Летом немецкие активисты организовали сбор денег на кампанию «Пожарная для Рожавы». Рожава — протянувшиеся вдоль турецко-сирийской границы кантоны, населенные курдами. После кровопролитных боев с джихадистами курдские города остались без какой-либо гражданской инфраструктуры, поэтому немцы решили выразить солидарность именно практической помощью. Об успехах кампании, проблемах и мотивах волонтеров рассказал Кристиан, один из организаторов проекта Eine Feuerwehr Fur Rojava.
Ты и твои друзья создали фонд «Пожарная для Рожавы» в июне 2015 года. Почему вы заинтересовались этой темой? До начала войны в Сирии вы были знакомы с курдами и идеями Рабочей партии Курдистана?
Мы знали и о курдском освободительном движения, и о партии. Уже на протяжении нескольких лет Сирия находится в состоянии войны. Ситуация ужасающая: большинство городов разрушено, а люди находятся в крайней нищете. Денег не хватает даже на базовые потребности. На данный момент более ста тысяч человек погибло, около 10 миллионов сирийцев были вынуждены покинуть страну. Несмотря на это, живущие в Рожаве на севере Сирии люди решили взять судьбу в свои руки.
Независимо от центрального правительства они организовали свою повседневную жизнь на основах прямой демократии, при представительстве различных социальных групп. Женщины, подростки и меньшинства нашли подходящие для себя собрания и группы.
Примечательно увидеть значение женщин и молодежи в создании этой прогрессивной трансформации. Мы думаем, что в долгосрочной перспективе это может быть образцом для подражания. Мне кажется, что это крайне полезный эксперимент для всех прогрессивных движений этого региона.
Ежедневные поставки производятся независимыми кооперативами. Образовательные академические и культурные центры являются главными элементами жизни в коммуне. Конечной целью является демократическое общество, свободное от гендерной дискриминации и экологического разрушения. Мы же организовали свой проект для поиска способов распространить нашу практическую солидарность с людьми этого региона. Мы знаем о чем говорить. В последние годы некоторые из нашего проекта принимали активное участие в проектах в регионах, населенными курдами. К тому же мы работаем в тесном сотрудничестве с различными курдскими организациями.
Сколько человек участвует в кампании?
Всего у нас около 40 человек, активно участвующих в нашем проекте. Но мы считаем важным подчеркнуть, что есть еще люди. Они поддерживают проект в других городах ФРГ. Они также собирают пожертвования и распространяют информацию о кампании по сбору средств и ситуации в Сирийском Курдистане.
В целом мы вышли из разных политических групп, но каждый из нас является частью левого движения Германии. Некоторые из нас участники местных антифашистских и антикапиталистических организаций. Скажем так, мы боремся ради солидарного общества, которое объединено ради мира без угнетения и эксплуатации.
Почему из всех возможных вещей выбрали именно «пожарку»?
Надо сказать, что в настоящее время у нас есть достаточно денег, чтобы купить хотя бы одну пожарную машину и специальное пожарное оборудование. Почему именно эти вещи? В целом последствия войны будут сказываться на людях еще долго. Множество важнейших товаров и центральная инфраструктура недоступны на данный момент или попросту уничтожены. Кроме того, сильные реакционные группы регулярно атакуют проект. По идеологическим причинам террористы [запрещенного в РФ] «Исламского государства» не хотят признавать того, что женщины имеют права, а различные религиозные группы могут жить в мире друг с другом на территории Рожавы.
В течение наземных столкновений с джихадистами гражданская инфраструктура была уничтожена. Здесь недостаточно питьевой воды, еды, медикаментов. Нет спасательной и пожарной экипировки.
Именно поэтому мы решили, что именно это поле действий будет важным для начала нашей кампании солидарности.
На какое конкретно оборудование вы хотите потратить собранные добровольцами деньги?
Сегодня мы находимся в тесном контакте с несколькими людьми из Рожавы. Они помогут создать список своих насущных потребностей. Кажется, что оборудование для спасения и запасные части для уже существующего спасательного оборудования будут первыми вещами, покупку которых мы профинансируем. Все выглядит так, что спасательное оборудование будет пользоваться высоким спросом. Теперь мы изучаем варианты для транспортировки в регион оборудования и грузовиков. Мы прорабатываем с местными активистами все возможности. К сожалению, агрессия турецкой полиции и армии после последних выборов в северной части курдского региона усложняет дело. Во всяком случае мы, посоветовавшись с нашими знакомыми, уверены, что доведем его до конца.
Много говорят о так называемой «коалиции против ИГ». Разве входящие в нее государства не оказывают населению достаточную помощь?
Это звучит крайне абсурдно, но члены коалиции решили начать бомбардировки в Сирии, но не помогать людям на земле. Важный факт состоит в том, что автономная администрация Рожавы не была признана и принята большинством стран этой коалиции. Все намного хуже сейчас, ведь на данный момент государственные границы для гуманитарной помощи практически закрыты. Это значит, что всего лишь несколько независимых организаций и НГО находятся сейчас в регионе. Причем большинство из них небольшие – мало волонтеров и средств для помощи. Для примера могу вспомнить немецкие инициативы типа Medico International и Cadus.
В июле более тридцати человек погибло от взрывов бомб в городе Суруч. Жертвы атаки ехали на ремонтные работы курдского города Кобане. Как повлиял теракт на международную поддержку?
Да, эти жестокие взрывы изменили некоторые вещи. Предположу, что это была в какой-то мере целенаправленная акция против тех, кто действовал из чувства солидарности с революцией и людьми Рожавы. Это было кровавое предупреждение. Мы по-прежнему придерживаемся нашей практики солидарности с людьми Рожавы, но так же мы видим, что легче не становится. И, конечно, мы должны принимать в расчет эти угрозы и возможность реального насилия. В, конце концов, это часть нашей общей ответственности – убедиться, что наши пожертвования достигнут людей Рожавы и никто не пострадает.
Турецкое правительство усилило давление и допускает прямые атаки на альтернативные и левые силы, например, на «Народно-демократическую партию» и «Революционную народную освободительную партию».
Правящая «Партия Справедливости и Развития» пытается удержать власть любыми возможными способами, особенно после того как потеряла свое абсолютное большинство на последних выборах. После того как джихадистов отбросили военные Рожавы, выбор турецкого правительства пал на прогрессивные силы уже в Сирии и самой Турции. С этого момента тысячи человек были арестованы, гражданские и члены «Рабочей партии Курдистана» подверглись атакам и в Турции, и в Ираке.
Затем был введен комендантский час в курдских городах в Турции, а некоторые жилые зоны разбомбили. Турецкие военные протащили по улицам тела некоторых жертв. Взрывы на мирной демонстрации в Анкаре, где погибло около 130 человек и более 500 было ранено, нужно рассматривать в том же свете. Все это происходит для того, чтобы посеять страх в сердцах всех тех, кто пытается работать в направлении мирного сотрудничества и международной солидарности. Мы уверены, что это мирное сосуществование невозможно до тех пор, пока президент Эрдоган находится у власти.
Насколько сильна связь между бежавшими в Германию беженцами и ситуацией в Сирии? Ваша помощь позволяет людям не становиться беженцами?
Мне кажется, что наши усилия, к сожалению, не будут иметь серьезного влияния на количество беженцев, прибывающих в Европу. Однако у нас есть ряд проектов, которые поддерживают людей в Сирии. Тех, которые хотят организовать совместное пространство для проживания. Думаю, что солидарность изменит ситуацию. Большинство беженцев наверняка предпочли бы жить в восстанавливающемся Сирийском Курдистане, если бы там закончилась война. Это всяко лучше, чем временные палаточные городки немецкой зимой.
Каким теперь будет следующий шаг кампании? Что удалось сделать с момента запуска проекта в июне?
Вначале наши идеи касательно практической солидарности действительно вызвали большое внимание прессы. С того момента мы пытались сфокусировать нашу активность на местах: организовывать информационные встречи. Мы систематизировали сбор средств от партий, футбольных команд и музыкальных фестивалей. Например, на фестивале Fusion сотни гостей пожертвовали деньги с помощью SMS. Некоторые из наших друзей даже жертвовали собственную зарплату в общее дело. В Потсдаме, Целле, Берлине, Ганновере, Гамбурге и Бремене люди нашли время встретиться и организовать сбор.
Плюс мы наладили контакт с местной пожарной бригадой – это доказало, что многие открыты и полны энтузиазма. Пожарные из Испании и Швеции передали свое оборудование и опыт.
Как бы то ни было, текущее состояние повсеместной войны немного замедляет нашу деятельность. Мы хотим, чтобы люди знали больше о прогрессивных проектах в Рожаве, о сложной ситуации людей Сирии и Курдистана. Теперь у нас есть сайт www.feuerwehrfuerrojava.de, где мы подробно рассказываем о своем проекте и способах материально помочь сбору средств на пожарную машину.