеческого потенциала. В таких условиях общественные движения, инициативные группы и активисты, координирующую свою деятельность в рамках защиты прав и интересов граждан могут и должны стать фундаментом для всех здоровых общественных сил, ставящих перед собой главную цель — процветание и развитие российского общества.
Только сосредоточившись на реальной практической деятельности, на совместной работе, на реализации принципа «от малых дел – к большим свершениям», только опираясь на тех, кто продолжает делать свое дело, несмотря ни на что, можно надеяться на преодоление неминуемого в ином случае распада и деградации. Именно из отдельных дел, проектов и инициатив, какими бы малыми они ни были или ни казались, складываются успехи и достижения страны. Потому-то они реальны, они осязаемы, они важны каждому. А потому помощь друг другу в реализации дела каждого из нас, каждого из членов объединения – главная задача движения «Гражданская солидарность».
Такая деятельность, помимо прочего, является реальной альтернативой бюрократическому малоподвижному административному аппарату, который явно не справляется с выполнением своих основных функций на местах.
Некоммерческие структуры за время своего существования, за время работы на благо государства, за время реализации проектов государственного масштаба с эффективностью, зачастую недостижимой для государственных институтов, доказали свою актуальность. Опираясь на современные технологии, на сетевой принцип построения и многообразие горизонтальных связей, на современные подходы к общественной деятельности, гражданские силы, объединенные принципом солидарности, минимизируют использование громоздкой системы административного аппарата и вертикальных иерархических структур.
За последнее время вы опубликовали несколько постов в «Фейсбуке» с очень радикальными прогнозами, предрекая нам время потрясений и перемен. Если до сих пор стабильность в стране поддерживалась за счет сохранения неформальной коалиции между «либералами» и «силовиками», то сейчас, похоже, время компромиссов уходит в прошлое. Что должны делать в такой ситуации социальные движения? Что они могут противопоставить надвигающемуся разрушению страны?
В России не исключен революционный сценарий. Бывают революции которые двигают общество и мир вперед. Бывают разрушительные, которые отбрасывают общество назад или используются конкурентами в геополитической борьбе или откровенными негодяями. Некоторые мои знакомые говорят, что мои комментарии и мысли об элите, политике, экономике и положении России во многом пессимистичны и радикальны. Другие считают, что политическая система на федеральном и региональном уровне заасфальтирована. Что социальные лифты не работают, что выборы нечестные и ничего не решают. Что коррупция проникла во все сферы человеческой жизни, а олигархи и коррумпированные чиновники обнаглели в конец и никогда не выпустят из своих цепких лап власть.
Многие делают выводы, что система неспособна побороть свои пороки и единственный (пусть и отчаянный) способ изменить жизнь — только через революцию снизу. Хочу сразу сказать, что я последовательно выступаю против революции снизу. Но я все время выступаю за то, что пора начинать революцию сверху. То есть необходимо революционными методами начать борьбу с коррупцией и начать не на словах, а на деле национализировать элиту. Я выступаю за радикальные перемены во внутренней политике и экономике. Пора, наконец, дать по зубам зарвавшимся региональным князькам и феодалам, которые просто закупорили все живое во многих регионах и ведут себя, как хамоватые помещики. Но все это эмоции, а я хочу коснуться нескольких чисто практических моментов. Давайте предположим, что революция снизу случилась. На улицах огромное количество народу. Все бурлит. Прежней власти нет. Эйфория. Что мы получим дальше? Какие перемены нас ждут? Какие риски? Отвечаю.
Во-первых. Сразу же мы получим всплеск преступности и беззакония, так как в момент революций, как правило, правоохранительные органы и силы правопорядка находятся в шоке и прекращают выполнять свои функции. Если власти применяют силу, то мы еще имеем жертвы и риски массовых гражданских столкновений. При любой революции происходит (пускай временная) децентрализация власти. В регионах начинают поднимать голову местные элиты, которые, воспользовавшись ситуацией, прекращают подчиняться федеральному центру.
Во-вторых. Простой народ с улицы в ходе этих потрясений не придет к управлению государством. На сегодняшний день в России нет той политической силы, которая сможет быстро заменить действующую элиту и взять на себя ответственность в стране. Тем более силы, имеющей массовую поддержку населения. Кубинский сценарий не получится потому, что нет движущей силы революции, которая смогла бы быстро исправить положение в экономике политике. Соответственно, воспользуются плодами революции те силы, которые имеют силовой, политический и финансовый ресурс. Причем параллельно надо понимать, что новая власть должна быть признана международным сообществом. А имея опыт России, мы видим, что признаваться будут только близкие им силы.
Какие силы могут потенциально воспользоваться революцией? Это олигархи, криминал, часть той коррумпированной сегодняшней элиты, которая сейчас имеет доступ к ресурсам, это сепаратисты и националисты в наших регионах, особенно национальных. Естественным образом поднимут голову религиозные экстремисты и террористы. Такой шанс они не упустят. Многие спросят, а как же Едро, КПРФ, ЛДПР, СР и другие партии? Ответ прост. Это партии не революционные и изначально заточенные на парламентскую работу, поэтому лучший сценарий — это если они смогут сотрудничать с какими-то группами влияния или остатками власти. Некоторые партии вообще прекратят свое существование. Причем электоральная поддержка сейчас ничем не помогает в таких экстремальных ситуациях и революциях.
В-третьих. Революция спровоцирует очередной передел собственности и попытку жесткого уничтожения ВПК и промышленности, так как вся крупная промышленность, производство связано с государством, а те группы внутри и вне России, которые воспользуются моментом, будут заинтересованы либо в быстром обогащении через отъем собственности и быстрой ее реализации по частям, либо в уничтожении отечественной промышленности как прямого конкурента. Тем более Россия сразу же будет интересовать международные ФПК как рынок сбыта.
В-четвертых. Нас сразу же начнут сбрасывать со всех международных площадок, на которых мы традиционно неплохо себя чувствуем. И первым делом попытаются нас исключить из Совбеза ООН, не говоря о нашем влиянии где бы то ни было в мире. Если кто-то думает, будто этот сценарий фантастический, то пусть посмотрит на опыт всех революций в мире. А учитывая, что мы имеем ядерное оружие, мы еще можем получить внешнюю агрессию (интервенцию) «ради контроля за нашими ядерными объектами международным сообществом». И главный риск — возможность утраты суверенитета и государственности.
Однако вы же сами говорили, что возможность революции снизу более чем вероятна. А российские элиты, увы, не похожи на Бисмарка или Рузвельта, чтобы запустить «революцию сверху».
Да, перспектива революционных потрясений реальна. Что делать в таком случае? Прежде всего необходимо быть с холодной головой и с адекватной положению дел позицией. То есть глупо орать во время штиля и быть спокойным во время шторма. По опыту могу сказать, что часто бывает наоборот. Многие активные люди повышали градус радикализма в период «сытой стабильности» и, наоборот, сейчас стесняются высказывать свою позицию прямо и бескомпромиссно по отношению к порокам нашей системы. Сейчас пришло время, когда политика и общественная жизнь стала касаться каждого. И люди становятся более неравнодушными и активными, соответственно радикализируются все.
Но необходимо как воинский устав и библию всем принять для себя принцип не насильственности действий и законности своей деятельности. Это необходимо для того, чтобы наша работа была легитимной и абсолютно справедливой в глазах всего общества. Это важнейший фактор успеха и победы.
Большинство граждан не приемлют беззакония и всякого подпольного экстремизма. Такова природа человека. Люди боятся излишнего, неадекватного радикализма, но это не значит, что они не хотят радикальных изменений к лучшему. И конечно, учитывая состояние нашей правоохранительной системы и действий власти на купирование всяких угроз, следует не дать себя втянуть в контрпродуктивные игры и бодание с нашей правоохранительной системой в угоду мелкополитическим интересам разных политических игроков.
Надо принять, что мир разнообразен и что почти во всех политических силах, органах власти, идеологических течениях и т. д. есть наши сторонники. Просто необходимо подходить к вопросу сотрудничества с позиции взаимных интересов и ненавязчивости. Следует быть сильными, адекватными, а при необходимости мягкими и комфортными партнерами. Причем оппоненты и латентные сторонники это оценят и могут стать довольно надежной опорой в делах.
И, наконец, последнее. Необходимо помнить, что принцип «по делам судите» неизменен и будет приобретать все больший вес в нашем обществе. Эпоха пустой болтовни заканчивается, и очень скоро те силы, которые умеют работать «на земле», будут на вес золота.
Кстати, о тех, кто «работает на земле». В одном из ваших опубликованных интервью было сказано, что профсоюзы «могут использовать в деструктивных целях». Правда, в том же интервью вы очень позитивно отозвались о работе в России Фонда им. Розы Люксембург, который сотрудничает со свободными профсоюзами. Но тем не менее это высказывание вызвало недоумение среди профсоюзных активистов.
К сожалению, люди отреагировали не на само мое интервью, а на выдержку из него, которая была вырвана из контекста и включена в другие публикации. Я отвечал на общий вопрос о том, могут ли в принципе профсоюзы использоваться теми или иными силами для дестабилизации ситуации. Естественно, я ответил, что могут, и тому есть примеры в истории. Но одновременно я говорил о позитивной работе, которую делают свободные профсоюзы в России, о положительной роли, которую играет сотрудничающий с ними Фонд имени Розы Люксембург. В первоначальной версии интервью всё это было опубликовано, но затем было уже вторичное цитирование, при котором все позитивные размышления о профсоюзах были удалены, а сохранилась лишь фраза, которую можно было интерпретировать как осуждение профсоюзов. Это вообще очень характерный пример того, как работает часть нашей прессы.
Партии, сидящие в Государственной Думе, по мнению многих, исчерпали себя, но сегодня мы видим по всему миру подъем новых политических движений. Значит ли это, что начинается время другой политики? Есть ли шанс, что социальные активисты и левые смогут и в нашей стране найти эффективные формы мобилизации и выйти на политическую сцену в качестве серьезных сил?
Партии в России теперь не могут не то что обеспечить населению подъёма жизненного уровня, они и своим-то членам не дают совсем ничего. За исключением единичных голов в руководстве, при самом лучшем административном раскладе. Нам предстоит возникновение своего рода «новой партийности». Задача состоит в том, чтобы изменить и сам формат участия общественных организаций, инициативных групп и гражданских активистов в жизни государства и общества. Изменение политической системы с подобными нюансами вполне реально. Мы вряд или увидим это в новом составе Государственной Думы, выборы в которую состоятся уже этой осенью. Однако этот состав может стать последним примером старой партийно-политической конфигурации с редкими вкраплениями новых, свежих, активных сил.
Уже следующий за этим созыв Государственной Думы вполне может быть сформирован в условиях трансформации российского партийно-политического поля.
И именно в этих условиях у социально ориентированных общественных сил, объединений и активистов может появиться хороший шанс именно как у политической силы. Их потенциал очевиден уже сегодня. Общественные организации, будучи наиболее дееспособными институтами гражданского общества, сегодня делают для страны больше, чем все политические партии вместе взятые. Ни одна современная политическая сила в России, какими бы целями она ни руководствовалась, не может похвастаться и десятой долей эффективности некоммерческого сектора. Остается лишь сплотить усилия тех, для кого главным приоритетом остаются не политические амбиции, свойственные всем без исключения политическим силам, а забота о будущем общества и решение реальных дел.