Новый закон «О полиции», вступивший в силу с первого марта этого года пока еще не привел к существенным изменениям в отношениях между работниками органов внутренних дел и гражданами. Скорее всего, это произойдет с 2012 года – именно тогда закончится так называемый переходный период от милиции к полиции, и станет всем очевидно, как выглядит новая структура. О некоторых ее будущих чертах Рабкор.ру побеседовал с председателем Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаилом Пашкиным.
Иногда говорят, что в результате реформы власть хочет создать структуру, которая будет защищать в основном интересы крупного бизнеса и людей из руководства государства…
Да, это так.
Но все-таки, смогут ли получить защиту обычные граждане, обратившись в полицию?
Дело в том, что в новой структуре у рядового сотрудника полиции станет меньше прав по отношению к его начальнику, чем ранее. По отношению к гражданину их станет больше, а по отношению к руководителю – меньше. Есть даже такой анекдот. Заходит генерал на крупное собрание работников органов внутренних дел и говорит: «Ну что, полудурки». Все начинаются шептаться: «А почему полудурки?» А он им: «Ну как, все умные уже сами давно уволились, а всех дураков уволили. Остались те, кто посередине». Шутки шутками, но надо четко понимать, что при том уровне зарплат, который сейчас есть в среднем по России (13-15 тысяч рублей), в МВД будут идти работать от безысходности, идти те люди, кого не взяли на другую работу. Ну, или же целенаправленно, чтобы воровать.Если не увеличить зарплату – подход полицейских к исполнению своих обязанностей будет только хуже. В рамках реформы обещали переаттестацию, так вот говорят, уже составлены списки тех, кто ее пройдет, а кто нет. Уж не знаю, что является главным критериям для этого, но подозреваю, что личная преданность тому или иному начальнику. Новая полиция, когда ее создадут, будет очень напоминать по своему устройству армию. Например, ее работника смогут уволить, если он откажется ехать в командировку. Более того, сейчас есть законопроект «Об органах внутренних дел». Там есть пункт о том, что сотрудника могут направить на работу в любую точку России. Живешь в Москве, а отправят в Якутию. Это армия. Раньше ничего подобного не было. И рядовые полицейские, что естественно, будут думать в первую очередь не о том, как бороться с преступностью, а о том, как угодить начальству. Кстати, денежное довольствие также от руководства зависит. Оно может назначить премию, а может не назначить. Может отправить в отпуск летом, а может зимой. Есть случаи, когда люди по несколько лет подряд зимой ходили. Надо отметить, что людей немного напугали этой переаттестацией, взяток брать они стали меньше. Однако, когда реформа завершится, я думаю, ситуация с выполнением полицейскими своих прямых обязанностей станет хуже.
Но ведь в рамках реформы обещают существенно повысить зарплату полицейским. И от милицейского руководства, и от разных представителей власти звучали заявления, что якобы лейтенант в Москве будет получать чуть ли не 40 тысяч рублей.
Обещали и 60 тысяч, но с января 2012 года. У нас обычно обещают одно, делают другое, а выходит в итоге третье. Поэтому будет или нет выполнено обещание о росте зарплат – не знаю. Но могу сказать, что сейчас сотрудники зачастую перерабатывают, а отгулов не получают, которые им положены. Но сказать об этом боятся, так как боятся не пройти переаттестацию. Недавно один из руководителей МВД заявил: «Кто хочет работать 40 часов (как, кстати, и написано в законе "О полиции") – аттестацию не пройдет». Нормально это? Для руководства, наверное, да. Но нужно понимать, что в случае каких-либо масштабных потрясений все или разбегутся кто куда или, образно говоря, повернут штыки в другую сторону.
Вы имеете в виду события, аналогичные происходящему в странах Ближнего Востока?
Да.
Часто представители различных политических партий заявляют, что для того, чтобы полицейские сами не нарушали закон, необходим парламентский контроль над их работой. Как вы считаете, это оправдано?
Парламентский контроль тогда уж необходим за всеми органами исполнительной власти. У нас же парламент не хочет даже контролировать сам себя, свои расходы, в частности. Он не принял соответствующую международную конвенцию. Получается, что власть не хочет принимать законы, позволяющие осуществлять контроль ее деятельности, так как не заинтересована в этом. Власть, пока не получит по одному месту, ничего не предпримет в этом направлении.
Многие говорят о неэффективности существующих механизмов борьбы с правонарушениями работников МВД. Хотя у нас есть и служба внутренней безопасности милиции, и управление «М» в ФСБ, отвечающие за эту работу.
Управление «М» только по генералам работает, там народу-то с гулькин нос. Служба собственной безопасности МВД достаточно многочисленная структура, там служит порядка 5 тысяч человек. Однако ее необходимо либо сделать полностью независимой – вывести из состава МВД, либо отдать в какое-либо еще ведомство. Можно сделать отдельный орган, который будет подчинен президенту. Как Следственный комитет сейчас хотят создать при президенте – так и эту структуру. И чтобы она занималась не только полицией, но и другими органами – наркоконтролем и прочими. Тогда она действительно будет заниматься выявлением преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов. А когда начальник службы безопасности подчиняется главе ГУВД – о чем тут говорить.
На ваш взгляд, что необходимо сделать в рамках реформы МВД для того чтобы действительно улучшить работу работников полиции?
Прежде всего, нужно отменить преступный, на мой взгляд, приказ главы МВД Нуралиева от 19 января 2010 года об оценке работы работников органов внутренних дел. Этот документ, к слову, в рамках реформы отменять не планируют. Им предписано, какое количество протоколов о тех или иных правонарушениях работник должен вынести, какое количество преступлений раскрыть и так далее. Короче говоря, пресловутую «палочную систему» давно пора отменить. Ведь надо понимать, что это еще и неплохой способ пополнения госказны. Благодаря одним только протоколам о нарушении правил дорожного движения в бюджет поступает ежегодно 10-20 млрд рублей. С одной стороны, власть говорит о необходимости соблюдения полицейскими прав граждан, а с другой – подстрекает к тому, чтобы собирать деньги в бюджет.
А как же тогда контролировать выполнение своих обязанностей полицейскими?
Эта во многом задача самого общества. Должно быть так: нашли на территории района, скажем, 2 притона – все руководство местного ОВД разогнали, нашли 10 в округе – руководителей УВД уволили, и так далее. Однако общество сейчас не имеет возможности этим заниматься, так как власти это не нужно.