Рабкор.ру продолжает серию публикаций, посвященных проблеме обманутых дольщиков. Не так давно нашему журналу давал интервью один из лидеров их движения Даниил Володин. После этого дольщикам уже удалось организовать и провести всероссийскую акцию протеста. О ней и всем, что с ней связано, Рабкор.ру побеседовал с организатором этого мероприятия Антониной Лосевой.
Расскажите, как вам удалось организовать всероссийскую акцию протеста обманутых дольщиков? Задача ведь не из простых…
На самом деле все началось, наверное, в прошлом году, когда по инициативе дольщиков Щербинки было создано Межрегиональное общественное движение «Защита прав участников строительства жилья», в которое сначала вошло 23 строительных объекта Московской области.
После того, как нами был организован ряд ярких массовых акций, в него вскоре выразили желание вступить дольщики других городов, в том числе и других регионов России, так как выяснилось, что люди, чьи проблемы тянутся с 2005 г., так и не получили жилья. В итоге мы, чтобы заявить о себе, прошлой осенью совместно с КПРФ вышли на демонстрацию. Это было демонстрацией масштаба обмана в долевом строительстве в нашей стране.
В ноябре дольщики организовали свое альтернативное обращение к Федеральному Собранию, которое в режиме онлайн транслировалось в сети параллельно с обращением Президента.
В феврале этого года Игорь Гульев создал социальную сеть в поддержку Движения дольщиков, которую по аналогии с известной социальной сетью назвали «Однодольщики».Она быстро приобрела популярность среди тех, чьи жилищные проблемы не спешат решать. К ресурсу присоединились люди с недостроенных объектов в Ростове-на-Дону, Сочи, Анапы, Краснодара, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и многих других городов. И через сайт был запущен призыв устроить общероссийскую акцию протеста, чтобы показать всю масштабность наших проблем, как по числу обманутых дольщиков (порядка 51 тысячи), присоединившихся к Движению, так и по географии. Эта проблема затронула практически все регионы России. Акцию решено было организовать 27 ноября. Причем провести ее так, чтобы во всех регионах митинги начинались в одно и то же время – 12.00 по местному времени. Об этом, конечно, узнали и власти. За неделю до протестов во всех регионах были проведены совещания, где обсуждался вопрос дольщиков. Так что, даже не начав митинговать, мы уже заставили руководство регионов задуматься о нас.
А как реагировала милиция на дольщиков в этот раз?
Наша акция была санкционирована. После громких скандалов, где сотрудники милиции проявляли необоснованную жестокость, на этот раз все прошло мирно. К тому же жесткая реакция властей ударила бы бумерангом по имиджу нового московского мэра Собянина. Хотя в столице по ходу нашей демонстрации нас сопровождали автобусы с ОМОНом, руководство которого, мы слышали, обсуждало по рации надо нас разгонять или нет.
По вашим данным, за все время борьбы дольщиков за свои права хоть кто-то из них добился решения своих проблем?
Пока таких случаев до обидного мало. Не решены проблемы самых масштабных и самых сложных объектов. Могу рассказать, как проблему дольщиков пытаются решить на примере подмосковной Щербинки. Власти городка отрапортовали, что якобы нашли выход из сложившейся ситуации. На самом деле до этого еще очень далеко. Да, они нашли застройщика. Но разрешение на строительство он еще не получил. Кроме того, дольщикам не сообщили условия соглашения с ним под предлогом того, что это коммерческая тайна. А ведь любой дольщик имеет право знать о них. У нового застройщика не будет никаких обязательств перед дольщиками. К тому же, инвестором завершения работ выступает дочерняя фирма прежнего застройщика.
Как вы думаете, кто виноват в том, что власти самоустраняются от решения проблем обманутых дольщиков?
Как заявил заместитель руководителя рабочей группы по проблеме дольщиков и вкладчиков господин Семенов (а возглавляет этот орган, кстати, Александр Хинштейн), решение об этом принимается на самом высоком уровне. Кстати, сама эта комиссия, которая действует с 2006 г., работает тоже весьма своеобразно. Решать они пытаются только проблемы в наиболее «легких» регионах.
Сейчас кто-нибудь из политиков вам пытается помочь?
В этом году откликнулись коммунисты. Сначала депутат от КПРФ в Мосгордуме Александр Клычков собрал совещание по нашей проблеме в столичном законодательном собрании. Там обсуждалась ситуация с дольщиками Москвы и области. Однако вскоре он понял, что ситуация не ограничивается только этими регионами, и поднял данные еще по Питеру, Сочи и другим городам. Тогда Клычков передал документы по ситуации с дольщиками в стране, какие смог собрать (а собрал он много – мы ему помогли), Геннадию Зюганову. Тот, в свою очередь, донес ситуацию с дольщиками до президента РФ Дмитрия Медведева. Со стороны КПРФ мы видим сейчас реальную помощь и не только в Московском регионе.
А сколько сегодня в целом по России обманутых дольщиков?
По данным того же Хинштейна, 200 тысяч семей. К нашему движению присоединилась 51 тысяча семей. Если представить условно, что в каждой семье по три человека, то получиться что только наша организация объединяет 150 тысяч разбитых судеб. Надо еще понимать, что по нашим проблемам власти делают периодически какие-то провокационные заявления. Не так давно заммэра Москвы Владимир Ресин заявил, что в столице якобы нет обманутых дольщиков, что те, кто есть, – это жертвы «черных риелторов», двойных или тройных продаж, или, проще говоря, лохи. Но ведь это не так.
Это жертвы несовершенства законодательства в сфере долевого строительства в нашей стране. Именно поэтому «Однодольщики» обратились к мэру столицы Собянину с требованием отставки Ресина. Кроме того, надо учитывать, что случаи обмана бывают разные. Вот в Москве есть объект на Рублевке, 18. Там семь человек с прошлого века не получили квартиры, так как застройщиком там выступает министерство обороны. Когда дом был сдан, оно забрало семь квартир дольщиков для генералитета. А на другом объекте, на Профсоюзной, достраивал его СУ-155, который потребовал от дольщиков либо доплачивать деньги сверх договора, либо ехать в другие квартиры, расположенные в Бутово.
Каких регионах России проблема дольщиков стоит особенно остро?
Я бы выделила Московскую область, Краснодарский край, Ростовскую область, Самару, Санкт-Петербург. Там дольщики во время нашей общероссийской акции вообще в Хельсинки ездили, не надеясь на российские власти.
Как вы относитесь к инициативе депутата Госдумы Александра Когана внести изменения в закон о банкротстве, по которому дольщикам запретят забирать по суду иски недостроя, а все их требования к застройщику, в отношении которого начата процедура несостоятельности, рассматривать по процедуре банкротства?
Тогда нужно коренным образом менять законодательство о банкротстве. Иначе всех нас сольют в конкурсную массу, и дольщики вообще ничего не получат: ни квартир, ни денег.
Одним из требований всероссийской акции было немедленно приостановить банкротства объектов, где есть дольщики – физические лица.
Как вы думаете, каким образом необходимо привлекать к ответственности компании, по вине которых дольщики не получили жилье?
Прежде всего, необходимо найти, куда делись наши деньги. Не могли же они уйти в песок. Наверняка, часть из них ушла на откаты чиновникам. Это надо взыскать с них.
Еще одно из требований всероссийской акции дольщиков – создать специальную следственную группу при СКП, которая занималась бы расследованием всех преступлений, связанных с обманом в долевом строительстве. Мы даже не настаиваем на том, чтобы чиновников и руководство компаний приговорили к длительным срокам. Пускай их заставят вернуть украденное, наложив арест на их имущество, на все эти дачи и прочее. Вспомните скандал с министром финансов Московской области Кузнецовым. Он бежал за границу, чтобы уйти от ответственности. Когда же его нашли, выяснилось, что украденные средства чиновник успел вложить в спортивные объекты и другие сооружения. Их тогда бывшему чиновнику настоятельно рекомендовали подарить государству. И с нашими делами надо поступать аналогично.
Какие изменения надо внести в законодательство, чтобы больше обманутых дольщиков не появлялось?
Надо принять нормальный закон о долевом участии, как в большинстве цивилизованных стран. Там существуют стройсбербанки, которые распоряжаются средствами на строительство. Сначала он должен выдавать 30% средств – на начальный этап создания жилья, потом – еще 30%, потом – остальную часть. Если что, с этой организации можно спросить за расходование средств, и риск возникновения ситуации, когда деньги ушли непонятно куда, будет сведен к минимуму. А то у нас очень любят говорить про сложную демографическую ситуацию в стране, но одну из самых жизненно важных проблем с жильем решать не хотят. А без домашнего очага, без крыши над головой молодежь не торопится создавать семьи и рожать детей.