rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
318

Октябрь 1917 года: предостережение, альтернатива, вызов

205

Люксембургская система

319

Свобода наступила… или нет

Главная Рубрики Авторские колонки 2025 Март На краю светлого будущего

На краю светлого будущего

На краю светлого будущего
На краю светлого будущего

Текст Хазби Будунова в его телеграм-канале “Будунов letters” так сильно отозвался в моей диалектико-материалистической душе (в моём сознании, если уж придерживаться дорогого мне материализма), что я, прямо как Нина Андреева когда-то, не смогла молчать. Сравнение это идеологически чуждо мне, но это, если хотите, знаменитейший мем моего поколения. Однако эмоции в сторону. Хазби ссылается на науку, буду и я придерживаться такого же подхода.

Обратимся к логике. Если большинство людей объективно и неизменно не способны широко мыслить и принимать сложные решения («массовый человек никогда не будет мыслить рационально», – утверждал Будунов во время обсуждения программы проекта «New Deal» на конференции, организованной Рабкором), следовательно, должны существовать люди, умеющие и мыслить, и решать, и осуществлять рациональные сложные действия. Эти компетентные товарищи станут во главе общества, и неизбежно произойдёт концентрация власти у небольшого круга лиц. Хазби называет этих людей экспертами и предполагает, что они будут принимать решения от имени и в пользу общества. Но если большинство людей не способны рационально мыслить, следовательно, они и оценить сложные многомерные решения также не смогут. Неизбежно начнётся отчуждение власти от большинства граждан, а сама власть (пусть и власть экспертов, интеллектуалов, «лучших») станет неподконтрольной обществу.

Однако и после этого процесс отчуждения продолжится – это будет (постепенное или быстрое, в зависимости от обстоятельств и персоналий) отчуждение власти от самой экспертной и управленческой деятельности, управляющей элите придётся прилагать всё больше усилий для сохранения своих позиций, параметры принятия управленческих решений изменятся, и оптимальными будут считаться варианты, обеспечивающие не столько развитие общества, сколько сохранение действующей власти. И – voilà – получите новое издание тоталитарного ада или тоталитарного рая (не знаю, кто как, а я принципиальной разницы не вижу).

***

Можно, конечно, предположить, что эксперты будут абсолютно честны, бескорыстны, альтруистичны и преданы долгу. Ну, во-первых, это довольно смелое предположение, учитывая мировые политические реалии, а, во-вторых, они же всё равно смертны. Вероятность прихода к власти второго поколения абсолютно честных и бескорыстных экспертов ещё меньше первой. Можно возразить, что у экспертов не будет никакого конфликта с обществом, так как они действуют только во имя общественного блага. Но в условиях объективно отчуждённой власти представления о благе управляющих и управляемых, скорее всего, не совпадут. И либо общество свергнет экспертов (или попытается это сделать), либо эксперты начнут манипулировать обществом с помощью идеологии или (и) политических репрессий разной степени жёсткости. О свободном развитии каждого и свободного развитии всех придётся забыть.

Хазби Будунов утверждает, что революция в когнитивных науках показала объективные ограничения человеческого мышления, что делает идею партисипативного управления проблемной. Однако упомянутая революция не ставила своей целью выявить раз и навсегда данные ограничения мыслительных способностей людей, она была, скорее, возвращением к классической психологии, отказом от бихевиористских и психоаналитических упрощений, а также шагом к созданию междисциплинарной науки о человеческом мышлении с учётом, в том числе, достижений и потребностей развивающихся компьютерных технологий.

Одним из тех, кто в начале ХХ века заложил основы современной когнитивистики, был советский психолог Александр Романович Лурия, при жизни известный и много публиковавшийся на Западе. Во многом благодаря стараниям А. Р. Лурии за рубежом стали известны работы Л. С. Выготского и основанная им культурно-историческая школа психологии, базирующаяся на идеях социального формирования личности в процессе практически ориентированной деятельности и коммуникации с другими людьми посредством общественных отношений и общественных предметов.

Практическим подтверждением положений культурно-исторической психологии стал, в числе прочего, Загорский эксперимент, которым руководил советский психолог и дефектолог Александр Иванович Мещеряков и в котором участвовал философ Эвальд Васильевич Ильенков. В эксперименте использовался принцип обучения через освоение детьми логики обращения с общественными предметами. Методика была новаторской, ранее педагогическую работу с глухонемых детей всегда начинали с обучения языку. Эксперимент и его авторов довольно жёстко критиковали сторонники биосоциальной природы человека, между тем он был успешен: все четыре его участника окончили университет, успешно занимались творческой, научной, педагогической и общественной деятельностью. Немного подробнее об этом эксперименте можно почитать на Рабкоре, но есть весьма солидная литература и психологическая, и философская.

Современная когнитивная наука культурно-историческую психологию не отвергает, а во многом питается ею, стремясь понять механику и алгоритмы человеческого мышления. Когнитивная революция вернула познание в психологию в качестве объекта, а её экспериментальное направление ориентировалось на сложившиеся и устоявшиеся к данному историческому моменту модели восприятия, внимания, памяти и мышления. Подчеркну: эксперименты в когнитивных науках изучают среднего человека здесь и сейчас, в данных социально-культурных и политических условиях, фиксируя не объективно неизменное, а наличное состояние человеческого сознания и моделей поведения.

Развивая тезис о неспособности среднего человека принимать сложные решения, необходимые в государственном управлении, Хазби Будунов описывает эффект Дженовезе, знаменитый и в социальной психологии, и в социологии. В 1964 году в Нью-Йорке двадцативосьмилетняя Кэтрин Сьюзан Дженовезе была забита до смерти на глазах как минимум десяти человек, и никто не удосужился помочь женщине или хотя бы позвонить в полицию. Четырьмя годами позже американские социальные психологи Джон М. Дарли и Бибб Латане, заинтересовавшиеся случаем Китти Дженовезе, описали эффект свидетеля или синдром Дженовезе, который они выявили в ряде экспериментов. Эффект заключается в том, что чем больше свидетелей наблюдает чрезвычайное происшествие, тем меньше вероятность, что кто-то поможет пострадавшим. Как минимум, чем больше людей наблюдает драму, тем дольше никто из свидетелей не предлагает помощь. Хазби интерпретирует это так: «чем больше людей потенциально могут участвовать, тем выше вероятность, что никто не возьмёт на себя ответственность (“диффузия ответственности”)».

Однако эффект свидетеля признается отнюдь не всеми специалистами, были опровержения. Уже в нашем веке группа учёных проанализировала данные двухсот девятнадцати видеозаписей чрезвычайных происшествий, произошедших в трёх городах разных стран – Великобритании, Нидерландов и ЮАР. Это были и бытовые ссоры в общественных местах, и случаи физического насилия разной степени жестокости. На одну из описываемых ситуаций приходилось в среднем шестнадцать свидетелей, и в девяти из десяти ситуаций хотя бы один свидетель вмешался в конфликт, а в среднем помощь оказывали четыре свидетеля.

Это отнюдь не доказывает, что «эффекта свидетеля» не существует, это просто означает, что его проявление обусловлено сложным сочетанием социальных факторов и индивидуальных особенностей личностей свидетелей (при чём особенности эти также имеют социальное происхождение). Некие врождённые, неизменяемые и непреодолимые свойства человеческой психики и разума тут абсолютно не при чём. На социальные факторы можно воздействовать целенаправленно, создавая условия, благоприятствующие солидарности, взаимопомощи и гражданской ответственности. Трудно – невероятно! Но не невозможно.

Такая же история и с упомянутым Будуновым эффектом ложного консенсуса, проявляющегося в преувеличении членами социальной группы распространённости и популярности в обществе представлений и взглядов данного сообщества. Иными словами, существует тенденция, согласно которой люди приписывают большинству свой собственный образ мысли. Близок здесь по смыслу и эффект аффилиации, согласно которому, как пишет Хазби, «люди участвуют в партиципаторных практиках, если они идентифицируют себя с группой, вовлечённой в процесс». Иными словами, к индивидуальной активности большинство не склонно, предпочитает примкнуть к группе.

Но всё это вопрос не биологической предопределённости, «человеческой природы», а состояния образования, просвещения, солидарности и гражданской и профессиональной активности, ответственности, ценностей, принятых и одобряемых в обществе. Кроме того, большое значение имеет наличие механизмов политического участия, возможность иметь прямое отношение к выработке значимых решений в общественной, городской и профессиональной жизни. Политические и гражданские традиции имеют значение, но они ведь не с неба валятся, их можно создавать и развивать.

Я уверена, что свободу (и справедливость, и благополучие, и демократию, и т. п.) «делают из нас». А вот быть отбросами, смирно сидящими по камерам частной жизни, или быть активными гражданами – это наш выбор. И долг тех, кто смог собраться «в камере одной», понять и обосновать несовершенство мира и пути его изменения – помочь большинству этот выбор сделать или хотя бы осознать. Ведь даже российское общество, пассивное и не солидарное, не является абсолютной политической и общественной пустыней. Да, нет массовых протестов, и политическая жизнь закатана в асфальт. Но ростки же пробиваются, есть люди, открыто выражающие своё мнение, лаже под угрозой тюремного заключения, есть относительно независимые СМИ и НКО, помогающие разным социальным группам, есть какая-никакая интеллектуальная жизнь. И бывают локальные всплески протестов, пусть и только против роста тарифов ЖКХ или застройки знаковых природных и культурных пространств. Всего этого мало, но всё это существует.

Если грамотное, научно обоснованное воспитание способно вывести людей с жесточайшими ограничениями способностей восприятия из мрака, тишины и немоты в полноценную жизнь и к достижениям, существенным для вполне здоровых людей, то почему бы не предположить, что свобода информации, хорошее массовое образование и просвещение вполне способны развить в людях способность к гражданской ответственности, смелости и эмпатии, умение мыслить свободно и нестандартно, за пределами стереотипов и своего информационного пузыря и поступать соответственно?

В чём я полностью согласна с Хазби Будуновым, так это в том, что надежды мыслителей XIX и первой половины XX на чудодейственную силу всеобщего просвещения не оправдались. Да, правильно: «общество всеобщего образования и здравоохранения построили, но средний человек, вместо того чтобы приблизиться к уровню Аристотеля, выбирает рутину». Однако всеобщее образование, прежде всего, массовая школа, не может быть лучше общества, которое его создало, особенно – в условиях отчуждённой власти, отделённой от общества и стремящейся манипулировать им. И задача прогрессивных сил, в первую очередь левых – бороться за просвещение и за создание общественных структур развития образования и управления соответствующими системами.

Человек зависим от обстоятельств, но не как творение от творца, а как творец от своего материала. И даже в одиночку люди могут действовать вопреки самым суровым обстоятельствам и менять мир вокруг себя. В поэзии эту ситуацию прекрасно описал Владимир Высоцкий:

«Никто поделать ничего не мог
Нет, смог один, который не стрелял».

Однако люди, отказавшиеся стрелять в ситуации, когда все обстоятельства, казалось бы, были за стрельбу, существовали и в реальности. В советской истории было, как минимум, два таких случая, о которых у нас говорят немного и неохотно. Во время Карибского кризиса 1962 года начальник штаба бригады подводной лодки Б-59, курсировавшей во время кризиса у берегов Кубы, капитан II-го ранга Василий Архипов отказался подтверждать решение командира лодки и замполита о запуске торпеды с ядерной боеголовкой. Для такого решения требовалось согласия троих старших офицеров, и Архипов ядерный удар попросту заблокировал. Позже выяснилось, что командир лодки был не прав в своей оценке ситуации, однако и Василий Архипов, не обладая полной информацией, тем не менее, настоял на своём.

В ночь на 26 сентября 1983 года подполковник Станислав Евграфович Петров предотвратил потенциальную ядерную войну между СССР и США, не дав команды нанести ответный удар в момент, когда система сообщила о пяти ракетах, выпущенных с военной базы на западном побережье Соединенных Штатов. Как выяснилось потом, тревога была ложной, произошёл сбой системы. Станислав Петров был оперативным дежурным, он отметил множество нюансов, не поверил компьютеру и оценил сигнал как недостоверный. Позже в интервью Петров скажет: «я не хотел начать Третью мировую, я бы предпочёл в ней погибнуть».

И Архипов, и Петров больше признания получили на Западе, чем в России. О Петрове есть американский документальный фильм «Человек, который спас мир». В 2002 году, в годовщину Карибского кризиса Томас Блэнтон, директор Национального архива безопасности, повторил и пояснил слова экс-министра обороны США Роберта Макнамары: «человек по имени Василий Архипов спас мир на Земле». Только тогда эта история стала широко известна, через три года после смерти её героя. Я убеждена, что в истории любой войны, революции, переворота, катастрофы можно найти таких «странных» людей. Людей, которые оценили сложную, кризисную обстановку, просчитали последствия и приняли решение, противоречащее логике момента. Восстали против кажущихся очевидными факторов, против давления начальства и собственного страха, взяли на себя гигантскую ответственность и изменили своим поступком траектории множества жизней. Или попросту их спасли.

Человек субъектен, даже когда он бездействует. В определённых обстоятельствах пассивность одних может обуславливать захват огромного куска власти другими и при этом усложнять протестную активность тех, кто с такой концентрацией власти не согласен. Но солидарность, возникающая между людьми, способна создавать коллективную субъектность, направленную на преодоление кризиса или на создание лучших условий жизни. И такую солидарность можно и нужно взращивать. Я убеждена, что в условиях политических заморозков задача левых – просвещать и информировать, поддерживать локальные движения и протесты, налаживать коммуникации с активными прогрессивными силами. А с наступлением политической весны всячески содействовать развитию всех форм самоуправления и энергичного, компетентного, массового политического участия.

Я полностью солидарна с Хазби Будуновым в том, что теория политического участия не развита, а практики работающего самоуправления маловато, зато провалов подобных попыток почти достаточно для отчаяния. Но, помните, как у братьев Стругацких: «сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы». Стихотворение Ёсано Акико, которое цитируют Стругацкие, называется «Трусость».

Запустить, поддерживать и развивать систему всеобщего компетентного политического участия настолько трудно, что сегодня это кажется невозможным. Как когда-то невозможными казались полёты, операции на сердце и разговор через тысячи километров. И если мы не решим эту задачу, то история так и будет петлять по «глухим окольным тропам» и вполне может вывести нас прямо к ядерному апокалипсису. Потому в нашем тревожном до истерики сегодняшнем дне я отчаянно надеюсь, что мы всё же сможем совершить невозможное, а до того в критический для мира момент новый Архипов или новый Петров, словом, «Тот, Который не Стрелял», не поверит ни начальству, ни компьютерам и примет единственно правильное решение вопреки всему.

Мар 29, 2025Анна Очкина
29-3-2025 Авторские колонки1,077
Фото аватара
Анна Очкина

Кандидат философских наук, зав. кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета. Заместитель директора ИГСО, член редакционного совета журнала "Левая политика", социолог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

УСТАРЕЛА ЛИ ДИАЛЕКТИКА?Европа: радикальные левые против своего империализма
  См. также  
 
Октябрь 1917 года: предостережение, альтернатива, вызов
 
Люксембургская система
 
Свобода наступила… или нет
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру