rabkor telegram

Dizzy

  • Главная
  • Публикации
    • Авторские колонки
    • События
    • Анализ
    • Дебаты
    • Интервью
    • Репортаж
    • Левые
    • Ликбез
    • День в истории
    • Передовицы
  • Культура
    • Кино
    • Книги
    • Театр
    • Музыка
    • Арт
    • ТВ
    • Пресса
    • Сеть
    • Наука
  • Авторы
  • О нас
  • Помощь Рабкору
231

Диалектическая природа метамодерна: осцилляция как способ бытия в эпоху радикальной неопределенности

367

Перипетии теории Империализма

175

Заявление радикальных социалистов Индии об операции «Синдур»

208

Обзор книги «Против арендодателей» Ника Бано – ценные идеи о том, как решить жилищный кризис в Великобритании

Главная Рубрики Авторские колонки 2020 Март Спасти капитана Дрейфуса. Великий Роман Полански снял плохой фильм

Спасти капитана Дрейфуса. Великий Роман Полански снял плохой фильм

 

Спасти капитана Дрейфуса. Великий Роман Полански снял плохой фильм.

 

Пересказывать сюжет киноленты “Офицер и Шпион” не имеет смысла, потому что вы его знаете, а если нет, желающие могут обратиться к всезнайке Вики и прочесть там про дело Дрейфуса. Если же интересна политическая подоплека дела и то, как на него реагировали многие сторонники революции и антиавторитарного социализма, можно прочесть вот эту заметку https://rabkor.ru/columns/editorial-columns/2019/05/07/hegemony-at-work/

Актеры играют… пожалуй, неплохо, а может мне просто нравится  Эммануэль Сенье — жена прекрасного Романа Полански. Ну да, она как всегда убедительна, эротична и искренне говорит. Особенно в постели.

Дрейфуса жалко. Наверное он действительно пострадал ни за что. Хотя, откровенно говоря, не зная обстоятельств дела, не хочется и судить о нем. Особенно в условиях, когда французский суд дважды признал французского офицера Альфреда Дрейфуса виновным в шпионаже в пользу Германии. Оправдал его только третий суд, через 12 лет после вынесения первого приговора и только после того, как президент Франции помиловал осужденного. Но непонятно, почему я, зритель, должен верить именно решению третьего суда, а не первых двух, если суд ведет себя как проститутка, регулярно уступая влиянию тех или иных политических сил?

Но, допустим, Дрейфус не был шпионом, а был он честным офицером, который убивал за зарплату исключительно по приказам французского генштаба, а никак не немецкого. Он, позднее, принял доблестное участие в качестве французского офицера в грязной войне (Первой мировой), дослужившись до подполковника и в 1918 году был награждён орденом Почётного легиона (любопытно, что этот факт не был упомянут к картине) за участие в бойне, где погибли миллионы. Только почему я должен сочувствовать человеку, который так рвался убивать ради государства? Кто-то думает, что это все — абстракции? А если мы снова познакомимся с точно такой же невыносимой ситуацией, если начнется большая война (надеюсь, до нее не дойдет)?

– Полковник!

– Генерал!

– Вы свободны, идите.

Красные штаны, щелкающие каблуки, деловитая покорность.

В то время как плевки взбесившейся картечи

Скрежещут и свистят в пространстве голубом

И падают полки близ Короля, чьи речи

Полны презренья к тем, кто гибнет под огнем;

В то время как дано в дымящиеся груды

Безумью превратить сто тысяч тел людских,

– О мертвецы в траве, в день летний, среди чуда

Природы благостной, что сотворила их!.. –

 

Нет, я не пацифист. Просто думаю про это так же, как автор стихотворения “Зло”, лучший поэт Франции в 19 столетии, лицезревший последствия франко-прусской войны, Артюр Рембо.

Рембо был противником войны государств, сторонником Коммуны Парижа в 1871 года и автором “Коммунистической контитуции”. Речь, конечно, идет об ином понимании коммунизма, чем, например, в СССР. Биограф Рембо, Пьер Птифис, сообщает об этом следующее: «Именно в столице он написал “Парижскую военную песню” и так называемую “Коммунистическую конституцию”. Она утеряна, но известно, что в июле ее довелось прочесть Делаэ. Конституция Рембо — утопическая мечта: деньги отменены, центральная власть упразднена, коммуны независимы, коммунары сами выбирают себе начальников, которых наделяют лишь временными и ограниченными полномочиями, референдум – основа исполнительной власти».

Но вернемся к фильму Полански. Ведь и про несправедливо обвиненного офицера можно снять хорошее кино. И про справедливо обвиненного — вспомним киноленту “Ночной портье”. К сожалению, в фильме “Офицер и шпион” нет совсем ничего, заслуживающего внимания. Политически корректная история с добротной игрой актеров, хорошими операторами и осветителями.

Странно то, что сие творение вышло из мастерской режиссера, снявшего удивительный фильм про богиню, спустившуюся в мир смертных («Венера в мехах»), снявшего историю Владислава Шпильмана — возможно лучший фильм о Второй мировой войне (Пианист).

Но и у великих случаются промахи.

 

Мар 6, 2020Михаил Магид
6-3-2020 Авторские колонкиДрейфус, кино, Офицер и Шпион, Полански, Роман, Франция235
Фото аватара
Михаил Магид

Историк, востоковед, культуролог.

Друзья! Мы работаем только с помощью вашей поддержки. Если вы хотите помочь редакции Рабкора, помочь дальше радовать вас уникальными статьями и стримами, поддержите нас рублём!

Новый курс нужен. Но кто его реализует?Заветы предков
  См. также  
 
Женская эмансипация в кино: 1910-е и 1920-е годы
 
«История политического конфликта» Тома Пикетти и Джулии Кейдж
 
Все мы глядим в Наполеона
По всем вопросам (в т.ч. авторства) пишите на rabkorleftsolidarity@gmail.com
2025 © Рабкор.ру