THE WHITE REVIEW — Новая книга “Войны мемов” выходит в интересное для Адбастеров время. Фонд и журнал были важным голосом в анти- и альтер-глобалистском движении, но логично, что эти движения потеряли свою популярность после финансового кризиса 2008 года. С тех пор Адбастеры сыграли важную роль в первые дни Оккупай Уолл-стрит, задавая тон в условиях горизонтального принятия решений и общедоступного активизма. Сейчас, эта книга обращена к довольно-таки узкой аудитории предполагаемых студентов-экономистов. Это ироничная попытка сместить фокус книги с коллапсирующей идеологии неолиберализма, или это серьёзное намерение оттолкнуть новое поколение экономистов от этой все еще доминирующей парадигмы?
Калле Ласн: Во время всех наших мозговых штурмов мы говорили, что активны уже около двадцати пяти лет и уже проводили все типы социально-маркетинговых и мотивирующих кампаний, но ещё ничто не дало настоящей отдачи. Я полагаю, нашим наибольшим успехом стал Оккупай Уолл Стрит, который был волшебным магическим проблеском солнца, но потом и он как-то угас. В общем, мы думали: “Что левая политика может сделать, что давало бы результат? Что-то способное перевести этот эксперимент человечества над Землей на разумную и устойчивую основу? Можем ли мы действительно продолжать развивать Оккупай или мы просто безумные анархисты и вечные недовольные, бросающие злые лозунги на ветер?”
Надежда есть… Глобальная ситуация остаётся взрывоопасной и что угодно может случиться. Студенты, особенно изучающие экономику, могут неожиданно проснуться от того факта, что их будущее не вписывается в расчёты и стать началом большего движения. Если студенты престижных университетов, таких как Гарвард, Оксфорд и Париж начали бы изнутри спорить с профессорами, клеить плакаты и прибивать к дверям манифесты… И если бы это восстание распространилось по сотням университетов по всему миру, а потом и по экономическим аналитическим центрам, МВФ и Мировому Банку, тогда у нас был бы шанс сдвинуть теоретическую базу экономической науки и разрушить тот идеологический каркас, который управляет этим миром последние пятьдесят лет.
THE WHITE REVIEW: Это достаточно глубокий сдвиг в проекте Adbusters? В условиях перехода от самой низовой активистской и «анархистcкой» точки зрения, что власть можно обойти посредством повседневной жизни, к фактическому признанию того, что институты власти всё же существуют. Возможно, более серьезному левому проекту будет нужно проникнуть в эти институции.
Калле Ласн: Мы всегда работали на двух уровнях. Уровень отдельного человека, живущего здесь и пытающегося придать смысл миру, пытающегося жить и умереть так, чтобы это что-то значило, то есть осознанно, управляя своей жизнью и не тратя времени попусту. Но на другом уровне мы всегда шли следом за большими парнями. Мы всегда хотели аннулировать корпоративные уставы и уничтожить некоторые корпорации, такие как Exxon. Мы запустили такие проекты, как обувная кампания Blackspot, таким мы словно бы сказали: «Хорошо, мы собираемся выйти с нашей собственной торговой маркой и разрушить бренд Nike”. Таким образом, мы всегда действовали на двух уровнях. Я думаю, что это проект, направленный на разжигание огня в студенческой среде — особенно среди студентов-экономистов — это очень в традициях того, что чем мы занимались в течение последних двадцати пяти лет, действуя как на личном, так и на очень глобальном уровне.
THE WHITE REVIEW: Таким образом, можно сказать, что, возможно, эта книга является обратной стороной проекта Оккупай, в том смысле что Оккупай придерживался линии “изменения повседневной жизни”, в то время как это касается влияния на власть?
Калле Ласн: Ну вы знаете, мы придумали хэштег #OCCUPYWALLSTREET и тот плакат с балериной на быке (первый призыв к оккупации Уолл-стрит), и мы спросили: “Каково наше единое требование?» И хотя это единое требование так и не вышло на первый план, было много дискуссий во всех оккупай-движениях по всему миру о том, что это одно общее требование может существовать. Имелся стандартный ответ: «Это мог бы быть закон Робин Гуда», или в Америке, это может быть восстановление Акта Гласса-Стиголла. Существовало своего рода базовое чувство по этому поводу — «давайте сконцентрируем все силы на одном проекте, который мог бы реально изменить ситуацию.” И все же во время наших мозговых штурмов было чувство, что даже если бы мы смогли протащить “Налог Робин Гуда”, то, так или иначе, мы бы продолжили действовать в рамках существующей парадигмы. Даже если мы получили 1% налог на все финансовые операции и валютные сделки, это не решило бы основной проблемы… мы бы всё так же использовали Устройство Судного Дня. Так что вопрос остается: как мы можем пойти дальше? Каково то единое требование, которое действительно может решить проблему? И вот, когда мы начали говорить о проникновении в глубокие тайники капитализма и попытке изменить теоретические основы экономической науки. Вот как родилась книга “Войны Мемов”.
THE WHITE REVIEW: Когда люди пытаются создать новую эстетику, довольно часто они, в конечном итоге, отказываются от многих идей, которые раньше имели ценность в политическом движении. Не было ли таким моментом то, когда левые отказались от наследия Советов, и не подбираемся ли мы сейчас к точке, в которой становится ясно, что оно нуждается в повторном структурном анализе?
Калле Ласн: То что вы сказали, звучит немного в стиле разговоров старых левых. В течение 20 лет мы в “Адбастерах” говорили, что мы должны перешагнуть через труп старого левого движения. Падение Советского Союза превратило нас в посмешище, но с тех пор мы всё так же кричим всё те же старые лозунги, говорим на всё том же старом языке и практикуем тот же старый анализ. Я должен признаться, что полностью разочарован в левой политике. Я думаю, что мы должны не только пересмотреть теоретические основы экономической науки, но и погрузиться глубоко-глубоко вниз, в левую политику и спросить: «Осталось ли здесь что-нибудь, что мы можем спасти?” Может быть, одна из вещей, которую мы можем спасти это это глубокая вера в коллективизм, которая всегда была в левых. Я думаю, можно даже сказать, в «коммунизм» (смеется). Что означает коллективизм в контексте данного исторического момента, когда мы разрушаемся: экологически, психологически, политически и финансово? В этот момент тотального кризиса, когда все эко-, психо-, политические и финансовые кризисы, подпитывая друг друга тянут нас по спирали вниз, на дно, в этот самый момент, есть ли левым политикам что сказать? Есть ли активистские практики, исходящие от левых, которые могли бы спасти нас?
THE WHITE REVIEW: На протяжении вашей книги “Войны Мемов” вы подчёркиваете важность введения нарративов как основного способа изменить взгляд «западного общества» на себя, чтобы привести его в гармонию с окружением, которое сейчас изнывает от бедности и бесправия. Чтобы избавиться от мелких проблем и начать разбираться с более масштабными задачами. Что-то наподобие этого происходит в Европе с движениями наподобие проекта The Dark Mountain и группами, которые оспаривают идеи роста и прогресса создавая новые истории и новые мифы. Вы говорите о новом культурном мифе, который должен создаваться и распространяться «Воинами Мемов”. Мне интересно, как вы видите процесс создания мифа. Это форма коллективного творчества, или это скорее задача для небольшой группы или нескольких групп, которые могут выстреливать идеями, чтобы посмотреть, чья победит?
Калле Ласн: Ну, это фантастический вопрос. Я думаю, что никто не понимает вполне, как формируются мифы или как рождаются религии. Я думаю, что мы, человеческие существа, изматываем себя, но всякий раз в какой-то кризисной точке что-то новое возникает. Я думаю, что мы находимся в такой точке прямо сейчас. Я думаю, что сейчас время задавать вопросы по каждому поводу… большие вопросы, которые ввергали меня в недоумение всю жизнь: Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Почему западная цивилизация настолько одержимы логикой? Почему христианство пыталось доказать существование Бога с помощью законов логики? Является ли наша одержимость логикой фатальным недостатком в нашей цивилизации? А как насчет более «правополушарной”, “почвенной” философии, которая приходит с Востока… Есть ли какой-нибудь способ слить воедино нашу логику и восточную «логику босых ног на рисовых полях”, чтобы создать новую мифологию, которая захватит воображение мира? Или внезапно появится некий новый «Мессия»? Или, может эко-экономист поднимется, как Кейнс сделал во время кризиса 1920-х и 1930-х годов и даст нам новую экономическую парадигму? Или, может быть, философ, как Платон или Хайдеггер принесёт нас новый способ бытия в мире? Я вижу проблеск новой мифологии парящий на горизонте прямо сейчас.
THE WHITE REVIEW: Я беспокоюсь по поводу того влияния, которое мифология оказывает на людей. Мифология начинает доминировать, ей трудно бросить вызов и без рационального анализа она может стать инструментом затуманивающим контроль над идеями. Структуры власти становятся мистическими. Это то, что всегда беспокоит меня в горизонтальном проекте Адбастеров: в своих попытках уничтожить все предыдущие структуры власти через мифологию он на самом деле разрушает все структуры принятия решений.
Калле Ласн: Я думаю, ваш анализ имел бы чертовски больше смысла в предыдущие эпохи. В настоящее время человечество переживает очень опасный момент. Экологически, психологически, политически и финансово мы собираемся врезался в стену, и если мы уперлись в стену, то вся эта «рациональность» о которой Вы ничего не будет значить. Это всё равно что пукать в океане, потому что если мы идем по сценарию 1929 года — а тогда, в 1929 году мы выбрались из этого, потому что все еще были леса, чистая вода, рыба и нефть в недрах, то есть, у нас было полно природного капитала планеты на который можно было положиться — на этот раз у нас осталось не так уж много природного капитала! И вы знаете, вы не можете есть ценные бумаги! Я думаю, что мы находимся на ранней стадии погружения в многолетнюю темную эру. Вы знаете, на то, чтобы вырастить 1 сантиметр плодородного слоя почвы, уходят тысячи лет. Поэтому, возможно, разница между тобой и вами в том, что я вижу ближайшее будущем в гораздо более апокалиптических тонах. Рациональность не имеет никакого смысла, когда люди убивают друг друга за еду, и если там не хватает чистой воды для питья. Это сумеречный сценарий, который я думаю, мы переживаем сейчас. Таким образом, мы нуждаемся в новых подходах, новой мифологии, большем количестве объединяющих моментов, таких как Оккупай, когда молодые люди общаются плечом к плечу и политизируются. Больше, чем в рациональном анализе, мы нуждаемся в новых магических подходах. На данный момент большая часть человечества все еще отказывается принять ответственность. Я думаю, что мы должны попробовать более радикальные, анархические, разрушительные подходы.
Прибей к профессорской двери!
Манифест движения «Kick it over»!
Мы, студенты всего мира изучающие экономику, выдвигаем это обвинение
в том, что вы, преподаватели неоклассической экономики и ваши выпускники совершили гигантское мошенничество мирового масштаба.
Вы заявляете, что занимаетесь чистой наукой с формулами и законами, но ваша наука — социальная, что влечёт за собой многозначность и неопределённость. Мы обвиняем вас в попытке предстать теми, кем вы не являетесь.
Вы прячетесь в своих кабинетах, прикрываясь своим жаргоном, в то время как в реальном мире уничтожаются леса, вымирают биологические виды, разрушаются человеческие жизни. Мы обвиняем вас в преступной халатности в обхождении с нашим всепланетным домом.
Вы знали с самого начала, что ваша мера экономического прогресса, валовой внутренний продукт, является в корне ошибочным и неполным, и все же вы позволили ему стать глобальным стандартом, о котором сообщают изо дня на день средства массовой информации. Мы обвиняем вас в опрометчивом поддержании иллюзии прогресса за счёт здоровья окружающей среды и людей.
Вы причинили большой вред, но ваше время подходит к концу. Экономическая революция началась, преисполненная надежды и решимости, как и любая другая революция в истории. Парадигмы столкнутся, настанет момент истины, и родится новая экономика — открытая, целостная, ориентированная на человека.
В одном кампусе за другим мы будем отбирать вашу власть, старые козлы. Затем, в последующие месяцы и годы, мы начнем работу по перепрограммированию вашей Машины Судного Дня.
Источник: Adbusters.org
Перевод: Александр Володарский