Эти слова произнес один из активистов революционного движения в Сирии в ответ на призыв властей прекратить протесты и подождать реформ, обещанных правящим режимом. И в самом деле, история, о конце которой заявили нам либеральные мыслители после крушения СССР, возобновила свой бег. Ближний Восток радикально меняется на наших глазах, превращаясь из царства авторитарного застоя в очаг новой революции. Миллионы людей, раньше покорно мирившиеся со своим бесправным положением, сегодня требуют не только улучшения своей материальной ситуации, но и уважения к своему человеческому достоинству, становятся гражданами и берут судьбу в свои руки.
В Западной Европе массовые социальные протесты пока оказались недостаточными, чтобы свалить правительства и, главное, чтобы вынудить правящие круги сменить курс. Но все еще только начинается. Даже в Восточной Европе мы видим оживление общественной жизни. Показательно, что люди, выходящие на демонстрации, порой жгут одновременно флаги и правящих и оппозиционных партий. Всеобщее недоверие к политическим элитам заставляет общество решать проблемы за счет низовой самоорганизации, противопоставляя официальным институтам собственные инициативы и требования.
На таком фоне Россия выглядит сегодня оазисом стабильности и царством безукоризненной покорности.
Ни антисоциальный закон ФЗ-83, ни вызывающая всеобщий ужас реформа образования, ни рост цен, ни коррупционные скандалы пока не меняют ничего. Вернее, перемены, происходящие в экономической и социальной жизни, не отражаются на политическом процессе, не провоцируют общественной активности. Немногочисленные вспышки недовольства гаснут сами собой. Все более или менее спокойно. Единственным наглядным проявлением социального дискомфорта является массовая эмиграция из страны, достигшая в прошлом году рекордных со Второй мировой войны масштабов.
По большому счету, основная масса населения разделяет с правящими кругами желание пересидеть кризис, после которого все вернется в нормальное русло. Очень хочется спрятаться от истории, укрыться от нее. Однако от истории нельзя ни спрятаться, ни убежать. Она все равно догонит. И те, кто не хочет ее творить, рискуют оказаться ее жертвами.
Как часто бывало в России, остроту момента первыми почувствовали не низы, а верхи. Как бы ни были значительны проблемы рядового гражданина нашей страны, неизбежность и необходимость перемен лучше всего осознается не им, а теми самыми чиновниками, которые ему эти проблемы создают.
Верхи прекрасно понимают, что уже не могут управлять по-старому, даже если низы все еще готовы и даже хотят по-старому жить.
Власти настроены на перемены не потому, что хотят их, а потому, что уже смирились с неизбежным. Однако направление инициируемых властями перемен не сулит нам ничего хорошего. Вслед за партнерами из Западной Европы российские правящие круги ищут выхода из кризиса в политике жесткой экономии, сокращении социальных расходов, демонтаже системы образования. Короче, в новой волне неолиберальных реформ, на фоне которой реформы Егора Гайдара и его соратников начала 1990-х годов могут показаться весьма умеренными. Нас не только собираются лишить привычных норм образования, но отнимают у нас даже право жить в соответствии с астрономическим временем. В древности говорили, что боги, собравшиеся кого-то погубить, для начала лишают его разума. Можно ли погубить таким образом российский правящий класс? Есть ли у него то, чего боги хотели бы его лишить?
Итак, перемены в очередной раз обрушиваются на общество сверху, в виде катастрофических инициатив начальства, безумных решений и абсурдных требований, выполнение которых является самоубийством, а невыполнение чревато немилостью. Обыватель все еще пытается спрятаться в своей норке, но его оттуда выкапывают и вытаскивают.
Так или иначе, но процесс распада уже идет, и он неостановим. Так же, как неизбежны перемены в экономической и социальной жизни, неизбежен и раскол верхов, первые признаки которого мы наблюдаем уже сегодня.
И дело не в том, договорятся или нет президент с премьером по вопросу о Ливии или о бюджетной политике. Дело вообще не в отношениях внутри правящего тандема и даже не в том, кого в 2012 году объявят нашим президентом. Дело в том, что безответственный курс неолиберальных реформ, оказавшийся невротическим и неадекватным ответом власти на вызовы кризиса, провоцирует разногласия внутри самой власти. Исполнители понимают, что реализация спущенного сверху плана чревата катастрофой. Верхи вместо того, чтобы осознать несостоятельность принимаемых ими решений, видят лишь сопротивление и саботаж. Они не корректируют свои планы, находящиеся в противоречии с реальностью, а пытаются преодолеть сопротивление тех, кто об этой реальности имеет более адекватное представление. Хуже того, они, пытаясь справиться с инерцией аппарата, радикализируют свой курс. Реализация новой программы неолиберальных реформ неминуемо сопровождается ростом противоречий внутри бюрократии.
Рано или поздно население России все равно будет втянуто в эту борьбу. Если не по доброй воле, то вопреки собственному желанию. Если не под собственными требованиями и ради собственных интересов, то подстрекаемое и подталкиваемое теми или иными бюрократическими группировками. Если кризис не будет развиваться по египетскому или тунисскому сценарию, то нашим политическим образцом станет Кот д’Ивуар. Кстати, эта африканская страна некогда считалась образцом стабильности для всего континента.
Нам предстоит почувствовать, понять историю, вновь сделаться ее участниками и творцами. И чем раньше мы осознаем это, чем раньше мы поймем, что спрятаться не удастся, тем быстрее и лучше мы научимся сами создавать события, меняющие нашу жизнь и общество.