Неделю назад американский сенат нашел время проголосовать за новую волну санкций против Северной Кореи. Нашли они и десятки миллионов долларов на пропагандистское радиовещание для корейцев. США собираются развернуть в Южной Корее новую антиракетную систему ПРО THAAD, которая будет угрожать и России, и Китаю. Китай и Россия осудили эти планы. Американские дипломаты поспешили во все министерства иностранных дел, включая российское на Смоленке, уговаривая присоединиться к новым санкциям.
Что такого ужасного натворили корейцы? На прошлой неделе они открыли гигантскую художественную экспозицию в Камбодже – что-то вроде нашей севастопольской панорамы, установили двадцатиметровую статую африканского освобождения в Сенегале. Их монументальный гиперреализм ценится в странах Азии и Африки. С этим американцы смирились бы, стиснув зубы. Но, кроме этого, корейцы запустили новый искусственный спутник Земли. А это уже ни-ни. С такими достижениями трудно увязать пропагандистский тезис об отсталости Северной Кореи, о которой талдычат на Западе.
Право на мирное освоение космоса прописано во всех международных договорах. И Советский Союз когда-то первым запустил спутник. С тех пор многие страны запускали, имеет на это право и Северная Корея. Но только не применяя ракетную технологию – говорится в соответствующей резолюции Совбеза.
Вот так – запускать можете, но только без ракет. Можете из рогатки запускать, если уж так хочется.
От Северной Кореи требуют отказа от ядерной программы. Корейцы отвечают: давайте заключим мирный договор – и мы откажемся от ядерного оружия. Но на это американцы и их ставленники в Южной Корее не согласны. Ни на мирный договор, ни на планы объединения двух Корей, которые предлагает Пхеньян, они не идут.
В минувшем году северокорейцы приложили серьезные дипломатические усилия в поисках мира на Корейском полуострове. Их планы кажутся разумными – мирный договор, вывод иностранных войск, объединение двух Корей в конфедерацию. На все эти предложения США отвечают «нет». Вы сначала разоружайтесь, говорят они.
А на это северокорейцы не идут. Их понять легко. Страны, которые разоружались, становились легкой добычей для североамериканского хищника. Все помнят, как разоружили Ирак – и он погиб. Если у американцев нет таких планов, пусть заключат мирный договор.
Несколько месяцев назад дело чуть не дошло до войны, когда Южная Корея запустила громкоговорители по всей границе, передающие враждебную пропаганду на Север. Затем они стали запускать шары с пропагандой в воздушное пространство Севера. С большим трудом международными усилиями удалось убедить Южную Корею прекратить провокации и избежать войны.
К сожалению, российская позиция по Корее сложилась до 2011 года, до Ливии, и застыла.
Россия поддерживает и санкции (только санкции ООН, куда меньшие, чем американские), и требования по ядерному разоружению и неприменению ракетной технологии. Я прочел заявление российского МИДа, сделанное на минувшей неделе, с осуждением запуска искусственного спутника Земли и глазам не поверил. Пришлось перечитать несколько раз. Это заявление – точная копия заявления российского МИДа от 2012 года, когда корейцы запустили свой первый спутник.
Но сколько изменилось за эти годы! С тех пор был переворот в Киеве, война на Донбассе, санкции против России; Запад запретил передачу современных технологий Москве, угрозы нападения на Россию передаются и из Лондона, и из Вашингтона. Даже сегодня американцы бомбят Алеппо и выдают это за «жестокое нападение России». А российский МИД продолжает повторять вчерашние речи о недопустимости использования ракетной технологии Северной Кореей.
Настало время для общественного обсуждения и пересмотра позиций.
Северная Корея – друг России, как впрочем, и Южная Корея. Санкции пора снять и дать обеим Кореям мирно развиваться.
Американские войска задержались в Южной Корее – война окончилась в 1952, а они все еще там. И мирный договор пора заключать.
Хорошо, конечно, ликвидировать ядерное оружие. Но кто гарантирует Северной Корее ненападение со стороны Юга и США? Они не гарантируют, даже мирный договор не хотят заключить. Россия не станет, да и не сможет. А пока нет гарантий, ядерный щит является единственной гарантией, как мы знаем по своему опыту.