Meanna (Мина) представляет собой редкий синтез активиста одной из марксистских групп и талантливой исполнительницы хип-хопа, популярной в рунете. Почему стал возможным этот синтез музыкального творчества и политического сознания, что представляет собой «социальная» музыкальная культура России и каким видится ее будущее – вот вопросы, на которые пробуют найти ответы Meanna и обозреватель Рабкор.ру Андрей Манчук.
Расскажите историю вашего проекта. Как можно «перейти с музыкальной кухни в политологию», выражаясь цитатой из вашей песни? Каким образом творческая биография становится политической и что надо для того, чтобы человек пришел из музыки в политику? Или, точнее, принес музыку в политику, где ее очень не хватает?
Все началось с возрастающих материальных потребностей. Друзья, улицы, телевидение, газеты и журналы – все они ставят в твои 15 лет условие: «Ты должен выглядеть так-то, иметь то и это, чтобы быть “на уровне”». А когда устраиваешься на работу, чтобы достать деньги на всю эту дребедень, от тебя требуют много и мало платят, учат выкручиваться, врать и навязывать товар покупателю. Так потихоньку знакомишься с действительностью, высовываешь нос из субкультуры.Оказывается, не ценится совершенно труд в твоей стране, и чтобы хоть что-то иметь, нужно много вкалывать.
По моим личным наблюдениям российский хип-хоп растет из самого обычного детского максимализма, борьбы детей с воспитанием и окультуриванием и изначально не имеет политической начинки. В позднем Союзе местом концентрации недовольства был, как я понимаю, русский рок, теперь его функции должен бы исполнять хип-хоп. Похоже, что он – единственный перспективный наследник того рока, который умер, не оставив завещания. Уже в ранней юности чувствуешь – вокруг что-то не то, но виновников торжества разглядеть еще не можешь. К 19 годам и я сменила около двух десятков мест работы, везде хлебнула. В 18 работала в торговом центре – восьмичасовые рабочие смены, расставляла товар по полкам. Там и прочувствовала всю тяжесть и ненужность своей работы. И так вышло, мне в руки тогда попался «Манифест Коммунистической партии», кто-то дал почитать. Как бальзам на душу легло, сравнила книжность с реальностью, сделала выводы. Песни стали освещать социальную тему, лирика ушла на второй план. А далее познакомилась с левыми. То есть мой универсальный рецепт – погнать музыкантов работать.
Кто из хип-хоп-исполнителей больше всего повлиял на ваше творчество?
Сначала я относила себя к так называемому российскому трип-хопу, только-только у нас рождающемуся. Если кратко говорить о песнях, которые мы записывали, можно сформулировать их тематику так: «нам плохо, почему – непонятно, но мы привыкли». После ликбеза по марксизму завеса тайны приоткрылась, и песни получили социально-протестное наполнение. Особенно задавал тон исполнитель Babangida, о котором бесполезно говорить, его надо слушать – это родоначальник «озлобленного» социального хип-хопа в России. Он всех заряжал и продолжает заряжать своей нетерпимостью к либеральщине. Сетевая публика невероятно быстро впитывает его посыл, песни только успевают появляться и тут же разбираются на цитаты. Я и сама знаю множество песен Александра наизусть.
Остальной же русский рэп я не слушаю, мало там хорошего. Последнее открытие – Вис Виталис, недавно познакомилась с его творчеством. Днями и ночами гоняю в плеере одну и ту же тройку: Тимур Муцураев, Янка Дягилева, «Наутилус Помпилиус». Да, «председателя совнаркома всемирного СССР» Илью Кормильцева нельзя не вспомнить. Его стихи мне очень близки, и я, полагаю, многое переняла у него.
Считается, что социальная составляющая хип-хопа, как музыки и культуры, сформированной в среде бедных афроамериканских и латиноамериканских кварталов, давно переварена музыкальным рынком. Больше того, сейчас хип-хоп часто называют самым вульгарным сегментом в современном шоу-бизнесе. Возможно ли сегодня возрождение «социального» хип-хопа, продолжающего традиции Public Enemy и Afrika Bambaataa? Или для этого он должен перестать быть хип-хопом в нынешнем понимании?
Не знаю, как было дело за границей, не слушаю иноязычную музыку, но у нас есть интересные левоориентированные группы: например «Ленина Пакет» и «Коба ЧоК», тот же самый Бабангида. Будущее музыки протеста определенно за хип-хопом – это самый удобный стиль для донесения текста, выражения агрессии, можно пространно крыть политические взгляды оппонентов, подкрепляя доводы грубыми ругательствами. Проблема в другом: сейчас музыка социального протеста очень походит на разговоры о политике на кухне. Поговорят и разойдутся, потому что сами в себя не верят, не верят и в перемены. Кругом – упаднические настроения. Мало кто надеется, что время, отданное борьбе, не будет потрачено зря и даст какие-то результаты. Поэтому группы с потенциалом не ездят с концертами по стране, не снимают клипов, а пишут треки для интернета и для успокоения собственной совести. Публика их не слышит, публика потребляет коммерческий хип-хоп. Как писала одна девушка левых взглядов Мария Sheridan, «ты меня ищешь в клубе, я тебя – в интернете, поэтому мы никогда не встречаемся». А ведь встреча могла бы быть интересной для всех.
Согласны ли вы с утверждением, что хип-хоп позволяет передать самую большую смысловую нагрузку – то есть эта музыка дает возможность сказать больше всего?
Да, это обусловлено хотя бы тем, что в хип-хоп-трек умещается больше текста – уже одной своей структурой рэп это подразумевает. А часто, когда автор переходит от описания к доказательствам, хип-хоп становится обвинительным документом. Нагнетает, сгущает краски, убеждает.
Верно ли, что хип-хоп – это музыка и культура, естественно враждебная расизму, самой своей историей?
Конечно. Но ксенофобия поразила и хип-хоп. Если людей другого цвета кожи еще не так третируют, потому что исполнители часто сами слушают американскую «черную» музыку, то вот, например, «уроженцев Кавказа» у нас третировать не гнушаются. В особой моде сейчас антисемитизм: один начал, остальные подпевают – боюсь, даже не задумываясь над смыслом. Логика таких певцов примерно следующая: капиталисты разваливают страну, большинство капиталистов – евреи, следовательно, капиталисты – это то же самое, что евреи – и вот вам антисемитизм. «Стройная» логика, ничего не скажешь. Я от нее отмежевалась.
Как вы считаете, радикализует ли российскую музыкальную среду нынешний кризис? Существует ли такие тенденции, насколько они ощутимы? К примеру, споет ли кто-то о массовой безработице или протестах в Пикалёво?
Тенденции налицо: например, после повышения пошлин на ввоз иномарок и протестов во Владивостоке в сети появились песни об этом конфликте с властями. Но в них, конечно, не ратуют за идею, а выражают собственное недовольство: копил на иномарку столько лет, а теперь его мечту растоптали. Но тут нельзя забывать, что хип-хоп страдает одной нехорошей болезнью – словоблудием: когда сказать не о чем, а очень хочется, часто хватаются за абсолютно любой информационный повод.
Насчет же кризиса в целом почти все надеются отделаться легким испугом, ждут скончания черной полосы. Как там развернется – не мне пророчить. Но хотелось бы, конечно, чтоб кризис оголил провода классовых конфликтов.
Есть ли шанс, что в ближайшие годы «социальная» музыка пробьется к массовую аудитории, – или она по-прежнему будет оставаться достоянием замкнутых политических групп и субкультурных слоев? По-вашему, в чем причины такой общественной изоляции многих талантливых и перспективных проектов? И как можно ее преодолеть?
Недавно один из наших товарищей хорошо сказал на этот счет. Только говорил он о небольших левых организациях, разбросанных по стране – почему их деятельность часто похожа на толчение воды в ступе? Да потому, что левые представляют не рабочий класс, а исключительно самих себя, свои интересы и взгляды, в то время как основная масса населения политически инертна и плевать хотела на всё. Та же ситуация с музыкой социального протеста. Пока она интересует самих исполнителей и их немногочисленное окружение, которое заражено левизной только постольку, поскольку в этой среде обитают колоритные левые активисты. Когда социальный протест станет необходим музыкантам лично и позарез, тогда и будет спрос, который родит предложение.
Государство активно использует шоу-бизнес, в частности, и для шовинистической пропаганды, особенно необходимой для отвлечения от актуальных социально-экономических проблем. Ваша «Непатриотичная песня» прямо выступает против засилья «музыкального патриотизма». Скажите, какие отзывы на эту композицию получали вы от «среднестатистического», неполитизованного слушателя?
«Непатриотичная песня» написана в августе 2008-го под впечатлением от южноосетинского конфликта. Послушаешь в ящике официальную версию российской стороны, почитаешь в интернете комментарии еще не прикрытых грузинских источников – и придешь в ужас от крайностей. После марксистского анализа проблемы – волосы встанут дыбом: из-за чего они там воюют и под флагом чего. «Непатриотичная песня» сравнивает национальное самомнение с реальным положением дел, и не в пользу первого. По моему скромному мнению, гордиться нам сейчас особо нечем. Подсовывают какие-то сахарозаменители: хоккей, футбол, «Евровидение», Олимпийские игры…
А отзывы приходят только от тех, кому по душе линия, которую я провожу, – другим, видимо, лень связываться. Но, надо сказать, на одном концерте с неоднозначной публикой в середине песни я слышала голоса «Бей ее!». Наверное, всё впереди.
Какими вы видите своих слушателей?
Мне очень хотелось бы зацепить думающую, но разочаровавшуюся во всем, апатичную молодежь, которая, к моему великому сожалению, все больше и больше предпочитает борьбе самоистребление.
Какую роль играет музыкальная культура в жизни современного российского политического активиста?
Воодушевляет и дает надежду. Последний год плотно слушаю Тимура Муцураева, и души в нем не чаю. Можно свернуть горы, если хорошо работать. Важно еще ощущение товарищества, где-то в других городах живут люди, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и ты. В текстах их песен то же, что у тебя в голове. И перестает казаться, что ты один такой, ненормальный, видишь только плохое, как Кай из «Снежной Королевы».
Расскажите о вашем будущем альбоме, какие социальные темы в нем будут представлены и отразится ли в нем ваш опыт политической работы?
Альбом планируем закончить и пустить в сеть в сентябре. Треки, если сейчас смотреть, обзорно-политические: об активистах и активизме, есть о кризисе, феминизме, науке. Плюс половина материала совсем другого сорта, и об этих песнях я пока умолчу. В политизированной части альбома, конечно, будет смесь из того, что узнала от товарищей, и собственных впечатлений, полученных в ходе работы.
Какие другие современные российские исполнители вам близки? Существуют ли объединения левых музыкантов? Насколько необходимы они сегодня, например, для выработки единой стратегии культурной борьбы, которая позволила бы в перспективе конкурировать с культурным влиянием правящего класса?
Мне нравятся ПТВП, эпатаж сольных работ Никонова. Пока группы – носители левой идеи можно по пальцам пересчитать и играют в разных стилях, их трудно, скажем, объединить на одном концерте. Есть в группе «Вперед» группа «Slaughter 2017», но играют они тяжелый металл, я не представляю себя с ними на одной сцене.
В рамках музыкального направления объединение вполне возможно. И, как мне известно, в некоторых городах пытаются создать что-то подобное, организуют фестивали. Вот в городе Волжском с 31 июля по 2 августа пройдет некоммерческий музыкальный фестиваль «Все вместе», куда пригласили и меня. А недавно в Нижнем Новгороде «органы» разгоняли анархистский концерт. То есть желание «греметь» совместно есть.
Планируете ли вы гастроли в городах России и бывшего СССР?
Я не особенно публичный человек. Мне главное иметь возможность писать треки и говорить в них в таких выражениях, в которых я сочту нужным. Концертная деятельность меня мало интересует, но если будут звать – обязательно поеду.
Непатриотичная песня
Срубили елочку под самый корешок
засняли это на скриншот
и мы стали все как шелковые тут
впрочем это как кому повезло
занялись одни прибыльным ремеслом
в особо наглых размерах
но большинство как всегда
монета разменная
и зуб на зуб не попадает
не айс
пока еще обороняемся
но интенсивнее дышим на ладан
в отношениях с Кремлем похолодало.
У кого какие причуды
я допустим новые идеи в земле ищу
а другие в магазинах – цветные линзы
мы будем спорить до потери пульса о национализме.
каждая сука хочет огласить вердикт
довольно, с глаз долой, на хуй уйди,
люди откручивали краны, ванны наполняли,
чтоб лежать в них днями,
мне легко понять их.
Неуверенность в завтрашнем дне
и ты ценишь что имеешь,
завтра может и того не будет,
с музыкальной кухни я ушла в политологию
и этим очень довольна,
где здесь рассада левых болезней?
Наглая, ничем не прикрытая лесть.
ваш интерес бубновый
в этой игре не новой
но политику делают на улицах, снизу
ее делают леваки
это они коммунисты,
нас не остановить.
Они знают, кто за чем стоит,
варятся в этих делах,
смотрят не плоско,
ворошить муравейник надо,
я обычный активист движения
а вы концептуальное ничто,
хоть маршируйте с транспарантами
по проспекту
нагишом,
вы ничего не докажете,
в особенности тем, кто заварил эту кашу,
хип-хоп? – это твоя загубленная молодость
чего ты достиг
потолок не дает шансов расти.
я повторюсь, ты не участвуешь
ни в какого рода движениях
вместо этого выбрал мифическую мишень,
музыка всегда была протестом
в ваших руках – чем она стала?
попса с гитарами.
и не ушли дальше группы нана
вы не читали ни маркса ни манделя ни грамши
и вы ни на грамм ни знаете жизни.
за нефть истребляют Осетию, за газ
две империи тихо делят Кавказ
не потакай патриотическим чувствам
заряжают нас СМИ
сталинизм хотите воскресить?
нет, спасибо
освобождение рабочих – дело их собственных рук
мой милый маленький наивный друг
один важный момент тут
не я придумала
переход от насущного хлеба
к конкретным политическим требованиям
не созреет изнутри
его нужно со стороны вносить,
подогревать, растить.
оторванные руки-ноги далеки от поэзии
но саммит большой восьмерки
все эти мелочи взвесит
и инциденты утрясет
ведь ты осел и я осел,
и каждый кто еще не просек,
что это и его коснется…
….какой социум,
у них на повестке дня каждый раз частная
собственность.
и вы. мешаете в кучу демократов и либералов
когда одни дают права а вторые их отбирают
упраздняют,
заменяют
победами в футболе, хоккее
тили-тили трали-вали, мы голландцев наебали,
ажиотаж по телеку,
но едва ли теперь понимают
отчего бомбят Цхинвали
и танки давят детей.
я не встаю с петухами
но от толчка вертухая
наверняка просыпаются все.
есть такая статья:
не бей палец о палец
в трудовом законодательстве
когда дело касается
например, улучшения условий труда
администрация бог
и ты поймешь, что ты жалкий раб.
такая маленькая планета,
такие дорогие недра,
что многие некоторые
ставят войну в приоритет,
как единственный инструмент решения всех проблем –
вы знаете, вы живете над нашей нефтью.
миротворческие войска смерти никому не искали,
но себе нашли.
все свалили на саакашвили.
после этого НАТО еще будет маневрировать
со своими учениями в Нижегородской области
пару лет спустя
потрясающая логика, не находите ли друзья?
до каких пор представители разных диаспор
будут делить нас
до каких пор?
до каких пор представители разных диаспор
будут делить нас
до каких пор?
300 способов сыграть в ящик
и не в будущем, а прямо сейчас в настоящем
коммунисты-народники, кокошники и хохлома
такая музыка не поднимет окраин.
голый вася не метафора, суть положенье дел,
чтобы один богател, мы обречены жить
за чертой нищеты,
либеральный закон – либо тебя либо ты,
что доводы товарищей, что призывы к гуманизму,
когда прибыль…..
мы раскисли как цветы в горшке,
сыты удобреньем по уши,
получай раздачу,
давай лохань,
бей лоха,
живи по средствам,
шарь по карманам,
живи по библии, по торе, по корану.
благодатная почва для роста криминала
или как вариант – можно стать наркоманом,
чтоб все до лампы,
у тебя есть на это право,
Это демократия тебе дала.