Мелодичный звон скреп
Круговая порука мажет, как копоть.
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть.
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
За красным восходом – коричневый закат.
Скованные одной цепью,
Связанные одной целью.
Скованные одной цепью,
Связанные одной.
***
Здесь женщины ищут, но находят лишь старость,
Здесь мерилом работы считают усталость,
Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи
И не меньше последних устали, быть может,
Быть скованными одной цепью,
Связанными одной целью.
Скованными одной цепью,
Связанными одной целью.
Пела группа «Наутилус Помпилиус» в конце восьмидесятых о советском обществе и коммунистической идеологии. И своей песней обличала уравнительный коллективизм, державший личности людей в цепях и превращавший их в рабов системы.
Цепи советской системы и идеологии пали. Но свобода досталась не всем. Оказалось, что её груз легче нести, когда в руках власть и собственность. А без них свобода обернулась задачей, которую крайне сложно решить. Ради чего и как жить? Государство сняло с себя функцию архитектора и поводыря личности, лишь подмигнуло с призывом «обогащайтесь». И оставило людей со своими проблемами.
Но, закончились «лихие девяностые», и вместе со стабильностью у государства проснулся интерес к народу. Чем там электорат живёт? И, несмотря на отказ от государственной идеологии в Конституции, такую идеологию начали искать и нашли. Её стержнем стал государственный патриотизм.
Это новые цепи (скрепы), которые государственная система надела на общество. Но, так как патриотизм существует не в форме обязательной юридической нормы, а в форме нормы культурно-пропагандистской, то создаётся видимость его добровольного принятия. Граждан с детского сада обучают, как надевать и носить эти цепи. А раз уж научены, то почему бы и не пользоваться? Тем более, что они издают такой мелодичный звон: «Я русский, я иду до концааа!» и т.п.
Критичный читатель может сказать: «А что же, нам совсем без идеи остаться? И чем же плохо Родину любить?» Вот и основа для патриотизма – его очевидная польза для личности, которая получает ориентиры в жизни. И польза для общества видна.
Однако, не всё так радужно.
Патриотизм хорош. Даже прекрасен! Полезен. Даже необходим!
Для родоплеменной общины.
Там работает принцип «Один за всех и все за одного!» – безусловная привязанность к своим и борьба с чужаками является лучшим вариантом общественного поведения, выгодного каждому члену такого общества.
Но в условиях развитого капитализма родовая солидарность и безусловная поддержка «своего племени» входит в противоречие со многими потребностями и выгодами отдельных членов общества. Выглядит это так: владельцу завода выгодней завезти рабочих-мигрантов другой национальности и дать им работу с более низкой оплатой труда, чем платить больше денег за труд своих «соплеменников». Если же ему будет выгоднее вывести прибыль завода за границу и вложить в различные активы, чем вкладываться в развитие своего предприятия, он так и сделает. Племенная солидарность патриотизма требует от него идти против логики капитала, работать себе в ущерб. И частный собственник, как человек разумный и свободный от оков первобытного сознания, выбирает личную выгоду.
Также, частенько, выбирают личную выгоду чиновники и службисты силовых структур. Они ведь тоже разумные и незашоренные люди.
Но, чтобы народные массы жили в покое и покорности, свободные от оков племенной солидарности элиты, всё же надевают знаки этих оков для выхода в народ. Демонстрируют патриотические действия, говорят патриотические речи. У народа должно сохраняться чувство «связанности одной цепью».
Увидеть эту ситуацию – что лишь народ носит на себе цепи племенной солидарности и жертвует своими интересами ради элит – очень важно! Это прозрение необходимо, чтобы развязать руки трудящимся в борьбе за свои права, за своё лучшее будущее. В противном случае, элиты с удовольствием обменяют лучшее будущее большинства на процветание себя и своих потомков.
Скованность народа государственным патриотизмом и свобода элит от него – это не единственный факт, который стоит увидеть.
Второй, не менее показательный пример искусственности государственного патриотизма – отсутствие в России сильных региональных идентичностей и «племенной солидарности» вокруг них. Точнее, такая идентичность и солидарность подавляется и старательно размывается, подозревается в сепаратизме, национализме, экстремизме и чем угодно ещё. Ведь она создаёт базу для борьбы «своих против чужих». А когда этими чужими вдруг оказываются присланные из федерального центра руководители – такой патриотизм, очевидно, является лишним. Его надо запретить и подавить. И даже пример Чеченской Республики с её особым статусом не опровергает это правило.
У государственного патриотизма есть одна форма – солидарность с правящим классом.
Одна задача – удешевление рабочей и военной силы в интересах этого класса.
И одна цель – удержание народа в бессознательной покорности этому классу.
Тут бы и статье конец! Читатель левых взглядов с выводами согласится. Что же ещё надо, когда в товарищах согласье есть?
Нужно расширять товарищеский круг.
Поэтому я обращаюсь к согласным с выводами марксистам, а также к левым патриотам и либералам. Товарищи, патриотизм – это не просто цепи, тяготящие трудовой народ, и не красивые цацки, которые надевают по праздникам представители правящего класса. Патриотизм в личном переживании – это глубокое чувство общности и братства, дающее ориентиры в жизненных выборах, обеспечивающее чувство безопасности и уверенности в тяжёлые времена. Говоря программистским языком – патриотическое чувство это «не баг, а фича», поэтому разбить цепи патриотизма и стать свободными практически невозможно. Насильно дарованная свобода переживается как катастрофа и оборачивается деградацией личности, либо поиском пристанища в другой, случайно выбранной коллективности.
Поэтому государственный патриотизм вместе со своим разоблачением должен быть заменён.
Цепи должны быть сменены товарищескими рукопожатиями всех сознательных людей труда.
В отличие от племенной солидарности каменного века, классовое чувство солидарности трудящихся и наша взаимная поддержка соответствуют интересам большинства в России и всём мире.