На заводе ОАО «Метровагонмаш» администрация увольняет рабочих — активистов профсоюза «Защита». При этом она полностью игнорирует законы России, гарантирующие права профсоюза.
Председателю профкома заводской профсоюзной организации Вячеславу Бабочкину 10 февраля 2014 года было вручено уведомление об увольнении по инициативе работодателя в связи с сокращением его должности.
В профсоюзе «Защита» убеждены, что это увольнение незаконно, поскольку Вячеслав Бабочкин — не освобождённый от основной работы председатель профкома и в соответствии со статьей 374 Трудового кодекса России увольнение по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Такого согласия профсоюзная организация не давала. В результате анонимных угроз семье Вячеслава Бабочкина, имеющего троих детей, он был вынужден уволиться.
Помимо него администрация завода уволила еще 15 рабочих «в связи с сокращением должности». Сотрудники называют причиной увольнений активную защиту своих прав и отказ ставить бракованные детали и узлы на вагоны метро. Из-за этих деталей в 2013 году в московском метро происходили аварии, а «Метровагонмаш» был оштрафован на 6 млн рублей.
«Увольнение профсоюзных активистов является местью администрации завода рабочему профсоюзу, который успешно защищает законные права рабочих завода, требует от администрации соблюдения правил техники безопасности и охраны труда, недопущения установки бракованных узлов и деталей на вагоны метро, защищая таким образом также и безопасность пассажиров метрополитена», — заявляют в профсоюзе «Защита».
Чтобы соблюсти законодательство, рабочим предложили должности, на которых они не могут работать. «Например, слесарю механосборочных работ предложили вакансию сварщика, конечно, он отказался. Мне предложили шесть вакансий инженера, естественно, я отказался, у меня нет высшего образования, я не могу быть инженером, я слесарь механосборочных работ, пятого разряда, высокой квалификации», — рассказывает Вячеслав Бабочкин.
Несмотря на увольнения активистов, профсоюз на заводе продолжит существовать. Для Вячеслава Бабочкина заработок на «Метровагонмаше» был единственным источником дохода. Среди уволенных рабочих есть еще многодетные отцы с несовершеннолетними детьми.
Больше года, со слов членов профсоюза, рабочих угрозой лишения премии принуждали ставить бракованные детали в узлы тормозной системы вагонов метро серий ЁЖ 714, ЁЖ 717.5 и 717.6.
Например, из-за отсутствия годных деталей работники вынуждены вручную, несмотря на отсутствие резьбы и разницу в диаметрах, стыковать важнейшие детали, в результате чего может сорваться резьба соединения, нарушается структурная целостность тормозной системы, возникают трещины. Дешевые бракованные детали, в свою очередь, попадают на предприятие из-за отсутствия входного контроля качества.
ОАО «Метровагонмаш» входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг», одним из владельцев ОАО «Метровагонмаш» является компания Alstom. Ранее Конфедерация труда России обратилась к Главному управляющему и председателю Совета директоров компании Alstom Патрику Крону, чтобы он вмешался в ситуацию на предприятии.