Франция — одна из немногих стран Европы, где у власти находится формально левое правительство. Но насколько декларации соотносятся с реальностью? На Рабкоре эта тема уже поднималась. Вопросы внутренней и внешней политики Франции, экономический кризис Евросоюза и политика «жесткой экономии», политические и военные конфликтами в странах Ближнего Востока и Северной Африки — все эти темы при ближайшем рассмотрении оказываются тесно связанными между собой. Свою точку зрения по этим вопросам в интервью Рабкору высказывает Доминик Ферре, активист Независимой рабочей партии Франции (POI) и французской секции Четвертого Интернационала, известного как «ламбертистский», по имени его основателя Пьера Ламбера, которая представляет собой одно из течений в рамках POI.
Как вы оцениваете внутреннюю политическую ситуацию во Франции? Оправдал ли президент-социалист Франсуа Олланд надежды, которые на него возлагались при избрании?
«Президент Олланд всерьёз озабочен угрозой социального взрыва» — говорится в заголовке ежедневной газеты «20 минут» от 12 февраля 2013 года. В этот же день от имени многочисленных профсоюзных организаций была организована массовая забастовка учителей начальных школ (бастовали 80% работников ). Учителя требуют аннулирования «реформы», инициированной министром образования. В этот же день 700 рабочих завода Goodyear выступают против его закрытия. Капиталисты объявили о массовых увольнениях (8000 на заводе Peugeot, 8700 — на Renault, закрытие металлургического завода сталелитейной компании Arcelor Mittal); «социалистическое» правительство же заявляет: «Государство ничего не может сделать, чтобы предотвратить увольнения, начатые капиталистами». Во Франции, которая занимает 5-е место в мире по экономическому развитию, 8 миллионов людей (из 65 миллионов жителей) живут за чертой бедности.
Французское правительство, напрямую участвующее в империалистической интервенции в Мали (см.ниже), получает поддержку Французской коммунистической партии (члена «Левого фронта»). Национальный секретарь Французской коммунистической партии Пьер Лоран повторял на протяжении последних месяцев: «Мы не в оппозиции, мы за то, что приносит пользу правительству».
В мае и июне 2012 года большинство трудящихся проголосовало за Олланда на президентских выборах и за Социалистическую партию на парламентских. Они поступили так не из-за своих иллюзий, а потому что желали сместить Саркози. Независимая рабочая партия не призывала голосовать за Олланда. Олланд однозначно подтвердил, что будет продолжать политику, продиктованную Евросоюзом. Европейский Союз, усугубивший последствия развала СССР посредством принятия Маастрихтского договора (1992 г.), является машиной войны против национального суверенитета стран, против демократии и против рабочего класса. На протяжении трех лет как в Греции, так и, скажем, в Испании подчинение правительств диктату «Тройки» (Еврокомиссия, ЕЦБ, МВФ) не могло сопровождаться ничем иным, кроме как погружением трудящихся в нищету.
Несмотря на все попытки СМИ, как правительственных, так и «оппозиционных», в течение полугода удерживать внимание населения вокруг фальшивых дебатов (вроде вопроса о легализации однополых браков), теперь классовая борьба находится в центре всей политической жизни. Ещё сильнее это проявилось после выборов в Италии, где избиратели выразили серьёзное недоверие всем партиям, как правым, так и «левым», которые поддерживают антинародную политику Евросоюза.
Олланд стремится к повиновению Тройке. Со своей стороны, Независимая рабочая партия заявляет, что до тех пор, пока отношения с «Тройкой» не будут разорваны, во всей Европе ни трудящиеся, ни молодежь не добьются ровным счетом ничего. Забастовка учителей, как и отказ профсоюзных конфедераций ВКТ (Всеобщая Конфедерация Труда) и «ВКТ — Рабочая сила» поддержать законопроект, который грозит разрушением Трудового кодекса, свидетельствуют, что во Франции, как и в Греции, трудящиеся отказываются смириться с этим продвижением к развалу.
Что собой представляет «европейский пакт стабильности», какие меры, предусмотренные им, уже реализованы во Франции?
«Пакт стабильности» распространяется на все государства-члены Еврозоны, в том числе и на Францию. Он предусматривает, что годовой дефицит бюджета не должен превышать 3 % ВВП. Это оказывает постоянное давление на все страны Еврозоны: ликвидация наиболее важной составляющей национальных расходов (расходы на больницы, школы, дороги, зарплату чиновникам, культуру, а также на социальную защиту и пенсии). Несмотря на все попытки, ни одно правительство Еврозоны не подошло к этому требуемому уровню расходов, поскольку ни одно из них не смогло нанести поражение рабочему классу, который выступает против этой политики. В соответствии с этим «пактом 3 %» правительство Олланда в 2013 году сократило отчисления на медицинские услуги на 657 миллионов евро. И это в то время, когда во французских больницах люди всё чаще и чаще умирают из-за неоказания должной медицинской помощи или из-за нехватки персонала. В начале февраля в самом крупном роддоме Парижа новорожденный умер из-за того, что его матери из-за нехватки места не смогли оказать акушерскую помощь. Очевидно, что евро — это не «общая валюта», предназначенная для объединения экономик европейских стран, а инструмент в руках капиталистов для нанесения удара рабочему классу и его социальным завоеваниям.
В связи с «казусом Депардье» много говорилось о повышенном налоге на сверхбогатых, который был одним из ключевых пунктов предвыборной программы Олланда. Действительно ли эта мера ущемляет интересы французской крупной буржуазии?
Безусловно, эту шумиху в СМИ нужно рассматривать с точки зрения политики. Очевидно, ставилась цель — заставить верить в то, что во Франции есть правительство, которое взимает налоги со сверхбогатых. Официальным мотивом отъезда Депардье был проект Олланда по введению налога, предполагающего взимание с мультимиллионеров 75 % их дохода. В действительности, Государственный совет Франции (высшее государственное учреждение) заявил, что этот проект противоречит Конституции. Сатирическая французская газета Le Canard enchaîné опубликовала 7 доводов в пользу того, что и президент, и правительство прекрасно знали, что этот проект никогда не будет реализован. Разумеется, для такого бизнесмена, как Депардьe, всегда будет «слишком много» налогов. Поэтому он уехал сначала в Бельгию, где подобный закон не столь суров, а позже — в Россию. Но правительство Олланда недавно объявило о своем «подарке капиталистам»: пообещало снизить налоги на бизнес на 20 млрд евро в течение следующих трёх лет. И с другой стороны, оно наступает на Трудовой кодекс, больницы, школы … «Дело Депардье» — дымовая завеса, диверсия, поскольку правительство Олланда поступило согласно старому «доброму» принципу французских королей: «лучше заставить платить бедных, их намного больше».
Как реагирует общественное мнение Франции, в том числе левые силы, на войну в Мали? Каковы, по вашему мнению, цели и интересы сторон, противостоящих друг другу в этом конфликте?
Независимая Рабочая Партия 11 января осудила французскую военную интервенцию в Мали, которая сразу же получила поддержку Соединенных Штатов, Евросоюза и правительств всех входящих в него стран. Это вмешательство, как и прежние интервенции в Афганистане и Ливии, нанесет удар по национальному суверенитету всех стран региона Сахель, начиная с Мали и Алжира. Оно имеет цель открыть путь хаосу, жертвами которого станут трудящиеся и народы региона… Независимая Рабочая Партия обращается ко всем трудящимся, активистам и молодежи, которые ценят мир, демократию и социальную справедливость. Она выступает против французской военной интервенции, за немедленный вывод войск с малийской земли, за права народов на самоопределение и за суверенитет наций.
Война в Мали способствовала созданию настоящего национального сплочения вокруг правительства. Интервенция была поддержана Социалистической партией, партией Саркози, Национальным фронтом Марин Ле Пен. Что касается Коммунистической партии, её национальный секретарь заявил в ЦК 16 января: «С нашей стороны представляется логичным, что малийским властям была оказана действенная помощь».
Эта война, несмотря на то, что в ней задействованы французские войска, — «американская» война. После разрушения Ливии силами НАТО, Мали в свою очередь оказалась вовлечена в продолжительный военный конфликт. Весь север Африки находится под угрозой этих войн, в частности Алжир, центральная страна региона и Тунис, где можно наблюдать революционные процессы. Мировые империалистические силы не прибегают к иным решениям, кроме войны и разделения народов.
В связи с последними событиями в Египте и Тунисе, есть ли вероятность перерастания этих революций в социалистические? Какие факторы способствуют такому развитию, а какие препятствуют?
Два года назад рабочий класс Туниса, скандируя «Воды и хлеба!», изгнал Бен Али. Трудящиеся Египта изгнали Мубарака по тем же самым причинам. Молодежь и трудящиеся Туниса и Египта хотели жить и работать, но в этих двух странах царила политика грабежа и эксплуатации. Для империалистических держав трудящиеся Туниса и Египта должны были оставаться трудовым ресурсом — оброчным и барщинным. Конечно же, столкнувшись с революционными процессами, эти державы «кинули» диктаторские правительства, которые до этого всегда пользовались их поддержкой. Они поддержали формирование правительств, претендующих на осуществление «перехода к демократии» и состоящих из чиновников старого режима. Развитие революционного движения свалило эти правительства. Великие державы были вынуждены обратиться к своим прежним врагам — «Ан-Нахда» в Тунисе, «Братьям-мусувльманам» в Египте — чтобы сформировать правительства, которые объявили, что будут придерживаться политики своих предшественников. В Египте это касается признания Кэмп-Дэвидских соглашений с государством Израиль и договоров с МВФ, в Тунисе — поддержки соглашений о сотрудничестве с Евросоюзом.
По сути это кабальные договоры, которые препятствуют удовлетворению требований трудящихся и молодёжи. Именно по этой причине и в Тунисе, и в Египте партии, которые подчиняются этим соглашениям — как левые, так и правые, как исламистские, так и светские — препятствуют созыву Учредительного собрания. Потому что для того, чтобы стать учредительным, это собрание должно расторгнуть договоры о подчинении МВФ и Евросоюзу и восстановить национальный суверенитет. Это отрицание империализмом права наций на самоопределение лежит в основе кризисов, войн и насилия в регионе. Борьба против войны напрямую связана с борьбой за национальный суверенитет против империализма. И сейчас в этой борьбе начинается новый этап.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития вооружённого конфликта в Сирии?
Мы занимаем традиционную позицию, которая в идеале должна быть у всего рабочего и демократического движения, и которая была вновь подтверждена в декабре 2011 года на международной чрезвычайной конференции в Алжире «Против военной оккупации, против вмешательства во внутренние дела стран, в защиту целостности и суверенитета наций» (организована Партией трудящихся Алжира и профсоюзом UGTA — Всеобщее объединение алжирских трудящихся): «Мы заявляем о нашей полной поддержке устремлений сирийского народа к демократии и равенству, но мы решительно осуждаем маневры и заговоры со стороны империалистических держав и их субподрядчиков, пытающихся превратить их в повод для иностранной военной интервенции в Сирии, направленной на «смену режима». Мы выступаем против любого иностранного военного вмешательства в любой точке мира, в том числе в Сирии и Иране, независимо от поддержки ее ООН».
То, что сейчас происходит в Сирии — гражданская война; одна из сторон которой получает закулисную поддержку от империализма. Эта сторона не только получает военные поставки в течение довольно долгого времени, но и напрямую контролируются агентами ЦРУ, базирующимися на юге Турции, согласно данным New York Times, которые были опубликованы в конце июня 2012 года. Американская ежедневная газета, цитирующая американских ответственных лиц и сотрудников арабских разведслужб, отмечает, что Турция, Саудовская Аравия и Катар закупают оружие и через границу поставляют его «сирийской оппозиции».
Знание этих фактов не мешает так называемым «радикальным левым» во Франции выступать в поддержку «восстания» и требовать «вооружения повстанцев». Такую позицию, например, занимает Новая антикапиталистическая партия, которая в 2011 году поддержала интервенцию НАТО в Ливии (их точка зрения излагалась в журнале International viewpoint/Inprecor). Ждать от империализма защиты прав человека — всё равно что просить лису охранять курятник, как не без оснований любил говорить товарищ Ленин.