С кандидатом политических наук, докторантом Российского университета дружбы народов, преподающим в Экономическом университете Варны и в Российско-Армянском (Славянском) университете Еревана Георгием Коларовым мы беседуем об актуальных проблемах, имеющих отношение к общественно-политической ситуации в Болгарии и деятельности левого движения этого балканского государства.
Как вы в целом оцениваете нынешнее геополитическое состояние Болгарии?
Надо иметь в виду, что ровно год назад Болгария стартовала практически с нуля: самая отсталая страна Европы, в которой этническое большинство (болгары) было разделено на две примерно равные части. Этим пользовались все этно-религиозные меньшинства, часть которых поддерживает юго-восточная соседка – Турция. Бывший поработитель уже строил планы возвращения на болгарскую территорию, рассчитывая на попустительство с российской стороны в виду широкого торгово-экономического сотрудничества.
Именно поэтому я считаю, что двум погибшим российским военным в Сирии надо поставить памятник в Софии. Они дали возможность российским политологам, политикам и дипломатам взглянуть правде в глаза: враги России – не Румыния с Болгарией (как часто можно прочитать или услышать в русскоязычных СМИ), а именно Турция с Азербайджаном. Перестрелка на фронтовой линии в Нагорном Карабахе во время встречи президентов Армении и Азербайджана доказывает мою правоту.
Сегодня болгарский правящий класс освободился от несбыточной мечты о дружбе и сотрудничества с Анкарой и Баку и вспомнил, что от Османского рабства нас освободила именно Россия.
В октябре 2014 г. на досрочных законодательных выборах Болгарская соцпартия потерпела серьёзное поражение. Чем объясняется этот результат? В каком состоянии сегодня находится социалистическая партия?
Катастрофическое поражение «Болгарской социалистической партии» (БСП) было закономерным. Её сегодняшняя элита давно утонула во внутренних интригах и противоречащих партийной этике бизнес-интересах. Они довели дело до серьезного оттока избирателей. Он будет продолжаться, пока все члены старого партийного руководства не уйдут и не уступят место молодым, некоррумпированным, знающим и умеющим кадрам. Среди нынешних лидеров партии таких пока не наблюдается.
Это означает, что социалисты могут в ближайшем времени полностью раствориться среди других левоцентристских политических сил. Поэтому я лично не считаю, что у БСП есть перспектива сохранить свое место среди болгарских политических партий первой величины. А жаль – они носители коминтерновской традиции Коларова и Димитрова.
На прошлых выборах в болгарский парламент прошла новая партия – «Альтернатива болгарского возрождения» (АБВ). После она поддержала консервативное правительство. Какова ее сегодняшняя роль?
«Альтернатива болгарского возрождения» – это отчаянная попытка той части старой социалистической элиты, которой небезразличны будущее самой старой из современных болгарских политических партий и социальные достижения времен СЭВ и ОВД, сохранить серьезное присутствие левых сил в болгарском политическом пространстве. Старые компартии уже утонули в анахронизме и все больше отдаляются от реальности. А политический процесс идет динамично и не терпит такого отставания.
Ни одна из тех партий, которые считают себя аутентичными левыми, не в состоянии противостоять новым политическим силам, которые строят будущее Болгарии в рамках ЕС и НАТО.
Поэтому АБВ приняла предложение войти в правоцентристское правительство, чтобы, с одной стороны, приобрести политический вес на фоне ненавистной для большинства болгар БСП и циркачества популистской партии «Атака». В силу несомненных достижений правоцентристской коалиции в экономике, финансах и прежде всего в социальной сфере происходит массовый переход членской массы из БСП в АБВ.
Известно, что АБВ занимает достаточно конструктивную позицию относительно перспектив болгаро-российского партнёрства.
По вопросу болгаро-российских отношений специально для «Рабкор.ру» высказал свое экспертное мнение депутат АБВ, член Парламентской комиссии по внешней политике, доцент Георгий Кючуков:
«Мы стали свидетелями тяжелой идеологизации отношений между Москвой и Софией. АБВ не согласен с тем, чтобы национальный интерес, часть которого – равноправные, взаимовыгодные отношения с Россией, становился заложником конъюнктурных политических установок или вненациональных, глобальных стратегий. Нужно восстановление диалога между институциями и активизация визитов между Республикой Болгария и Российской Федерацией как условие активизации двусторонних отношений, сотрудничества и планирования совместных проектов в областях взаимного интереса. В том числе возвращение Республики Болгария на энергетическую карту Российской Федерации».
Сказано коротко, точно, ясно. Добавить нечего.
По сравнению с большинством государств Западной и Южной Европы, положение и левого центра, и радикальных левых в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы выглядит совершенно безрадостным. Видите ли вы возможности изменения данной ситуации?
На сегодняшнем этапе традиционная левая в Восточной Европе выглядит, мягко говоря, экзотически. Я, например, помогаю в подготовке кандидатской диссертации моему другу москвичу Валентину Сегуру (он наполовину румын) на тему «Роль румынских политических партий во внешней политике страны». И когда советую включить в содержание элементы внешней политики Николае Чаушеску, конкретно в отношении крайне левых режимов третьего мира, он сразу отвечает: «А разве ты не понимаешь, что за один такой абзац меня в Бухаресте посадят в дурдом?!»
И приходится с ним согласиться: в Румынии, в Венгрии, в Польше, на Украине, в прибалтийских республиках одно только упоминание КПСС и коммунизма влечет за собой серьезные последствия в отношении личности – носителя этого утверждения. Причем речь идет далеко не о реакции государственных институтов, а прежде всего об отдельных людях, об общественном мнении: во всех этих странах местные филиалы КПСС оставили, мягко говоря, негативные впечатления от своего правления.
Слишком много пострадавших, разрушенных семей. Болгария, конечно, исключение: мудрые руководители Болгарской Коммунистической Партии во главе с Тодором Живковым сумели использовать расположение советских руководителей к нашей стране на благо болгарского народа.
Не секрет, что Народная Республика Болгария (НРБ) получала от СССР нефть за копейки, которую потом перепродавала 6 американскому флоту в Средиземном море по рыночным ценам.
Когда КГБ или ГРУ узнавали об этом и докладывали Л. И. Брежневу, он вызывал Тодора Живкова на «красный ковер». Тот приезжал с «мешком орденов» (по выражению моего покойного отца). И кроме очередной золотой звезды и ордена «Георгия Димитрова» Брежневу, вручал всем остальным членам Политбюро ЦК КПСС по побрякушке. В первую очередь, конечно, М. А. Суслову! Все вопросы решались в одно мгновение. По крайней мере, так рассказывает бывший сотрудник Тодора Живкова, а сейчас лидер «Союза болгарских коммунистов» Костадин Чакыров.
Именно мудрое лавирование между высшими советскими руководителями и одновременное выстраивание отношений с бывшими союзниками по Второй мировой войне до сих пор дают почву слухам, что Тодор Живков был незаконным сыном царя Фердинанда Саксен-Кобург-Готского и свободным братом его сына – царя Бориса Третьего. Ведь болгарский народ обожествлял обоих!