Йемен, несмотря на свою древнюю, славную историю, на текущий момент представляет собой плачевное зрелище и справедливо пользуется репутацией отсталой периферии арабского мира. Причиной тому отсутствие в стране значимых запасов углеводородов и соседство с таким гигантом «прогрессивного человечества», как Саудовская Аравия. Однако близость к проливу Баб-Аль Мандеб, равно как и конфликт региональных сил, сделали гражданскую войну в Йемене объектом пристального внимания со стороны мирового сообщества.
В Рунете качественная информация по Йемену отсутствует.
Устаревшие сканы советских пособий и туристические сайты явно не могут выступать гидами в сложной политической обстановке страны. Попытаемся рассмотреть предысторию конфликта. Йеменский социум разбит на племена и кланы. Трайбализм настолько прочен и силен, что вытравить его не удалось ни урбанизации, ни коммунистическому влиянию. Несмотря на относительную моноэтничность, ситуацию осложняет пестрый конфессиональный состав.
Примерно 54-60 процентов йеменцев — это мусульмане сунниты, 39-46 процентов — шииты-зейдиты. Число христиан, йеменских евреев (в прошлом значительного меньшинства), исмаилитов и шиитов-имамитов несущественно. Зейдиты, являющиеся одной из сторон конфликта, от шиитов-имамитов (преобладающих в Ливане, Ираке, Иране и Азербайджане) отличаются довольно кардинально, так как это шиитское течение, наиболее близкое к суннизму. Это проявляется и в доктринальных установках зейдитского богословия и в близости доктрин местного исламского права. Так, зейдитский мазхаб (школа шариатского права) больше похож на ханафитский (один из суннитских), чем на джафаритский мазхаб, которого придерживаются шииты-имамиты. На момент начала XX века такой конфессиональный расклад сдерживал религиозные противоречия.
Северный Йемен
В конце XIX века на территорию Йемена положила глаз Великобритания, которая смогла колонизировать южную его часть. Северный Йемен формально находился под управлением Османской империи. Однако османы стремились не лезть в дела племен, находящихся так далеко от метрополии. В 1918 году против Османской империи восстал зейдитский имам Яхья бен Мухаммед Хамид-ад-Дин, боровшийся с метрополией с 1905 года. Таким образом, формально именно северный Йемен первым добился независимости. Имам Яхья создал жесткое теократическое государство и чередой репрессий сплотил местные племена. У новоявленного государства появились противники на юге в лице британской колонии Аден и ее протекторатов и на севере в лице будущей Саудовской Аравии, которая сама проводила экспансию. Конфликт между Йеменом и Саудией привел к ряду конфликтов за приграничные территории и войне 1934 года, которую Йемен проиграл.
Имам Яхья был убит в результате заговора вождей ряда семей и кланов. Наследовавший ему Ахмед бен Яхья Хамид-ад-дин запомнился крайне деспотичным правлением.
И в 1962 году, после его смерти, в стране произошел военный переворот, приведший к гражданской войне в Северном Йемене. За переворотом стояли многочисленные националистические и социалистические группы и партии, в первую очередь насеристы, местные баасисты, группировки просоветских коммунистов, а так же маоисты. Йемен, наверное, единственная арабская страна, где маоисты пользовались видимым влиянием. Республиканский лагерь поддерживал Египет, лагерь монархистов — соседняя Саудовская Аравия, соперничавшая тогда с Египтом за региональную гегемонию. Вовлеченность Египта подкреплялась тем, что Саудия заключила союз с Иорданским королевством, меняя баланс сил.
За Египтом и Саудовской Аравией стояли соответственно СССР, с одной стороны, и США и Великобритания, с другой. Йеменская гражданская война стала всего лишь одним из многих горячих фронтов холодной войны. Проблема республиканцев заключалась в том, что вне крупных городов у них не было имели социальной базы. А такие меры, как отмена рабства, настраивали против них племенную верхушку, живущую вполне феодальной эксплуатацией своих низов. Противопоставить этому республиканцы могли вовлечение традиционалистских кругов в управление страной. Однако пестрый конфессиональный состав создавал затруднения. Так, суннитские племена, придерживавшиеся шафиитского мазхаба, примыкали к республике. Но шииты зейдиты во времена монархии имели привилегированное положение и выступили в оппозиции новому режиму.
В военном отношении республика безусловно уступала роялистам. Республиканская армия с трудом могла собрать несколько тысяч, в то время как иррегулярные племенные ополчения могли выставить десятки тысяч вооруженных людей. В таких условиях насеровский Египет отправил сюда контингент в 70 тысяч человек. Война продлилась вплоть до 1970 года. Для Египта она стала своеобразным Вьетнамом. За 5 лет своего присутствия Египет потерял около 25 тысяч человек убитыми и ранеными. И после поражения от Израиля в Шестидневной войне вступил в переговоры с Саудовской Аравией. Был достигнут компромисс, по которому монархисты получали треть представительства в парламенте. Однако, несмотря на вывод египетских войск в 1967-м, боевые действия продолжились вплоть до 1970 года. Неудачная осада роялистами Саны возвысила военное крыло и впоследствии сделала Али Абдаллу Салеха президентом Северного Йемена.
Республиканцев спасла от поражения только угроза прямого вмешательства СССР в конфликт.
Впоследствии в 1978 году Салех стал президентом ЙАР, создав умеренно националистическую партию Всеобщий Народный Конгресс.
Южный Йемен
Южный Йемен получил независимость только в 1967 году. Британия поначалу пыталась создать Федерацию Южной Аравии, однако в Южном Йемене активизировалось антиколониальное подполье, представленное коммунистическим Фронтом Национального Освобождения и насеристским Фронтом Освобождения Оккупированного Южного Йемена. В условиях поражения Египта в Шестидневной войне, коммунисты получили преимущество и пришли к власти. Государство, получившее наименование Народная Демократическая Республика Йемен, сразу объявила о просоветском курсе. В отличие от прочих разделенных государств, отношения между Северным и Южным Йеменом долгое время были дружественными. Периодически вспыхивали пограничные конфликты, но это были скорее неприятные случайности, чем продуманная линия конфронтации. В целом на территории обоих Йеменов установилось шаткое равновесие. Оба государства вяло модернизировались с помощью Советского Союза. Однако слово «вяло» можно использовать только если сравнивать оба Йемена с другими государствами Ближнего Востока. В целом же модернизация Йемена как масштабное явление началась только в бытность социалистов у власти.
Однако клановость общества, кастовость армейских и в дальнейшем партийных структур привели в 1986 году к конфликту в НДРЙ, который называют Гражданской войной в Южном Йемене. В противоборстве столкнулись две фракции социалистической партии. Сторонники Абделя Фаттаха Исмаила ориентировались на Москву, сторонники Али Насера Мухаммеда, придя к власти, попытались провести переворот и наладить отношения с США и соседними монархиями.
Несмотря на террор и физическое устранение множества видных членов просоветской фракции, армия осталась верна оппозиции, и сторонники Али Насера были вынуждены бежать в Северный Йемен.
Это положило начало формальной напряженности между двумя странами. Эти 12 дней 1986 года унесли жизни порядка 10 тысяч человек. Генеральным секретарем ЙСП стал Али Салем аль-Бейд.
Объединение
Начало перестройки в СССР и предполагаемое наличие нефтяных месторождений на приграничных территориях вынудило правительство Аль-Бейда пойти на переговоры об объединении с Йеменской Арабской Республикой. С 1988 года шел интеграционный процесс, приведший 22 мая 1990 года к объединению двух стран. Салех стал президентом, а аль-Бейд — премьер-министром. Процесс экономического и политического объединения должен был растянуться на 30 месяцев. Однако на поверку интеграция обернулась потерями для Йеменской Социалистической Партии, да и южане оказались принижены в экономике нового Йемена. С 1993 года Аль-Бейд начал публично выражать свое несогласие с политикой Салеха, и в 1994 году вспыхнула очередная гражданская война. Сепаратистам было на что опереться, так как армии обоих Йеменов к тому моменту еще не были интегрированы в одну. В ходе конфликта южане потерпели поражение, социалистическая партия оказалась запрещена, в новой армии и бюрократическом аппарате продолжились чистки. К настоящему времени в эмиграции остается значительная часть ЙСП которая воспользовались беспорядками и принимает участие в ходе текущей войны.
Арабская весна
Пребывание Салеха у власти в 90-е годы не привело к улучшению благосостояния Йемена.
Страна по-прежнему осталась варварской периферией арабского мира.
Такие явления, как трайбализм и клановость, никуда не исчезли из политической жизни. Включение страны в капиталистическую периферию сделало Йемен крайне зависимым от колебаний на глобальном рынке. Салех также ухудшил свои отношения с зейдитами и верхушкой ряда племен, в том числе и своего родного племени Хашид. На Юге существовала реальная угроза сепаратизма, приведшая в 2007 году к массовым беспорядкам. Хуже того, на всем Ближнем Востоке наступил упадок националистического и социалистического проектов. Однако радикальный политический сегмент начал быстро заполняться политическим исламом. В настоящий момент политический ислам представлен в регионе резко антииимпериалистическим шиитским содружеством, опирающимся на поддержку Ирана, разными формами суннитского традиционализма и ваххабизмом, ориентированным на Саудовскую Аравию. Йемен это почувствовал во время мятежа боевой организации шиитов-зейдитов «Ансар Аллах» в 2004. В масс-медиа ее представители более известны, как хуситы.
Начавшийся каскад революций на арабском Востоке свалил и диктатуру Салеха, который передал полномочия Абд-Раббу Мансуру Хади. Однако никаких реальных политических изменений при смене власти не последовало.